Формирование у старших дошкольников представлений о правах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить наиболее эффективные педагоги-ческие условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека.
Задачи исследования:
Раскрыть психолого-педагогические основы правового воспи-тания детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Изучить особенности представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

курсовая сдана.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространёнными из них и рекомендованными Минис-терством образования РФ к использованию в дошкольных учреждениях являются «Радуга», «Детство», «Истоки» и др. Не затрагивая все достоинства и недостатки этих программных документов, проанализируем их с точки зрения правового воспитания детей дошкольного возраста.

В программе «Радуга» впервые появляются задачи защиты достоинства маленького ребёнка, уважения его прав и воспитания правовой культуры у детей дошкольного возраста. Формирование первоначального представления ребёнка о самом себе (кто он и какой он) сопровождается укреплением уверенности в своих силах, воспитанием  активности и инициативности. В группе создаётся атмосфера равных прав, вводится традиция «добрых обычаев», например, распределение маленьких подарков каждому ребёнку группы, закрепляются появляющиеся индивидуальные симпатии малышей, доброжелательность, уважение к правам других детей.

Вместе с тем, отсутствие в программе конкретных задач по правовому воспитанию вносит фрагментарность и отрывочность в деятельность педагогов по формированию основ правовой культуры.

В содержании другой базовой программы «Детство» (1997), широко представленной в дошкольном образовании нашей страны и разработанной творческим коллективом Санкт-Петербургских учёных под руководством В.Н.Логиновой, Т.И.Бабаевой, доминирует социально-нравственный аспект. Это способствует решению комплекса задач по воспитанию у дошкольников основ гражданственности. Её раздел «Социально-нравственное развитие» ориентирован на развитие у дошкольников элементарных представлений о социальном мире, окружающих людях и отношениях между ними. Особое внимание уделяется формированию ценностных моделей поведения детей дошкольного возраста. Усилия педагогов помогают раскрыть ребёнку мир собственного «Я»: внешний облик, чувства, мысли, поступки. У детей развивается понимание человека как непреходящей ценности.

В настоящее время в практике дошкольного образования широко используются парциальные программы, ориентированные на развитие личности, её самосознания, социальной компетентности, толерантности. Одной из таких программ является программа «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина). Программа включает следующие разделы; уверенность в себе, чувства, желания, взгляды. Выделен и специальный раздел, направленный на формирование социальных навыков поведения, умений детей самостоятельно договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций [15].

«Семицветик» – вариант парциальной программы воспитания гражданственности у дошкольников посредством ознакомления с образами народных героев и реальных исторических личностей – учитывает такую характерную особенность детей дошкольного возраста, как стремление к подражанию взрослым, желание походить на них. Детям предлагаются идеальные модели общественно-значимого поведения взрослых, примеры, достойные подражания. Предлагаемые образцы призваны взращивать в детях такие ценностные качества, как патриотизм, гражданственность [2].

В программе выделены четыре блока. В связи с темой нашего исследования особого внимания заслуживает четвёртый блок программы – «Светочи». Этот блок направлен на ознакомление дошкольников с великими людьми Земли, героями, подвижниками общего блага, являющимися реальными историческими личностями. Авторы программы считают, что знакомство с жизнью и подвигами замечательных людей способно увлечь ребёнка, вызвать желание быть похожим на них, сформировать в сознании дошкольника идеал для подражания, предложить совершенный образец поведения.

Просты и доступны методы реализации программных задач: чтение и рассказывание о героях и подвижниках; объяснение и обсуждение значения жизни и подвигов героев; сравнение подвигов и деяний разных героев, предложение детям самостоятельно определить, для чего совершались подвиги и какими качествами должны были обладать герои; сравнение поступков героев с собственной жизнью; выявление высоконравственных поступков людей из ближайшего окружения и др.

Отмечая достоинства программы «Семицветик», нельзя не заметить, что в ней недостаточна степень адаптированности информации и текстов о народных героях и подвижниках для понимания детьми дошкольного возраста.

Одним из вариантов парциальной программы приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру является программа С.А. Козловой «Я – человек» [17]. Цель программы – помочь педагогу раскрыть ребёнку окружающий мир. Задачи программы ранжируются следующим образом:

- формирование у ребёнка  представлений о себе как о  представителе человеческого рода;

- формирование представлений о людях, живущих на земле, их чувствах, поступках, правах и обязанностях;

- развитие творческой, свободной  личности, обладающей чувством собственного  достоинства.

Анализ изученных программно-методических материалов по организации процесса правового воспитания позволяет констатировать, что практика дошкольного образования недостаточно обеспечена пособиями по этому направлению работы. Ведётся отдельная работа педагогов, которые эмпирическим путём осваивают знания о правах человека и передают их детям. Педагоги современных дошкольных общеобразовательных учреж-дений испытывают затруднения в отборе содержания работы по озна-комлению с правами человека, в поиске эффективных средств и методов воспитания правовой культуры.

Анализ базовых и парциальных программ по дошкольному воспитанию свидетельствует о том, что в настоящее время, в целом, проблеме социального развития дошкольников уделяется большое внимание. Рассматривая его в русле нравственного развития, авторы современных образовательных программ ставят цель становления высших нравственных чувств и эмоций детей. Вместе с тем, раздел правового воспитания является слабым местом большинства этих программ. Следует отметить, что адресаты программ – это практики дошкольных образовательных учреждений, которые в своей педагогической деятельности руководствуются нормативно-рекомендательными документами. Однако ни в одной из действующих программ не имеется ссылок на федеральные и международные документы, в том числе и по защите прав ребёнка.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте закладываются основы личности, её базовые, исходные ценности, в том числе, и основы правовой культуры, определяются способы взаимодействия с человеческим сообществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в теории и практике воспитания детей старшего дошкольного возраста наметились прогрессивные тенденции воспитания гражданских качеств. Но проблема воспитания основ правовой культуры личности на начальных этапах её становления не нашла в теории достаточной разработки: не определены цели и конкретные задачи, содержание правового воспитания, не выявлены психолого-педагогические условия воспитания правовой культуры дошкольников.

Анализ базовых и парциальных программ свидетельствует о недостаточной разработке раздела по правовому воспитанию в большинстве этих программ. Ни в одной из действующих программ не имеется ссылок на федеральные и международные документы, в том числе и по защите прав ребёнка. Анализ педагогического опыта и программ зарубежных педагогов убедительно свидетельствует о возможности и целесообразности правового воспитания на этапах дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Антонов В.В. Изучаем права человека. – М.: Витта-Пресс, 1996. – 31 с.

2. Ашиков В.И. Семицветик. – М.: Просвещение, 1997. – 137 с.

3. Ашикова С. Золотой ключик, или От чего надо защищать детей? // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6. – С. 3.

4. Ваулина Т. Родителям и детям о правах ребенка // Ребенок в детском саду. – 2007. - № 3. – с. 34.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1980. – 233 с.

6. Всеобщая декларация прав человека. – М.: Права человека, 2006.

7. Голицына Н.С., Огнева Л.Г. Ознакомление старших дошколь-ников с конвенцией о правах ребенка. – М.: Скрипторий, 2006. - 94 с.

8. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: Сфера образования, 2010. – 112 с.

9. Данилина Т.А. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2002. - № 6. – С. 100-105.  

10. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и семье // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 9. – С. 64.

11. Доронова Т.Н. Право на защиту // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 11. – С. 2.

12. Доронова Т.Н. Право на образование // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 10. – С. 4.

13. Жуковская Р.И. Родной край. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.

14. Защита прав и достоинства маленького ребёнка. Координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошкольных образо-вательных  учреждений / Т.Н Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2003. – 143 с.      

15. Князева О.Л. Я, ты, мы. – М., 1996. – 12 с.

16. Козлова С.А. Мы имеем право: учебно-методическое пособие. –М.: Обруч, 2010. – 208 с.

17. Козлова С.А. Я – человек: программа приобщения ребёнка к социальному миру. – М.: МГПУ, 1997. – 22 с.

18. Конвенция ООН о правах ребёнка / Ин-т «Открытое общество». – М.: Рудомино, 2001. – 44 с.

19. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

20. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.

21. Кохановский В.П. Философия. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. –522 с.

22. Майданкина Н.Ю., Ковардакова М.А. Теория и методика право-вого воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 200 с.

23. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права: учебно-методи-ческое пособие. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2007. – 143 с.

24. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации. – М., 1998. – 7 с.

25. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями / Сост. Т.А.Харитончик. – Волгоград: Учитель, 2009. – 228 с.

26. Программа «Истоки»: Базис развития ребёнка-дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова. – М.: Просвещение, 2003. – 335 с.

27. Программа «Я – ребёнок, и я имею право» / Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Скрипторий», 2007. – 96 с.

28. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современ-ные требования // Педагогика. – 2002. - № 4. – С. 39-44.

29. Соболева М.Н. Правовое воспитание в семье и ДОУ // Управле-ние дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 3. – С. 10-15.  

30. Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии. – 1979. - № 3. – с. 41-46.

31. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрос-лых. – М., 1992.

32. Федотова С.В. Правовое образование в детском саду и обучение дошкольников правам человека // Современное образование: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. - Москва, 1998. - С. 94-96.

33. Федотова С.В. Право на счастье // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 62-64.

34. Федотова С.В. Дидактическая игра в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с правами человека // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений. - Москва, 2000. - С. 94-96.

35. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личност-ного развития // Педагогика. – 2002. - № 10. – С. 24-29.

36. Шнекендорф З.К. Воспитание в духе культуры мира, взаимопо-нимания, прав человека // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 43-50.

37. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: Сфера, 2008. – 144 с.

38. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошеле-вой. – М.: Просвещение, 1985.

 

 

 

 

 

Защитное слово

Право – это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Право характеризуется осознанием собственной свободы, независимости, достоинства, уважительного отношения к правам других людей. Действие в соответствии с правовой  нормой рассматривается как идеальная модель поведения человека в обществе. Содержание правовой нормы определяется потребностями общества [1].

Нравственность тоже предполагает овладение поведенческими нор-мами, но, в отличие от права, рассматривается как желаемая, одобряемая обществом и добровольная норма поведения граждан, однако не являющаяся обязательной для выполнения. Добровольность служит основной харак-теристикой нравственности.

Так, многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что первые представления детей об окружающем, в том числе и нравственные, возникают и развиваются уже на этапе дошкольного возраста. У детей формируется система элементарных представлений о людях, условиях их жизни, сферах деятельности, способах взаимодействия друг с другом, нормах поведения и общения. Дошкольники осваивают такие фундаментальные нравственно-правовые понятия, как доброта, правдивость, справедливость, смелость, долг, ответственность [5; 13; 15; 16; 32; 38].

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников представлений о правах