Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

К числу важнейших направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" отнесено здоровье школьников. Президент охарактеризовал отмечаемую в последнее время статистику по этому вопросу как "ужасающую". Какой видится выход из сложившейся ситуации?

Содержание работы

1. Анализ ситуации.
2. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
3. Цель, задачи педагогического проекта.
4. Программа реализации проекта
1) Изучение нормативно - правовой базы.
 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
 материалы ФГОС-2,
 Проект закона об образовании,
 Конвенция по правам ребёнка.
2) Изучение положительного опыта.
3) Программы реализации педагогического опыта.
4) Ожидаемые результаты.
5) Контроль и диагностика сформированности навыков ЗОЖ. Мониторинг состояния здоровья детей.
6) Перспективы проекта «Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста».
5. Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

Воспитание потребности ив ЗОЖ.doc

— 794.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ СИПКРО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачетная  работа

по курсам повышения квалификации

по ИОЧ ИБ 1

«Модернизация региональной системы начального образования»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Формирование здорового образа жизни

детей младшего школьного возраста»

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта:

Журавлёва Галина Владимировна

учитель начальных классов

МОУ школа № 84,

Ларькина Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ лицей № 67,

Стрелковских Любовь Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ школа № 45,

Федорова Лариса Ивановна

учитель начальных классов

МОУ школа № 31

 

 

г.о. Тольятти

2011

 

План проекта

1.       Анализ ситуации.

2.       Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.

3.       Цель, задачи педагогического проекта.

4.       Программа  реализации проекта

1)      Изучение нормативно - правовой базы.

       Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

       материалы ФГОС-2,

       Проект закона об образовании,

       Конвенция по правам ребёнка.

2)      Изучение положительного опыта.

3)      Программы реализации педагогического опыта.

4)      Ожидаемые результаты.

5)      Контроль и диагностика сформированности навыков ЗОЖ.  Мониторинг состояния здоровья детей.

6) Перспективы проекта «Формирование здорового образа жизни  детей младшего школьного возраста».
5. Список используемых источников.

6. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

В.А.Сухомлинский

Анализ ситуации

К числу важнейших направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" отнесено здоровье школьников.  Президент охарактеризовал отмечаемую в последнее время статистику по этому вопросу как "ужасающую". Какой видится выход из сложившейся ситуации?

 

Из причин сложившегося состояния здоровья подрастающего поколения выделим школьно-обусловленные, которые могут играть весьма значительную как негативную, так и очень перспективную положительную роль.

К деструктивным школьным факторам относятся прежде всего:

       непомерно большой и все возрастающий объем учебных и внеучебных нагрузок,

       интенсификация процесса обучения,

       дефицит времени для усвоения огромного потока информации,

       авторитарно-репродуктивный стиль обучения,

       ведущий к диктату учителя и превращающий ученика в пассивного потребителя информации,

       игнорирование индивидуально-типологических особенностей ребенка.

Прилежный ученик вынужден заниматься (в школе и дома) по 12 и более часов в сутки, что предопределяет дефицит двигательной активности, переутомление, уменьшение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе. Эти факторы обусловливают нарушение функций опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы, иммунной защиты, снижение адаптационных возможностей, повышенную заболеваемость с последующей хронизацией патологических процессов.

Уместно напомнить: по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека определяется:

       на 50% условиями и образом его жизни,

       на 20-25% - экологическими факторами,

       на 20% - наследственностью,

       и только на 8-10% уровнем медицинской помощи.

По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.

 

 

 

 

Исследования ИВФ РАО позволяют расположить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

 

1.       Стрессовая педагогическая тактика;

2.       Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3.       Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4.       Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5.       Провалы в существующей системе физического воспитания;

6.       Интенсификация учебного процесса;

7.       Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8.       Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9.       Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

 

Следовательно, основные усилия необходимо сосредоточить на обеспечении оптимальных условий обучения, формирования здорового образа жизни, создании здоровьесберегающей образовательной среды.

Здоровьеформирующее обучение и воспитание должно стать неотъемлемой доминирующей составляющей образовательного процесса, направленного на выработку ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, в сущности - нового мировоззрения нового времени.

 

 

Актуальность

Современное состояние  общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Для нашей страны в современной ситуации эта проблема еще более очевидна. Демографическая ситуация в России в настоящее время внушает опасения специалистам и ученым-демографам. Рождаемость в нашей стране падает, а смертность растет, что в итоге грозит привести страну к демографическому кризису.

Чем раньше у ребёнка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.

Предназначение этого проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья, через формирование такого понятия у самих учителей и родителей школьников.

 

 

Цель проекта

             Развивать здоровьесберегающую среду учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе через использование современных технологий,  создание условий для  формирования здорового образа жизни учащихся.

Задачи проекта:

       формировать осознанную потребность в ЗОЖ;

       развивать у учащихся навыки сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;

       способствовать формированию продуктивных условий взаимодействия всех субъектов образовательной среды (учащихся и их родителей, педагогов).

 

Технологии реализации целевых ориентиров проекта:

1)      формирование навыков по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих через инновационные образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:

       технология разноуровневого обучения;

       технология проблемного обучения

       метод проектов

       технология критического мышления

       технология работы с сенсорно-моторными тренажерами по профилактике миопии и предмиопии;

       технология работы с ножными массажными ковриками;

       технология по коррекции нарушения осанки.

 

2)      пропаганда ЗОЖ через технологии абилитационной направленности:

       третий час физической культуры (ОФП, ЛФК);

       работа спортивных кружков и секций;

       уроки здоровья в начальной школе;

 

3)      профилактика ЗОЖ:

       уроки здоровья;

       реализация программы витаминизации;

       организация рационального питания;

       дни здоровья;

       проведения спортивных праздников;

       организация и проведение школьных конкурсов «Самый здоровый класс», «Самый спортивный класс», «Лучший уголок - здоровья»;

       беседы и лекции с привлечением ресурсов социальных партнеров (ведущие: медработники и  узкие специалисты)

4)      диагностика (мониторинг здоровья).

 

 

 

 

Программа  реализации проекта

Нормативно-правовая и документальная база

 

Программы формирования здорового образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

        Проект закона Российской Федерации «Об образовании»;

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2;

        СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

        Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

        Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

        О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

        Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

        Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

        Конвенция по Правам ребёнка.

 

 

Изучение положительного опыта

         Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. Большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью, и социум.

Школа со здоровьесберегающей средой - это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе.

Многие школы  г.о.Тольятти работают,  используя современные технологии,  создавая условия для  формирования здорового образа жизни учащихся. В Автозаводском районе – это МОУ школы № 78, 84, 31, 45, 67 и другие. В МОУ школе №84 работа по ЗОЖ ведётся под руководством профессора А.И.Бурханова. Опыт работы педагогов МОУ школы №84 мы использовали в своём проекте.

 

 

Программа реализации педагогического опыта.

Программа формирования здорового  образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста