Современный урок по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является описание и анализ основных целей современного урока иностранного языка, его структуры, а также требований к его проведению. В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по структуре и методикам проведения урока. 2.Дать определения понятию «урок» 3.Описать особенности современного урока иностранного языка 4.Выявить требования к подготовке современного урока иностранного языка 5. Разработать модель открытого урока иностранного языка Методы исследования - анализ методической литературы, изучение передового опыта, синтез, обобщение.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

 

На пороге нового века существенно изменился социокультурный  контекст изучения иностранных языков в Казахстане. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьей ступенях, где обучение уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональный сферах. 
Иностранный язык, таким образом, как инструмент познания в условиях коммуникативно-ориентированного обучения становится также средством

социокультурного образования.

Современный урок - это  главная составная часть учебного процесса, сложнейшее явление, которое  может рассматриваться с любой  точки зрения - содержательной, структурной, функциональной. В каждом уроке отражаются требования целей и задач обучения в целом. Этими требованиями должен руководствоваться педагог при подготовке и проведении урока. Знание требований к современному уроку направляет деятельность учителя. Актуальность исследования. Актуальность данной темы в том, что в нашем современном мире использование мульти-коммуникативных объектов для изучение и усвоение иностранного языка является неотъемлемой частью введение урока. Современные субъекты часто использует плоды высоких технологий в повседневной жизни. Использование новых методов проектов помогает улучит и упростить задачи преподавателя.

Актуально и эффективно использование на уроках иностранного языка:

- песенного материала,  что стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению языкового материла     благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания;

- учебного кино,  что  развивает навыки и умения  восприятия   и понимания иноязычной  речи на слух;

- компьютерных программ, что обеспечивает индивидуализацию обучения и интенсификацю самостоятельной работы учащихся

Сегодня все большее  внимание уделяется человеку как  личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также  высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному  потенциалу. Соответственно не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

   В настоящее  время проблема преподавания  иностранного языка в школе  является  актуальной. Перед учителями  иностранного языка стоит задача  сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Знание социокультурного фона очень значимо, так как без него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому необходимо иметь представление об особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Формирование положительной мотивации происходит на основе развития познавательных интересов учащихся, потребности в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Именно поэтому работа, посвященная требованиям и целям  современного урока иностранного языка является актуальной.

Объект исследования: процесс обучений иностранному языку в средней школе.

Предмет исследования: проведение современного урока иностранного языка.

Целью исследования является описание и анализ основных целей  современного урока иностранного языка, его структуры, а также требований к его проведению.

В соответствии с целью  исследования в работе ставятся следующие  задачи:  
1. Изучить теоретический материал по структуре и методикам проведения урока.  
2.Дать определения понятию «урок»

3.Описать особенности  современного урока иностранного  языка  
4.Выявить требования к подготовке современного урока иностранного языка  
5. Разработать модель открытого урока иностранного языка  
Методы исследования - анализ методической литературы, изучение передового опыта, синтез, обобщение.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность современного урока, выявлены особенности современных уроков иностранного языка, описаны требования к их проведению, представлена модель проведения открытого урока иностранного языка.  
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы учениками школы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключение раскрывающих сущность вопроса, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

1 Теоретические положение определение структуры и содержания  современного урока иностранного языка

 

1.1 УРОК КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 

«Урок – динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип урок может иметь нескольких разновидностей. Например: тип урока – объяснение нового материала. Виды: урок-конференция, урок-лекция и т.д.» [1].

Урок — форма организации  обучения с целью овладения учащимися  изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

В такой форме обычно проходят занятия в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т.п.)

К основным типам уроков относят:

- комбинированный урок;

- урок изложения нового материала;

- урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков;

- урок самостоятельной работы;

- урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала;

- урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;

- интегрированный урок [2].

Урок – это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только  важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса  обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения.  Хороший урок – дело не простое.  Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке [3].

Реализация перечисленных  задач является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.

У урока иностранного языка особенная специфика, которую  учитель иностранного языка не может  не учитывать. В настоящее время  глобальной целью овладения иностранным  языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности  в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется  в условиях гуманистического подхода  к обучению. При таком подходе  создаются положительные условия  для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему: учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных; участники общения чувствуют себя в безопасности  от критики, преследования за ошибки и наказания.

При гуманистическом подходе к  обучению исчезают характерные для  учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие  их к раздражительности.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой  учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий.

Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу  воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.

Тщательная подготовка к уроку  иностранного языка – это одна из возможностей повысить его действенность.

Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок иностранного языка – это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Во-первых, на уроке решаются многоплановые  задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому  владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка.

Материал урока и средства для  его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель  решает, что конкретно следует  воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.

Во-вторых, на уроке используются различные  организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь  всех и каждого нужно развивать  и совершенствовать свои организаторские  способности для подготовки своего рода сценария урока.

В-третьих, урок должен быть обеспечен  средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.

В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и  других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Это возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии.

В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся: речевые задания, проблемные задания.

Таким образом, урок как сложное  образование играет решающую роль в овладении учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки. На нем формируются и развиваются речевые навыки и умения.

Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует  рассматривать как еще одну возможность повышения действенности урока иностранного языка.

Информация о работе Современный урок по иностранному языку