Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через олимпийское движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Выбор вариативной части программы «Юные Олимпийцы» обусловлен необходимостью воспитания у дошкольников бережного отношения к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Цель проекта программы: Формирование основ здорового образа жизни через Олимпийское движение у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

I. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы …………………………………3
1.2. Новизна программы …………… ………………………….. 3
1.3. Актуальность программы……………………………….…...3
1.4. Цель и задачи………………………………………………….3
1.5. Отличительные особенности……………………………..…..4
1.6. Возраст детей. Сроки реализации программы…………….4
1.7. Формы и режим занятий………………………………….….5
1.8. Ожидаемые результаты…………………………………….…6
1.9. Формы подведения итогов……………………………………6
II. Тематическое планирование образовательной
деятельности………………………………………………….……..8
III. Содержание образовательной деятельности ………….…..…14
IV. Ресурсное обеспечение………………………………..…………..20
Список использованной литературы.……….………………….24

Файлы: 1 файл

Проект программы.docx

— 70.37 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

 

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

 

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

на первую квалификационную категорию

ТЕМА:

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через олимпийское движение

 

физическое направление развития детей

 

 образовательная  область 

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Байжаунова Асемгуль

Сатымовна, инструктор по

физической культуре

МБДОУ №107

Руководитель:

Михеева Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


 

Оренбург

2013

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Ведущий специалист РОО

 

Зав. МБДОУ №107

_______________________

 

_________________________С.С.Багайскова

«_____» _________________2013г.

 

«_____» ______________________2013 г.

     
   

«ПРИНЯТО»

   

на Педагогическом совете

МБДОУ №107

   

Протокол № _______________________

   

«_____» ______________________2013 г.


 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«ЮНЫЕ ОЛИМПИЙЦЫ»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №107»

 

 

 

 

 

 

Автор:

Байжаунова Асемгуль

Сатымовна, инструктор

по физической культуре

МБДОУ №107 г. Оренбург


 

 

 

 

 

 

Оренбург

2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы …………………………………3

1.2. Новизна программы …………… …………………………..  3

1.3. Актуальность программы……………………………….…...3

1.4. Цель и задачи………………………………………………….3

1.5. Отличительные особенности……………………………..…..4

1.6. Возраст детей. Сроки реализации программы…………….4

1.7. Формы и режим занятий………………………………….….5

1.8. Ожидаемые результаты…………………………………….…6

1.9. Формы подведения итогов……………………………………6

II. Тематическое планирование образовательной

      деятельности………………………………………………….……..8

III. Содержание образовательной деятельности ………….…..…14

IV. Ресурсное обеспечение………………………………..…………..20

      Список использованной литературы.……….………………….24

  Приложения ……………………………..………..….…………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Направленность программы: Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Физическая культура», задачами ознакомления детей с олимпийским движением.

Новизна: Программа реализуется через приобщение дошкольников к здоровому образу жизни на основе изучения истории Олимпийских игр и организации двигательной активности дошкольников по модели крупнейшего международного комплексного спортивного мероприятия.

 Актуальность: Выбор вариативной части программы «Юные Олимпийцы» обусловлен необходимостью воспитания у дошкольников бережного отношения к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

Цель проекта программы: Формирование основ здорового образа жизни через Олимпийское движение у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать любознательность через активизацию интереса к истокам зарождения Олимпийских игр.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания за свою команду.
  3. Сформировать умение создавать коллективные и индивидуальные альбомы.
  4. Совершенствовать ловкость, быстроту, двигательную активность.
  5. Воспитывать предпосылки позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих через формирование биологической осознанности.

Отличительные особенности программы: Разработка данной программы обусловлена потребностью детей посещающих МБДОУ №107 в двигательной активности и необходимостью формирования у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. Особый интерес у современных дошкольников вызывают Олимпийские игры (прошедшие игры в Лондоне, подготовка Олимпиады в Сочи). Поэтому приобщение дошкольников к физической культуре в процессе изучения истории Олимпийских игр и организации двигательной активности по модели крупнейшего международного комплексного спортивного мероприятия представляется мне наиболее рациональным и эффективным.

       Возраст детей: Программа разработана для детей старшей возрастной группы (5-6 лет). Ребенок данного возраста может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям.

 Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год работы с детьми, на период с сентября по май.

 

 

 

Формы и режим занятий:

 

Совместная деятельность

Самостоятельная

деятельность

Совместная

деятельность

с семьей

Режимные

моменты

НОД

Наблюдения (лексика; этимология  используемых в спорте слов).

 

 

Личностная  мотивация  (осознанное отношение к возможностям своего организма, физическому совершенствованию).

 

Работа с энциклопедическими материалами (изучение строения тела человека, особенностей функционирования его организма).

 

Просмотр мультфильмов (по теме «Олимпийские игры»).

 

Просмотр иллюстраций и фотоматериалов по теме «Олимпийские игры».

Исследовательская деятельность детей по изучению истории развития олимпийского движения.

 

Проектная деятельность детей по организации спортивных праздников и досугов (в т.ч. «Олимпийской недели»); созданию альбомов «Олимпийские виды спорта», «Знаменитые спортсмены Оренбуржья».

 

Экскурсии  (реальные и виртуальные:  стадионы, спортивные школы, Дворцы спорта).

 

Занятия физической культурой (интеграция образовательных областей:«Физическая культура», «Здоровье»,

Прогулка. Организация двигательной активности детей (олимпийское пятиборье).

Физкультурно-оздоровительная развивающая среда:

Развивающий центр «Физическая культура»: организация и реализация практик двигательной и здоровьесберегающей деятельности:

  • спортивное оборудование;
  • альбомы «Олимпийские виды спорта», «Знаменитые спортсмены Оренбуржья».

 

Центр изобразительного искусства:

  • олимпийские эмблемы и символы;
  • материалы и оборудование для продуктивной деятельности детей.

 

Центр музыки и

театра:

  • аудиотека (творчество композиторов, марши и песни о спорте);
  • видеотека (мультфильмы, мультимедиа).

Изучение и анализ условий физического развития детей в семье (анкетирование).

 

Рекомендации по организации практик двигательной  и здоровьесберегающей деятельности детей  (консультирование).

 

Разработка проекта по созданию центра «Физическая культура» в группе; реализация проекта.

 

Семейные экскурсии (ознакомительные) по рекомендациям педагогов (методические рекомендации).

 

Участие в проектах по организации познавательно-исследовательской деятельности, спортивных праздников и досугов.


 

Н.О.Д. проводится два раза в месяц по 25 минут, что соответствует требованиям СанПин. Общая нагрузка по программе - 450 мин.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Интеллектуальные качества:

  1. демонстрирует любознательность к  истокам зарождения Олимпийских игр.
  2. демонстрирует понимание возможностей организма человека в физическом совершенствовании, здоровьесозидательной и здоровьесберегающей функций физической культуры и спорта.
  3. способен самостоятельно организовать подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Личностные качества:

  1. Проявляет интерес к истории появления Олимпийских игр. 
  2. Активно пропагандирует ЗОЖ.
  3. Стремится привлечь родных к занятиям спортом.

Физические качества:

    1. Проявляет ловкость, физическую выносливость, активную деятельность,
    2. Способен довести дело до конца

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-      Наблюдение за динамикой здоровья детей

-   Изучение и анализ  детских альбомов «Олимпийские виды спорта», «Знаменитые спортсмены Оренбуржья»

-   Выставки детских альбомов «Олимпийские виды спорта», «Знаменитые спортсмены Оренбуржья»

- Изучение и анализ условий физического развития детей в семье (анкетирование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема

Время, минуты

Интегративные качества

Методические пособия

Модуль 1. «Из истории Олимпийских игр»

125

  1. Развивать любознательность через активизацию интереса к истокам зарождения Олимпийских игр.
  2. Способствовать формированию навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  3. Дать первичные представления о древних государствах
  4. Сформировать умение создавать коллективные и индивидуальные альбомы.

 

Зрительный ряд:

Картинки по теме «История возникновения Олимпийских игр»

Музыкальный ряд:

Гимн Олимпийских игр

Литературный ряд:

1)Олимпийское образование  дошкольников/ Под.ред.О.С. Филипповой,Т.В. Волосниковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128с.

1.1

«Олимпиада и где она возникла»

25

   

1.2

«Возникновение Олимпийских игр»

50

  1. Развивать любознательность через активизацию интереса к истокам зарождения Олимпийских игр.
  2. Способствовать формированию навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  3. Сформировать умение создавать коллективные и индивидуальные альбомы
  4. Способствовать развитию двигательной активности через подвижные игры

Зрительный ряд:

Картинки по теме «История возникновения Олимпийских игр»

Литературный ряд:

1)Олимпийское образование  дошкольников/ Под.ред.О.С. Филипповой,Т.В. Волосниковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128с.

2)ЯковлевВ.Г. Игры для детей. Москва: «Просвещение»,2005

Пособия:

Клюшки, кубики, кегли

ракетки, мячи.

1.3

«Олимпийская символика и традиции»

25

  1. Развивать любознательность через активизацию интереса к истокам зарождения символики и традиций Олимпийских игр.
  2. Способствовать развитию воображения путём создания собственной символики Олимпийских игр.
  3. Развивать умение использовать в игре предметы заместители
  4. Прививать чувство патриотизма через Олимпийское движение.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания за свою команду

Зрительный ряд:

Картинки с изображением олимпийской символики.

Музыкальный ряд:

Гимн Олимпийских игр

Литературный ряд:

1)Олимпийское образование  дошкольников/ Под.ред.О.С. Филипповой,Т.В. Волосниковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128с.

2) ЯковлевВ.Г. Игры для детей. Москва: «Просвещение»,2005

Пособия: обручи, ракетки, мячи.

1.4

«Знаменитые Олимпийцы Оренбуржья»

25

  1. Развивать любознательность через активизацию интереса к знакомству со знаменитыми Олимпийцами Оренбуржья.
  2. Развивать умение выслушивать собеседника.
  3. Сформировать умение создавать коллективные и индивидуальные альбомы.
  4. Совершенствовать ловкость, быстроту, двигательную активность через подвижные игры.

Зрительный ряд:

Портреты знаменитых Оренбургских Олимпийцев.

Литературный ряд:

1)Физическое воспитание  детей 2-7 лет. Развернутое перспективное  планирование по программе под  ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой

Пособия: мячи, обручи, скакалки, маты, кубики, кегли,

Модуль 2. «В здоровом теле-здоровый дух»

125

  1. Развивать любознательность через активацию интереса к здоровому образу жизни
  2. Формировать первичные представления о себе, основных частях тела.
  3. Развивать меткость, навыки бега, лазания, координации движения
  4. Прививать чувство ответственности за свое здоровье
  5. Формировать навыки самомассажа и дыхательной гимнастики.

Зрительный ряд:

Картинка «Конструктор тела человека»

Литературный ряд:

1)Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование, конспекты занятий/авт-сост.Т.К.Ишинбаева

2)КожевниковаН.Г. Спортивные развлечения и игры. Москва:

«Просвещение», 2005

Пособия: мячи, кегли, гимнастическая стенка.

2.1

«Вот я какой»

50

2.2

«Помоги себе стать здоровым»

25

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания через подвижные игры.
  2. Совершенствовать координацию движений через комплекс общеразвивающих упражнений
  3. Развивать навыки общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками через подвижные игры.
  4. Формировать умение применять полученные знания на практике.
  5. Воспитывать предпосылки позиции созидателя в  отношении своего здоровья и здоровья окружающих через формирование биологической осознанности.

Литературный ряд:

1)Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

2)Физкультурно-оздоровительная  работа с детьми 2-7 лет. Развернутое  перспективное планирование, конспекты  занятий/авт-сост.Т.К.Ишинбаева

Пособия: мячи, ленточки, кубики.

2.3

«Верные друзья»

25

  1. Формировать основные культурно-гигиенические навыки через сюжетно ролевые игры.
  2. Воспитывать предпосылки позиции созидателя в  отношении своего здоровья и здоровья окружающих через формирование биологической осознанности.
  3. Способствовать формированию мелкой моторики через пальчиковую гимнастику
  4. Развивать ловкость и быстроту движений через подвижные игры.

Литературный ряд:

1)Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

2)КожевниковаН.Г. Спортивные развлечения и игры. Москва:

«Просвещение», 2005

Пособия: обручи, «дорожка здоровья»

2.4

«Путешествие по городам Здоровья»

25

  1. Развивать основную группу мышц через выполнение музыкально-ритмических упражнений.
  2. Развивать любознательность через активацию интереса к здоровому образу жизни
  3. Прививать чувство ответственности за свое здоровье
  4. Формировать основные культурно-гигиенические навыки через сюжетно-ролевые игры.

Литературный ряд:

1)Фомина, Н.А. Сказочный театр  физической культуры; физкультурные  занятия с дошкольниками в  музыкальном ритме сказок / Н.А. Фомина. – Волгоград, 2012. – 91 с.

2)Бакулина,Е.Н. Здоровье наших детей [Текст]/

Е.Н.Бакулина. - Самара, 2005

Музыкальный ряд:

«Песни юных спортсменов" Е.Жарковский,В.Викторов.

Пособия: мячи, обручи, кубики, кегли,

Модуль 3. «Спортсменами не рождаются»

200

1. Формировать у детей  представления об Олимпийских  играх, как мирном соревновании  с целью физического и социально-нравственного  совершенствования людей.

2. Развивать у детей  интерес к занятиям физической  культурой и спортом, умения и  навыки сотрудничества через  нравственный и эстетический  опыт Олимпиад.

3. Развивать у детей  стремление к укреплению и  сохранению своего собственного   здоровья посредством занятий  физической культурой.

4. Воспитывать у детей  целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

Литературный ряд:

1)Кириллова, Ю.А. Навстречу  Олимпиаде: физкультурные досуги  для детей старшего дошкольного  возраста / Ю.А. Кириллова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 80с.

2)КожевниковаН.Г. Спортивные развлечения и игры. Москва:

«Просвещение», 2005

Музыкальный ряд:

Гимн Олимпийских игр

«Песни юных спортсменов" Е.Жарковский,В.Викторов.

Пособия: мячи, обручи, кубики, кегли, гантели, ракетки

3.1

«Будущие Олимпийцы нынче ходят в детский сад»

25

3.2

«Я и движение»

25

  1. Совершенствовать ловкость, быстроту, двигательную активность через подвижные игры.
  2. Развивать навыки общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками через подвижные игры.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания за свою команду
  4. Формировать умение применять полученные знания на практике.

Литературный ряд:

1)Т.Е.Харченко «Физкультурные праздники и развлечения»   

2)Физкультурно-оздоровительная  работа с детьми 2-7 лет. Развернутое  перспективное планирование, конспекты  занятий/авт-сост.Т.К.Ишинбаева

Музыкальный ряд:

«Песни юных спортсменов" Е.Жарковский,В.Викторов.

Пособия: мячи, обручи, кубики, кегли, гантели, ракетки

3.3

«Мама, папа, я - спортивная семья»

25

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания за свою команду
  2. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, двигательную активность через подвижные игры.
  3. Формирование социальной и личностной мотивации детей на сохранение и укрепление своего здоровья.

Литературный ряд:

1)Т.Е.Харченко «Физкультурные праздники и развлечения»   

 Детство-Пресс, 2009 г

2)КожевниковаН.Г. Спортивные развлечения и игры. Москва:

«Просвещение», 2005

Музыкальный ряд:

Гимн России

«Песни юных спортсменов" Е.Жарковский,В.Викторов.

Пособия: мячи, обручи, кубики, кегли, гантели, ракетки, скакалки, батут, туннель

3.4

«Олимпийская неделя»

125

  1. Формирование социальной и личностной мотивации детей на сохранение и укрепление своего здоровья.
  2. Воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания за свою команду
  4. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, двигательную активность через подвижные игры.

 

 

Литературный ряд:

1)Т.Е.Харченко «Физкультурные праздники и развлечения»

Детство-Пресс, 2009 г

2)Кириллова, Ю.А. Навстречу  Олимпиаде: физкультурные досуги  для детей старшего дошкольного  возраста / Ю.А. Кириллова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 80с.

Музыкальный ряд:

Гимн Олимпийских игр

«Песни юных спортсменов" Е.Жарковский,В.Викторов.

Пособия: мячи, обручи, скакалки, кубики, кегли, гантели, ракетки, клюшки


 

 

 

 

Содержание образовательной деятельности:

Модуль 1. «Из истории Олимпийских игр»

    1. «Олимпиада и где она возникла»  

Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции. Появление названия Олимпийских игр в результате многократных состязаний, проводимых в Олимпии. Первое достоверное упоминание об Олимпийских играх в 776г., когда на одной из мраморных колонн, установленных вдоль берега реки Алфей, выгравировали имя первого известного олимпийского победителя — повара из Элиды Корэба. Становление Олимпийских игр событием всегреческого масштаба. Съезд на Олимпийские игры множества людей не только из самой Греции, но и из ее городов - колоний от Средиземного до Черного моря.

Итог деятельности: игра «Олимпионик с мячом». Цель: развивать ловкость, быстроту, физическую выносливость, меткость.

    1. «Возникновение Олимпийских игр»

Рассказ легенд о зарождении Олимпийских игр. Установление порядка проведения Олимпийских игр и заключение союза спартанским законодателем Ликургом и афинским законодателем и реформатором Клиосфеном. Объявление Олимпии священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, — преступником.

Возрождение Олимпийских игр благодаря французскому барону Пьеру де Кубертену.

Итог деятельности: игра-эстафета «Самый быстрый Олимпионик» Цель: развивать ловкость, быстроту, физическую выносливость.

    1. «Олимпийская символика и традиции»

Показ и трактовка эмблемы Олимпийских игр. Состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. Считается, что пять колец – символ пяти континентов (Европы, Азии, Австралии, Африки и Америки).

Официальный флаг Олимпийских игр представляет собой изображение олимпийского логотипа на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время игр.

Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов – Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, храбрее».

Олимпийский принцип «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба»

Олимпийский огонь. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.

Олимпийские медали. Победитель получает золотую медаль. За второе место дают серебряную медаль, за третье – бронзовую.

Итог деятельности: игровое упражнение «Олимпийцы на тренировке». Цель: развивать ловкость, быстроту, двигательную активность.

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через олимпийское движение