Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом Семейн жизнь.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность исследования. Семья - одна из величайших  ценностей,  созданных человечеством за  всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась  без  семьи.  В  ее  позитивном  развитии,  сохранении,  упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной  семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста.

Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство  Российской Федерации на сегодняшний  день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.  Следует отметить, что решение этой проблемы зависит не только от финансирования, но и от массовых стереотипов и установок, формирующихся с раннего детства. Учебно-воспитательные программы дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательной школы должны быть ориентированы на широкое изучение проблем семьи и брака, подготовку детей к семейной жизни, воспитание их как будущих семьянинов.

Семья, являясь для  ребенка  первым  и  наиболее  значимым проводником  социального  влияния,  «вводит»  его   во   все   многообразие родственных  отношений,  домашнего  быта,  вызывая  те  или  иные  чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на  формирование  представлений, привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве  определит  его качества будущего семьянина. Молодожены, создавая свою семью, формируя ее уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве  образца   берут,  как  правило,  родительскую семью как источник социального, эмоционального, познавательного опыта.

Насколько нравственны  будут взаимоотношения в семье, отношение родителей к рождению и воспитанию детей, насколько прочной будет семья, во многом зависит от имеющихся у членов семьи представлений о семейной жизни. И формировать такие представления необходимо уже с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте складываются первичные представления о семейной жизни, изменить которые в последующие возрастные периоды практически невозможно.

Оставаясь важным фактором социализации подрастающих поколений, современная семья не всегда и  не во всем может сформировать определенные установки и ценностные ориентации семейной жизни. Негативные явления в сфере брачно-семейных отношений (нестабильность брака, рост числа немотивированных разводов и неполных семей) и отрицательные тенденции в молодежной среде, связанные с сексуальным взрывом, культом эротики, фиксацией внимания на закрытой ранее теме межполовых отношений, требуют целенаправленной деятельности образовательных учреждений по повышению уровня нравственно-психологической подготовки и сексуальной воспитанности молодежи в вопросах гигиены пола и семейной жизни, преодолению ошибочных взглядов на взаимоотношения полов, брачную жизнь.


Дошкольный возраст является самым значимым и  ответственным в воспитании будущего семьянина. Для того, чтобы у подростка сформировалось правильнее полоролевое поведение, направленное на создание здоровой семьи в будущем, необходимо, чтобы у ребенка на ранних этапах развития не было искажений воспитания.

В современных  условиях необходимо выработать новую  концепцию воспитания будущего семьянина с учетом социально-культурных, экономических, национальных, демографических, этнопсихологических и других факторов. Необходимо говорить о добрачном воспитании как систематическом воздействии на подрастающее поколение, начиная с дошкольного возраста, с целью подготовки и включения в брачно-семейные отношения, становления личности семьянина. Важной частью такого воспитания является формирование первичных представлений о семье и семейной жизни.

Проблема формирования первичных представлений о семье  и семейной жизни, а также более широкая проблема воспитания семьянина находят отражение в педагогических исследованиях, как российских, так и зарубежных.

Психолого-педагогическим проблемам подготовки детей и молодежи к семейной жизни посвящены работы Л.Н. Гудкович, И.В. Гребенникова, И.В. Дубровиной, С.В. Ковалева, Я.Л. Коломинского, И.С. Кон, Б.С. Круглова, Е.Д. Марясис, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Ю.М. Орлова, Л.Н. Тимощенко и др.

Описание специфики  и структурно-динамические характеристики межличностных отношений в семье, анализ социально-психологических механизмов развития у юношества готовности к полнокровной жизнедеятельности в собственных семьях содержатся в трудах психологов А.А. Бодалева, И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Юферевой, П.М. Якобсона и других.

Н.В. Бестужев-Лада, В.В. Бойко, А.Г. Волков, С.И. Голод, И.С. Кон, А.С. Красовский, А.Г. Харчев, З.А. Янкова рассматривают воспитание будущего семьянина в качестве одного из аспектов социального формирования личности. Педагогический аспект решения столь важной проблемы продуктивно разрабатывают В.И. Барский, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, А.В. Мудрик, Н.И. Новикова, М.Н. Певзнер, А.Т. Суворова, Л.Н. Тимощенко, Т.С. Троцюк и другие. В их публикациях затрагиваются проблемы осуществления эффективной взаимосвязи нравственного и полового воспитания, выявляется и характеризуется нравственно-развивающий будущего семьянина потенциал учебно-воспитательного процесса. Педагогические основы подготовки воспитанников к созданию будущей семьи, к семейной жизни и воспитанию детей раскрыты А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским. В работах Л.А. Богданович, Д.В. Колесова, А.П. Краковского, А.Г. Хрипковой и других особое место уделяется санитарно-гигиеническому аспекту, в частности, рассматриваются физиологические особенности представителей разных полов, раскрываются вопросы гигиены пола, возрастная динамика полового созревания и значение этого процесса в формировании будущего семьянина.

В ряде исследований (С.И.  Голод,  Т.М.  Баринова,  М.С.  Мацковский,  Э.К. Васильева) предприняты попытки изучить  те  представления  детей  о  семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что  эти  представления отличаются   фрагментарностью,   неточностью,    бедностью    эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности Надо  сказать,  что столь низкий уровень знаний детей о семье  в определенной степени связан с тем, что в образовательных программах ДОУ этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания. Однако практически отсутствуют исследования, посвященные разработке теоретических основ формирования первичных представлений о семье и семейной жизни в дошкольном возрасте.

Как показывает анализ практики дошкольного воспитания, формирование первичных представлений  о семье и семейной жизни не выдвигается в качестве приоритетной задачи воспитания в дошкольном возрасте. Считается, что основную роль в формировании таких представлений должна играть семья. Однако на сегодняшний день далеко не все семьи готовы справиться с этой задачей. Многие родители считают, что целенаправленно формировать у детей представления о семье и семейной жизни не нужно, они сами сформируются в результате общения ребенка с родителями, сверстниками, жизни в семье. Во многих семьях дети видят негативный пример семейных отношений. В такой ситуации возрастает роль ДОУ в формировании у дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни. Однако многие воспитатели убеждены, что в дошкольном возрасте формировать представления о семейной жизни рано и даже вредно. Формирование у дошкольников таких представлений в большинстве случаев происходит стихийно, как «дополнительный эффект» нравственного воспитания. При этом воспитатели используют ограниченный набор педагогических форм и методов, отдавая предпочтение словесным: беседам, чтению художественной литературы. Практически никто не использует фольклор, совместную трудовую деятельность детей, пример воспитателя, родителей. Взаимодействуют с родителями в решении задач формирования у детей представлений о семье и семейной жизни осуществляют только 20% воспитателей.

Таким образом, анализ педагогической теории и практики позволяет выделить следующие противоречия:

- между важностью  периода дошкольного детства  для формирования первичных представлений  о семье и семейной жизни и отсутствием целенаправленного формирования таких представлений в этом возрасте;

- между значимым  потенциалом художественной литературы, фольклора, игровой деятельности  в формировании у старших дошкольников  первичных представлений о семье  и семейной жизни и его недостаточным использованием в практике ДОУ.

Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: как строить педагогический процесс формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни таким образом, чтобы он способствовал воспитанию будущего семьянина?

Объект исследования:  процесс воспитания старшего дошкольника как будущего семьянина.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования у старшего дошкольника первичных представлений о семье и семейной жизни.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально апробировать педагогический процесс формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни.

Гипотеза исследования: процесс формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни будет способствовать воспитанию будущего семьянина, если:

- будут целостно  формироваться внешние (действия, поступки) и внутренние (суждения, отношения) проявления таких представлений;

- будут последовательно реализовываться ознакомительный (предъявление детям информации о том, что такое семья, какими должны быть взаимоотношений в семье через чтение художественных произведений, беседы), игровой (закрепление полученной информации в игровой деятельности) и практический (реализация полученных представлений в практической деятельности) этапы данного процесса;

- основными  средствами формирования первичных  представлений о семье и семейной  жизни будут выступать чтение  художественной литературы, ролевые игры, проблемные ситуации, совместный труд мальчиков и девочек;

- будет параллельно  вестись работа с детьми и  с родителями.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о семье и семейной жизни и подготовки детей к семейной жизни.
  2. Провести анализ представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики их формирования в семье и ДОУ.
  3. Теоретически разработать и экспериментально апробировать педагогический процесс формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни.

Методология исследования. В своей работе мы опирались на теории полоролевого развития ребенка (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, , И.С. Кон и др.), полового воспитания (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, А.Г. Трушкин и др.), подготовки детей к семейной жизни (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), психологические исследования представлений детей о семье и семейной жизни (С.И.  Голод,  Т.М.  Баринова,  М.С.  Мацковский,  Э.К. Васильева), теории полоролевой социализации дошкольников (Т.А. Репина), теоретические основы использования сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, чтения художественной литературы в полоролевом воспитании старших дошкольников  (Л.В. Градусова, Н.К. Ледовских).

Методы исследования: в соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались теоретические (анализ литературы, синтез, обобщение, сравнение) и эмпирические (анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование (тест-опросник  родительского  отношения (А.Я.  Варга,  В.В. Столин), опросник «Удовлетворённость браком» (В.В.  Столин,  Т.Л.  Романова,  Г.П. Бутенко), тест  «Кинетический  рисунок  семьи» (С. Кауфман,   Р. Бенс), анализ документации (образовательных программ ДОУ) методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 1. Теоретические  аспекты формирования у старших  дошкольников первичных представлений  о семье и семейной жизни

 

    1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи

 

  Семья - одна из величайших  ценностей,  созданных  человечеством  за  всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась  без  семьи.  В  ее  позитивном  развитии,  сохранении,  упрочении заинтересовано как общество, так и государство. В прочной, надежной  семье  нуждается каждый человек независимо от возраста.

Насколько нравственны  будут взаимоотношения в семье, отношение родителей к рождению и воспитанию детей, насколько прочной  будет семья, во многом зависит от имеющихся у членов семьи представлений о семейной жизни. И формировать такие представления необходимо уже с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте складываются первичные представления о семейной жизни, изменить которые в более старшем возрасте практически невозможно.

На формирование представлений о семейной жизни  влияет много факторов: взаимоотношения  в семье, где растет ребенок, средства массовой информации, художественная литература, фольклор, взаимоотношения  ребенка со сверстниками и др. В  современных условиях, когда влияние многих из названных факторов является негативным, возрастает роль детского сада в формировании у дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни.

Для того, чтобы  обоснованно строить педагогический процесс формирования у дошкольников первичных представлений о семье, необходимо иметь четкое представление об особенностях брачно-семейных отношений, их развитии в различные исторические периоды и на современном этапе, об особенностях современной российской семьи. Поэтому в данном параграфе будут решаться следующие задачи:

- описание этапов  зарождения и развития брачно-семейных  отношений;

Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни