Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни».
Цель исследования - выявить особенности формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….2
1.Теоретические основы формирования здорового образа жизни у
детей в условиях дошкольного образовательного учреждения…………...…..5
1.1. Сущность и содержание понятий «здоровье»,
«здоровый образ жизни»……………………………………………………..….5
1.2. Формирование у ребенка осознанного отношения к своему
здоровью…………………………………………………………………………12
1.3. Формирование у дошкольников позиции созидателя в
отношении своего здоровья……………………………………………………15
2. Методика организации программ «Будь здоров» в условиях ДОУ………..21
2.1 Цель и задачи программы…………………………………………….21
2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические
приемы, используемые в программе………………………………….………..26
Заключение……………………………………….………………………………32
Список используемой литературы……………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая раб..doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИИ

 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования «Южный Федеральный Университет»

Филиал в  г. Зернограде Ростовской области

(Филиал ЮФУ  в г. Зернограде)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: «Формирование здорового образа жизни

 у детей  дошкольного возраста»

 

По  дисциплине «Социальная педагогика»

 зачетная  книжка №100844

2011 – 2012 учебный  год

 

 

 

 

 

                                                    Исполнитель: студентка 2- го курса

                                                              Специальность «Социальная педагогика»

                                 Хронюк Елена Ивановна

                                                 Проверил: старший преподаватель

                                      Година Татьяна Николаевна

 

 

г. Зерноград 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..….2

1.Теоретические основы  формирования здорового образа  жизни у

детей в  условиях дошкольного образовательного учреждения…………...…..5

1.1.   Сущность и содержание понятий «здоровье»,

«здоровый образ  жизни»……………………………………………………..….5

1.2.   Формирование у ребенка осознанного отношения к своему

 здоровью…………………………………………………………………………12

1.3.   Формирование у дошкольников позиции созидателя в

отношении своего здоровья……………………………………………………15

2. Методика организации программ «Будь здоров» в условиях ДОУ………..21

2.1 Цель и  задачи программы…………………………………………….21

2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические 

приемы, используемые в программе………………………………….………..26

Заключение……………………………………….………………………………32

Список используемой литературы……………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Задача раннего  формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей —  одна из главных стратегических задач  развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании"; "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации".

Процент детей, имеющих отклонения в здоровье с каждым годом растает. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

Поэтому данная проблема особенно значима в дошкольный период детства - наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:

- обоснование  связи физического и психического  состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;

- проблема психологического  здоровья детей исследовалась  в трудах Л.А. Абрамян, И.В.  Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н.  Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.;

- принцип взаимосвязи  физиологического и психического  развития был реализован в  трудах психологов П.П. Блонского,  Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,  С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова  и др.;

- на важность  проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни».

Цель исследования - выявить особенности формирования представлений  дошкольников о здоровом образе жизни.

Объект  исследования — система формирования ЗОЖ у детей в дошкольном возрасте.

Предмет исследования - условия формирования ЗОЖ у дошкольников.

Гипотеза исследования: процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные  особенности детей;

- создавать в ДОУ  процессы по учебно-методической  интерпретации содержания здорового образа жизни;

- включать в педагогический  процесс трудовую деятельность  в качестве эмоционального стимула и средства формирования представлений детей о здоровом образе жизни;

- систематически и  целенаправленно проводить пропаганду  здорового образа жизни.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы 
были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать   психолого-педагогическую   литературу   по 
    теме исследования;
  2. Изучить основы формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;
  3. Выявить психолого-педагогические условия формирования ЗОЖ у дошкольников;
  4. Разработать  методические  рекомендации   по  формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:

  • теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);
  • эмпирические (анализ деятельности ДОУ по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников).

База  исследования: МБДОУ д/сад «Березка» г. Зернограда Ростовской области.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения и двух глав, заключения, списка использованных источников.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ  У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

1.1 Сущность и содержание понятий «здоровье»,

«здоровый образ жизни»

 

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

В настоящее  время проблемой формирования здорового  образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).

Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный  и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образова-тельного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [1].

По определению  Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [20,176].

По мнению Г.М. Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [14,90].

Здоровье характеризуется  биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков.

Выделяют три  типа здоровья:

1) «индивидуальное  здоровье» (человек, личность);

2) «здоровье  группы» (семья, профессиональная группа, «страта слой»);

3) «здоровье  населения» (популяционное, общественное).

В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.

Вокруг детей  с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Формирование  культуры ЗОЖ является главным рычагом  первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение  стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Большое значение в создании благоприятных условий  для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В, Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

  • уточнение   понятийного   аппарата:   здоровый   образ   жизни, 
    культура здорового образа жизни;
  • исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и 
    определение   основных   групп   факторов,   оказывающих   влияние   на 
    формирование здоровья ребенка;
  • выявление и исследование проблем формирования культуры 
    здорового образа жизни;
  • создание   теории   и   практики   разработки   и   внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей [9].

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста