Современный урок по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является описание и анализ основных целей современного урока иностранного языка, его структуры, а также требований к его проведению. В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по структуре и методикам проведения урока. 2.Дать определения понятию «урок» 3.Описать особенности современного урока иностранного языка 4.Выявить требования к подготовке современного урока иностранного языка 5. Разработать модель открытого урока иностранного языка Методы исследования - анализ методической литературы, изучение передового опыта, синтез, обобщение.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Упр. 4. Ученики задают вопросы к тексту. Почти все  вопросы — на уровне значений, а не смысла. Это значит, что ответы на них содержатся прямо в тексте в готовом виде и отвечать на них можно без размышлений:

— Как зовут мальчика? (Игорь.)

— Он ходит в школу охотно? (Нет, неохотно.)

— Что говорят коллеги его отца? (У тебя хороший сын.) .

В жизни вопросы задают, когда  хотят узнать то, что неизвестно,

здесь же —просто потому, что надо задать вопрос. Поскольку вопро¬сы бесцельны, онн нелогичны и бессистемны. Они формальны.

Упр. 5. «Закройте книги. Ответьте на мои вопросы».

Упр. 6. «Перескажите текст»—таково  последнее упражнение.

И вот ученики мучительно вспоминают все, что они запомнили, и но очереди, с помощью учителя воспроизводят  текст, известный всем. Естественно, делают массу ошибок, конечно, очень  низок теми речи.

— Дома подготовьте хороший пересказ текста,— резюмирует учитель в конце урока.

Давайте па минуту встанем на место  ученика и подумаем, как после  такой работы хорошо пересказать  текст. Есть два выхода. Первый, заманчивый выход — рассказать «своими словами». Но прошлый раз он уже пробовал это сделать. Грамотно перефразировать текст не смог (этому в классе не научили), получилось много ошибок, учитель был недоволен, едва-едва поставил «тройку».

Другой выход — выучить текст  наизусть. Сосед по парте так и делает: зазубренный текст отбарабанивает бодро и без ошибки, за что получает «отлично».

Так вызубривается одни текст, потом  следующий, потом еще один. Конечно, какая-то польза от этого есть. Но разве  текст — самоцель?

Ведь к владению говорением п  новых ситуациях общения заучивание даже большого количества текстов не приводит. Надо развивать способность к говорению, создавать для этого базу.

Как же это следует делать?

Мы уже говорили, что совершенствование  речевых навыков осуще-ствляется на базе разговорного текста и что достигается оно за счет трансформации и комбинирования материала такого текста. Но это — общая стратегия работы. Рассмотрим ее конкретное воплощение на уроках II типа.

Представим общую схему уроков II типа.

Тема урока: ...

Цель урока: (учебная цель направлена на совершенствование либо навыков устной речи (разговорный текст предъявляется на слух), либо навыков письменной речи (текст предъявляется зрительно), либо лексических навыков говорения, либо грамматических навыков говорения, либо тех и других вместе).

Речевой материал: 1) Весь материал, усвоенный па первом этапе  и представленный в виде разговорного текста (текстов). 2) Дополнительный материал из предыдущих циклов уроков.

Оснащение урока: ...

Ход урока:

1) Речевая подготовка — активизация материала предыдущих уро¬ков, необходимая для лучшего восприятия разговорного текста.

2) Чтение (слушание) разговорного текста (конечно, с определенной речевой задачей).

3) Упражнения с материалом разговорного текста (комбинирование, перефразирование, трансформация). Это основная часть урока.

Думается, что одной  из причин плохого овладения речевым материалом является пренебрежение уроками II типа, на которых создается база для развития речевого умения у учащихся на третьем этане.

Именно поэтому разговорный текст — это не просто материал для дальнейшей активизации и тем более не конечная цель. Он выполняет три функции: 1) является стимулом для общения; 2) является основой, базой для создания ситуаций; 3) служит речевым образцом, равняясь на который, ученик будет затем высказываться сам.

Основными являются упражнения, способствующие трансформации и  комбинированию материала разговорного текста. Выполняя эти упражнения, ученики  должны: а) найти в тексте фразы, раскрывающие содержание картинок; б) выбрать фразы, содержащие характеристику лица, места действия и т. п.; в) сократить текст (абзац), передать мысль короче; г) расширить абзац за счет изученного ранее; д) составить план текста п высказать основные мысли но плану; е) драматизировать часть текста; ж) определить соответствие сказанного тому, что написано в тексте, и т. п.

Многие из указанных  упражнений можно выполнять с  помощью логико-синтаксических схем, которые дают возможность учителю управлять использованием тех или иных речевых единиц, «вызывать» их в речи учащихся.

Часть (желательно, чтобы  это была меньшая часть, примерно одна треть) упражнений выполняется  с опорой на текст, т. е. при открытых книгах.

Упражнения первого  вида (уровня) учат выделять основную мысль  текста, а также его смысловые  связи, логику построения текста, его функциональную направленность и подводят учащихся к осознанию текста как образца высказывания.

Упражнения второго  вида (уровня) стимулируют учащихся выражать отношение к тексту и отраженной в нем проблеме, давать характеристику героям текста, выражать оценку их поступков и мыслей. Здесь начинается «отрыв» учащихся от текста, что происходит благодаря использованию логико-синтаксических схем.

Задачей упражнений третьего вида (уровня) является использование учащимися материала текста применительно к себе и к своим близким. Здесь закладываются основы самостоятельного составления собственной программы высказывания. Текст служит только стимулом и речевым образцом .

Конечно же, монологическое высказывание (высказывание одного человека объемом свыше двух фраз, т. е. от сверхфразового единства до целого текста) обладает особыми структурными характеристиками. Ими являются:

во-первых, непрерывный  характер высказывания, для чего важна  определенная психологическая настроенность  говорящего. Учитель должен помнить это и не разрушать эту настроенность. Правильно замечает в этой связи В. Л. Скалкин, что «монолог — это прежде всего повышенная нагрузка на память (оперативную и долговременную), мышление и речепроизводительные механизмы человека»;

во-вторых, логичность и  связность высказывания, которые  заключаются в том, что в сверхфразовом  единстве, как правило, фразы связаны  и содержательно, и структурно. Именно поэтому монологическое высказывание не есть сумма ответов на ряд вопросов. В нем всегда есть некая «ключевая фраза», остальные же развивают ее идею, поясняют ее, дополняют, обосновывают и. т. д. Для обучения очень важно знать, как разворачиваются высказывания различных типов, чтобы закономерности их структуры положить в основу обучения;

в-третьих, смысловая законченность высказывания, что связано с его коммуникативной направленностью, с речевой задачей говорящего [33.] С этой точки зрения очень трудно оправдать высказывания типа: «Я хочу написать письмо. Я иду на почту. Я покупаю конверт, марку и бумагу. Я пишу письмо» или описания картинок типа: «Это мальчик. Его зовут Ник. У Ника в руке палка...».

Исходя из особенностей монологического высказывания, можно  сказать, что всему этому, несомненно, необходимо обучить. Следовательно, задачами «монологического» урока являются:

1) научить высказываться обращенно к конкретному лицу, в конкретных условиях общения;

2) научить выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;

3) научить высказываться логично и связно;

4) научить высказываться с достаточной скоростью, обеспечивающей отсутствие необоснованных пауз между фразами, что может нарушить взаимопонимание.

Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом  качеств. Вот те из них, которые наиболее специфичны именно для монологического высказывания.

1) Целенаправленность. Она проявляется в том, что у говорящего всегда есть определенная цель — решить определенную речевую задачу, причем задачу, направленную на собеседника. В основе целенаправленности лежит желание (осознаваемое или нет) изменить поведение собеседника в желаемом направлении.

2) Логичность. Под нею понимается такое свойство высказывания, которое обеспечивается последовательностью изложения, т. е. рядом мыслен, фактов, связанных внутренне за счет смысла и содержания. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих, т. е. в уточнении мысли, дополнении к ней, пояснении ее, обосновании.

3) Структурность или связность как последовательность изложения, обеспечиваемая внешними (по отношению к логике) специальными средствами языка («сцепками»). Каждый уровень высказывания имеет свои средства связности. Особенно важны для обучения монологическому высказыванию связи в сверхфразопом единстве объемом до 5—7 фраз. Именно здесь — «эпицентр» обучения.

4) Относительная завершенность в содержательном, тематическом плане.

5) Продуктивность. Любое высказывание уровня сверхфразового единства всегда ново (если это не цитата), всегда новая комбинация речевых единиц, т. е. продукция, а не репродукция заученного.

6) Непрерывность, т. е. отсутствие ненужных пауз, осмысленная синтагматичность высказывания.

7) Самостоятельность. Это одно из важнейших качеств высказывания, которое проявляется в отказе от всяческих опор — вербальных, схематических, иллюстративных.

8) Выразительность — наличие логических ударений, интонации, мимики, жестов [34].

Даже этот далеко не полный перечень качеств монологического  высказывания предоставляет много  возможностей для формулировки задач урока (приложение № 4).

Таким образом, от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Как мы уже говорили, целью  обучения иностранному языку в школе  является формирование межкультурной  компетенции учащихся, которая реализуется  в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся является использование нетрадиционных форм уроков, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет им принимать активное участие в диалоге культур.

 

2.2 Нетрадиционные формы проведение уроков

 

 

Сегодня все большее  внимание уделяется человеку как  личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также  высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

  В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого  - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого –  с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными  и в то же время  эффективными. Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; предусматривается минимальное участи уроке учителя [35].

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы  обучения, развития и воспитания учащихся являются урок – спектакль, урок –  праздник, видеоурок, урок – экскурсия, урок – интервью и другие формы занятий (приложение №5 )

 

Интернет на уроках иностранного языка

Интернет обладает колоссальными  информационными возможностями  и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели  иностранного языка по достоинству  оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но прежде всего необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

Поэтому прежде всего следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

Информация о работе Современный урок по иностранному языку