Взаимодействие ДОУ с родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:46, реферат

Описание работы

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………….……..3
2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей……………………………………………………………………….4
3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………8
4.Заключение……………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

+зачет.docx

— 39.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

 

1.Введение………………………………………………………………….……..3

2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и дошкольного образовательного  учреждения  в формировании  основ   здорового образа жизни детей……………………………………………………………………….4

3. Сущность  педагогического взаимодействия семьи и  ДОУ в формировании основ  здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………8

4.Заключение……………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Современное развитие России связано с модернизацией в  сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая  обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья  дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние  дети -это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных  образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.

В  настоящее  время  проблемой  формирования  здорового  образа  жизни  занимаются  ученые  из  различных  областей  знаний: медицины  и  физиологии,  психологии,  экологии,  и педагогики.

            Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров,  Ю.П. Литвинене,  А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева,  Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника. 

 

 

2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи

и дошкольного  образовательного  учреждения  в

 формировании  основ   здорового образа жизни детей.

В результате произошедших в обществе изменений, назрела необходимость  переоценить существовавшие ранее  представления о функциях образования  и воспитания, взаимодействия ДОУ  и семьи. Семья - это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений  с другими людьми, формируются  первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей, человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Формирование здорового образа жизни во многом  обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходят в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения.

           ДОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников. Основа взаимодействия «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и  обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.

Однако надо признать, что  в вопросе взаимодействия семьи  и ДОУ встречается такое мнение: родители - это "помощники", "подсобная  сила" при ДОУ.  Таким образом, семье отводится роль объекта  педагогического воздействия, а  ДОУ - роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается[20].

Более эффективным будет  взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.

Естественно, и ДОУ, и семья  стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо  детей, их полноценное и гармоничное  развитие.

Необходимо поставить  вопрос о создании системы педагогического  взаимодействия на уровне «семья –  дошкольное учреждение», разумеется,  с учётом традиций, имеющегося опыта, возможностей и особенностей  ДОУ  районов. Хотя в силу ряда объективных  причин осуществить сегодня это  не просто. С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка  его социально - экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень  взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание  значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.

Однако недостаточно разработанной  остается  проблема формирования здорового  образа жизни дошкольников в условиях ДОУ. В современных условиях жизни  российская семья, которая объективно остается ведущим общественным институтом социализации и воспитания здорового  подрастающего поколения, испытывает объективные трудности по обеспечению  воспитания и развития детей.

 Анализ социологической,  философской и психолого-педагогической  литературы показал, что к настоящему  времени накоплен достаточно  большой материал о роли семьи  в воспитании ребенка, уровне  психолого-педагогической компетентности родителей, о взаимодействии ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни.

Эффективное взаимодействие с семьей предполагает добровольность включения родителей в ту или  иную деятельность, предлагаемую воспитателем,  приоритет субъект-субъектного взаимодействия и собственную внутреннюю активность родителя в его стремлении к самовоспитанию, самообразованию и становлению родительской компетентности.

Существуют  и  некоторые недостатки во взаимодействии  ДОУ и семьи:

  • отсутствие единства во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка;
  • формализм и авторитаризм отношений и, как следствие, отсутствие гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения  семьи и дошкольное учреждение, так  как их объединяет общие цели, развитие личности ребёнка через обеспечение  гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребёнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.

Обеспечить такое гармоничное  взаимодействие индивидуального и  коллективного можно с помощью  обновления системы семейно-общественного  воспитания. Основными условиями её реализации может быть: родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; переход ДОУ от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе; осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям.

 

4. Сущность  педагогического взаимодействия семьи и ДОУ

в формировании основ  здорового образа жизни  детей старшего

дошкольного возраста

Взаимодействие родителей  и педагогов в формировании здорового образа жизни, может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь ему в развитии индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Анализ опыта практической деятельности показывает, что не все  родители откликаются на стремление педагога-воспитателя к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

В современных  условиях модернизации общественного  образования к деятельности общеобразовательных учреждений предъявляются требования повышенного характера, вновь связанные с организацией взаимодействия педагогов, детей и родителей на основе субъект - субъектных отношений, здоровьесберегающей среды.

Деятельность общеобразовательного учреждения, педагогический процесс  передачи ценностей от поколения  к поколению, происходит во времени  и пространстве.

В педагогическом словаре  под педагогическим взаимодействием понимается личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, в виде соперничества между участниками в процессе ориентированной деятельности.

Педагогическое взаимодействие семьи и образовательного учреждения можно определить как взаимное воздействие  педагогов и родителей, в результате которого возникают различные социальные связи, эмоциональные отношения (симпатии, антипатии), познавательные интересы (взаимная оценка друг друга), поведенческие отношения (конкретные действия по отношению друг к другу).

Педагогическое взаимодействие семьи и ДОУ разнообразно, оно  осуществляется в ходе воспитательного  процесса. Мы позволяем заметить, что взаимодействие образовательного учреждения и семьи по формированию здорового   образа   жизни   в   отечественной   науке   и   практике   является

незаконченной   теоретической   структурой,   хотя   уже   накоплен   опыт   и разработаны  различные формы работы с родителями ).

Личностно - ориентированный подход является основополагающим и предполагает формирование у педагога- воспитателя личностных и профессиональных качеств. Личностный подход реализуется при наличии гуманистической системы воспитания. Личность ребенка и воспитателя - главные критерии, наличия развития гуманной воспитательной системы.

Средовой подход заключается в том, что руководство детско-родительскими отношениями происходит в определенной социокультурной среде, под влиянием факторов и агентов социализации: (родители и педагоги).

Аксиологический подход предполагает ценностную направленность в педагогической деятельности, ориентирует педагога на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности.

Таким образом, педагогическая деятельность - это сложное и многообразное  явление, в осуществлении которого задействованы все участники  педагогического процесса.

В соответствии с  выше изложенным,  педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни выступает как один из ведущих видов деятельности общества. Социальная обусловленность взаимодействия ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей тесно связана с жизнедеятельностью  старшего дошкольника.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста