Формирование у старших дошкольников представлений о правах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить наиболее эффективные педагоги-ческие условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека.
Задачи исследования:
Раскрыть психолого-педагогические основы правового воспи-тания детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Изучить особенности представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

курсовая сдана.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 15

 

ПРЕДМЕТНАЯ КОМИССИЯ

ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Котовой Кристины Николаевны

                                                                         Специальность 050144

                                                                         Дошкольное образование

                                                                         Курс III, Группа Д-30

                                                                         Предмет: педагогика

 

                                                                          Руководитель:

                                                                          Скопинова Н.А.

                                                                          _____________________________

                                                                                (подпись руководителя)

                                                                      

                                                                     Отметка______________________              

 

 

 

 

 

Москва, 2012 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека. Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, как с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. Таким образом, оказывается, что актуальная и насущная проблема оказывается для ребенка необходимой и начинать работу по правовому воспитанию нужно с дошкольного возраста. Хорошо, если уже в детстве ребёнок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы. Тогда у ребёнка сформируется понимание своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, сознание того, что все люди разные, но у них много общего, все они имеют равные права.

Возникновение во второй половине XX века проблемы прав ребёнка подтверждает актуальность проблемы прав человека и является свидетельством поступательного развития человеческой цивилизации, высокого уровня культурных традиций общества. Проблема прав ребёнка нашла отражение в ряде международных документов: «Декларация прав ребёнка» (1959), «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1966), «Конвенция о правах ребёнка» (1989) и др.

 Современный этап развития нашего общества характеризуется сильнейшей правовой доминантой. В связи с этим правовое воспитание в системе гражданского образования становится ведущим (с 1996 года это направление получило уточняющее название – гражданско-правовое). По утверждению Г.Н.Филонова, сам феномен гражданственности полезно рассматривать в контексте основных идей и принципов «Всеобщей Декларации прав человека».

Суть правового воспитания заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного отношения к ним.

Овладение личностью правовой культурой рассматривается как результат правового воспитания. Правовая культура личности – явление конкретно-историческое и имеет тесную связь с правовой культурой общества. Ядром правовой культуры общества является развитое общественное правосознание, где формируется сама идея закона, государства и власти.

В настоящее время разработаны принципы (Т.В.Болотина), содержание (Я.В.Соколов, В.В.Антонов), формы и методы (А.С.Прутченков, Е.С. Шабельник, М.А.Шкробова), условия (А.Ф.Никитин, С.А.Морозова, Т.А. Степанова, Е.А.Певцова, З.К.Шнекендорф, Н.И.Элиасберг, А.Н. Тубельский) гражданско-правового воспитания школьников.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

В исследованиях, выполненных в 90-х годах, уточнено понятие «правовое воспитание», его роль в формировании правового государства, обоснована необходимость гармоничного сочетания нравственного и правового воспитания в гражданском обществе (С.Н.Апиян, 2001); конкретизировано понятие «гражданственность» по отношению к детям старшего дошкольного возраста (В.А.Казаева, 1999); доказана целесооб-разность и возможность формирования у старших дошкольников представлений о правах человека (С.В.Федотова, 2000).

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самовосприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучается быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).

Опираясь на исследования в области эмоциональной сферы дошкольников (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др.), мы можем предположить, что знания о правах человека послужат решению нравственного развитая личности.

Объект исследования: правовое воспитание дошкольников.

Предмет исследования: формирование у детей старшего дошколь-ного возраста представлений о правах человека.

Цель исследования: определить наиболее эффективные педагоги-ческие условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть психолого-педагогические основы правового воспи-тания детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы.
  2. Изучить особенности представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы правового воспитания детей дошкольного возраста

1.1.  Сущность правового  воспитания детей дошкольного  возраста

 

Для определения сущности правовой культуры на начальных этапах становления личности очень важно развести такие понятия, как «патриотизм», «гражданственность», «право», «нравственность».

Эти понятия, несмотря на их общность, имеют свою специфику. Так сложилось, что российскому обществу изначально было ближе понятие «патриотизм», чем «гражданственность», в недавнем прошлом зачастую одно понятие подменялось другим, и использовались они в практике как синонимы. Однако в педагогической литературе существует чёткое определение этих понятий.

Так, патриотизм (В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) понимается как нравственное качество, которое сочетает любовь, преданность, верность Родине, стремление и приверженность её интересам.

Гражданственность (Г.Н. Филонов, Н.А. Савотина, Я.В. Соколов и др.) рассматривается как интегральное нравственно-политическое качество личности, частью которого является патриотизм – любовь и преданность Родине. Вместе с тем, гражданственность включает и активное участие в общественных делах, и владение общественными нормами поведения. Овладение нормативным поведением рассматривается как одна из органических составляющих гражданственности. Право и представляет собой регламентированную норму (идеал) поведения человека в обществе, суть которой единомасштаб и обязательность их выполнения по отношению к каждому гражданину общества [28; 35].

Право характеризуется осознанием собственной свободы, независимости, достоинства, уважительного отношения к правам других людей. Действие в соответствии с правовой  нормой рассматривается как идеальная модель поведения человека в обществе. Содержание правовой нормы определяется потребностями общества [1].

Нравственность тоже предполагает овладение поведенческими нор-мами, но, в отличие от права, рассматривается как желаемая, одобряемая обществом и добровольная норма поведения граждан, однако не являющаяся обязательной для выполнения. Добровольность служит основной харак-теристикой нравственности.

В настоящее время в обществе всё больше укрепляется понимание того, что проблема права органически взаимосвязана с приобщением граждан к общекультурным ценностям. Культура рассматривается как совокупность жизненных проявлений, достижений, творчества народа, выражение и результат самоопределения воли народа или индивида. В культуре определяются и закрепляются общечеловеческие представления о добре и зле, честности, справедливости, единстве слова и дела, политический выбор граждан, ценности и идеалы общества, формы социальных взаимоотношений людей в ходе согласования их интересов. Культура, как развивающийся процесс, характеризуется постоянными изменениями, появлением новых качеств, присвоением новых ценностей, в том числе и правовых. Культуру принято рассматривать в двух основных формах – материальной и духовной. Общими компонентами любой культуры выступают четыре составляющих:  понятия, отношения или представления, ценности, правила и нормы [21, С.324].

Особенностью культуры является существование живого носителя – человека. Ценность культуры состоит в том, что она содействует человеку в процессе вхождения в социальный мир, приобщения к нормам и правилам жизнедеятельности в обществе. Благодаря приобщению к культуре происходит усвоение социального опыта, общечеловеческих ценностей, становление личности. В связи с этим, общепризнанно активное влияние культуры, её ценностей на становление и формирование личности.

Понятие «правовая культура» в широком общественном понимании трактуется как комплекс представлений и чувств, выражающихся в уважительном отношении к действующему праву и соответствующем правовом поведении. В социальной, юридической литературе утвердились такие компоненты правовой культуры, как правовое сознание, уважение к праву, Закону, законопослушное поведение, участие в работе по охране правопорядка. Компонентами правовой культуры в педагогической литературе признаны [36]:

- уровень правовых знаний, формируемых в тесной связи  с реальными проблемами жизни;

- основы правового сознания (осознанное восприятие закона, правовых  норм и обязанностей), психологическая готовность соблюдать установлен-ные в социуме правила поведения и деятельности, сознательное отношение к праву и дисциплине, уважительное отношение к действующему праву;

- навыки социальной деятельности, привычки правомерного (соглашающегося с нормами права) поведения;

- соблюдение законов общества  и следование им в своём  поведении, деятельности.

В связи с этим сущность правовой культуры выступает как степень осведомлённости граждан о праве, состоянии законности и правопорядка в обществе. Ядром правовой культуры личности является становление позитивного, развитого, целостного правосознания, побуждающего к правомерным действиям и поступкам. Компоненты правовой культуры личности сочетают в себе знание своих прав и свобод, способность критически оценивать принимаемые законы, готовность участвовать в подготовке законодательства, протестовать против закона, противоречащих духу права, умение защищать свои права, солидаризироваться с другими гражданами, чьи права также нарушаются.

Проведённый анализ педагогических исследований по проблеме правового воспитания [7; 9; 10; 16; 22; 32; 34], учёт возрастных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста позволили нам уточнить сущность понятия правового воспитания на начальных этапах становления личности.

Правовое воспитание в старшем дошкольном возрасте нами понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим духовным ценностям, на базе которых происходят усвоение элементарных правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребёнка.

На этапе дошкольного возраста ребёнок начинает осознавать, познавать самого себя, раскрывает свои возможности и способности, становится полноценным и полноправным членом человеческого сообщества, приобщается к социальному миру. 

Мы исходим из понимания того, что процесс правового воспитания детей старшего дошкольного возраста направлен на приобщение детей к правовым ценностям и приобретение определённых знаний о правах человека и правовой норме. Педагогический процесс правового воспитания детей старшего дошкольного возраста предполагает сообщение воспитан-никам элементарных представлений о правах и свободах личности, развивает основы культуры личности, обладающей чувством собственного достоинства, с уважением относящейся к другим людям.

Правовую культуру детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как результат правового воспитания, как овладение и демонстрацию личностью общественно-ценностных, нравственно-правовых моделей поведения. Суть правовой культуры детей старшего дошкольного возраста заключается в овладении детьми навыками и умениями нравственно-правового поведения. Целью формирования основ правовой культуры детей старшего дошкольного возраста является воспитание осознанного и уважительного отношения к праву и нравственно-правовым нормам, следование ценностно-значимым моделям поведения в обществе.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников представлений о правах