Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом Семейн жизнь.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

  У  четырех-пятилетних  детей  усиливается  интерес   к   гениталиям.   Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними, в  дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения:  руками,  ногами, ну и половым органом. Как вести себя родителям?

Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у  тебя  руки?  Перестань  сейчас же!», не показывать досаду,  гнев,  тем  более  -  отвращение.   Необходимо искусно  переключить  ребенка  на  что-то  интересное,  занять  его   руки, внимание.

  Сексуальное  любопытство  детей  проявляется   в  играх  с  раздеванием,  с осмотром половых  органов  друг  друга:  «врач»  ведет  п рием  «больных»  и предлагает показать интимные места. Подобные игры  и  занятия  -  результат естественного  любопытства,  любознательности,  насытив  которые  дети   не возвращаются к  ним.  Но  интерес  к  ним  можно  «подогреть»  неправильной реакцией  родителей:   наказанием,   запрещением   детям   играть   вместе, демонстрацией отвращения. (30,с.10)

  С 5-6 лет  процесс полоролевого развития  усложняется, поскольку в качестве образов  для  подражания  дети  выбирают  книжных  и  кино.  У  девочек  это принцессы, царевны, барышни, персонажи сказок.  Подражание  женским  образам нередко  подталкивает   старших   дошкольниц   к   развитию   художественных способностей.  Например,  изображая  неизменно  любимую   Золушку,   девочки танцуют,  поют,  рисуют.  У  современных   мальчиков   носителями   мужского поведения, к сожалению, часто  становятся  далеко  не  положительные  герои, персонажи  мультфильмов,  фильмов-боевиков.   В   результате   в   поведении мальчиков участились формы поведения не столь  безобидные,  как  кажется  на первый  взгляд:  дерзость,   грубость,   беспощадность,   которые   ошибочно расцениваются  как  проявления  мужественности.  (6,с.30)  Серьезную  ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку,  как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем  родился. И тогда  новорожденного  начинают  воспитывать  так,  как  если  бы  родился ребенок  того  пола,  о  котором  мечтали.  Девочку  стригут под мальчика, приучают  к  не  традиционным  для  неё   занятиям   и   формам   поведения.

Оказывается, что  все  эти  родительские  ухищрения  пагубно  сказываются  на целостном развитии ребенка. Даже  невинные  на  первый  взгляд  переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у  мальчиков  и  бритый затылок у девочки могут дать  толчок  к  развитию  в  дальнейшем  у  ребенка различных сексуальных отклонений.

  Негативно  скажется на развитии ребенка  бесполое воспитание в семье,  когда родители не предпринимают усилий для формирования его  полноценной  половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола  помешает  его  нормальной  адаптации  к  школьной  жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может занизить самооценку ребенка, омрачить  и  последующую его жизнь.

  Формирование  достаточно полных представлений  о  взаимоотношении  полов   и деторождении занимает особое  место  в  воспитании  семьянина.  Современному ребенку не подходят версии о добром аисте, о капусте, о покупке в магазине, к которым на протяжении многих веков  прибегало  человечество.  И  дело  не только в том, что «обман» родителей раскроется достаточно скоро и вера в их непогрешимость поколеблется в глазах ребенка, хотя такое «разочарование»  в самых любимых людях не проходит бесследно. Весомее другой  аргумент  против измышлений в области деторождения: современная наука располагает данными  о том, что ребенок-дошкольник может усваивать  простейшие  естественнонаучные сведения об окружающем мире, в том числе и о том,  «откуда  берутся  дети».

Однако у  ученых разных стран нет единого  подхода к  содержанию  и  методике формирования у детей представлений  о деторождении. Одни считают, что  детям сразу надо открывать все,  без  утайки,  включая  отношения  между  полами, реалии родов. На основе таких взглядов созданы  специальные  программы  для дошкольных  учреждений.  Их  цель  -  формирование  достаточно   полных   и откровенных представлений о взаимоотношении полов и  деторождении,  которые дополняются наглядными  пособиями,  соответствующими  игрушками  (например, беременной  куклой  с   прозрачным   покрытием   живота).   Другие   ученые (В.Ф.Базарный) придерживаются иной точки зрения: не  следует торопиться  с раскрытием всех тайн деторождения, поскольку дошкольники не  могут усвоить их достаточно безболезненно для психики. Учитывая особую интимность, личную окрашенность знаний, помогающих ответить на детский вопрос «Откуда  берутся дети?», А.С.Макаренко говорил «В этих вопросах не содержится  еще  никакого особенного полового  любопытства,  сокрытие  тайны  никаких  переживаний  и страданий ребенку не принесет. Если вы более или  менее  тактично  отведете вопрос ребенка, отделайтесь шуткой или улыбкой,  ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим». (27,с.105) Наиболее эффективной будет соответствующая работа в семье,  а не  в дошкольном  учреждении  отмечает В.Ф.Базарный. Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребенка,  формируя  у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и  содержания  качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть  выполнение  разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца).

 

Выводы  по главе 1

Семья – это  малая группа, основанная на браке  или кровном родстве, члены которой  связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития.

Характеризуя  современную российскую семью, можно выделить следующие основные особенности: преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков; свобода заключения и расторжения брака; равноправие женщин и мужчин в браке; увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей; преобладание одно-двухдетных семей. В практике общественных отношений в современной России наблюдаются резкие изменения института семьи, которые одними исследователями трактуются как кризис семьи, другими – как становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России.


По результатам многочисленных исследований в основе процессов, вызывающих кризис семьи, находятся проблемы духовного  неблагополучия населения. Поэтому сегодня педагогам необходимо направить основные усилия на формирование общественных и личностных ценностей, ориентированных на авторитет материнства и отцовства, пропаганду здоровой, традиционной семьи. И начинать формирование таких представлений и установок необходимо уже с дошкольного детства. 

Детерминирующими факторами формирования у дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни являются родительская семья, ближайшее окружение, образовательные учреждения, средства массовой информации, художественная литература, искусство, религия, фольклор. К сожалению, на сегодняшний день не все эти факторы влияют позитивно. В таких условиях значимую роль в воспитании будущего семьянина должны играть образовательные учреждения.

Формирование  представлений о семье и семейной жизни имеет свои особенности  на разных этапах развития ребенка. Первый онтогенетический этап (от 0 до 3 лет) — формирование полового самосознания — самый ответственный, создающий фундамент дальнейшего семейного поведения, - зависит только от любви к ребенку матери и ближайших родственников, постоянно живущих в семье. Второй этап — формирование полоролевого поведения — продолжается с 3 до 9-11 лет. Признак начала второго этапа — появление сюжета в игре. Заканчивается этап до начала полового созревания (до пубертата). Главной задачей для ребенка на этом этапе является усвоение и освоение мужского и женского поведения через игры и деятельность. Третий этап — формирование сексуального влечения. Проведенный анализ этапов полоролевого развития позволил сделать вывод о том, что формирование первичных представлений о семье и семейной жизни на втором этапе – формирования полоролевого поведения – должно осуществляться преимущественно через игровую деятельность.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 2. Теоретическое  построение и практическая апробация  педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни

 

2.1. Исследование  представлений старших дошкольников  о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений

 в семье  и ДОУ

 

С целью выявления  имеющихся у детей представлений о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений в семье и ДОУ нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи:

  • изучение характера взаимоотношений в семьях детей;
  • исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни;
  • анализ практики формирования представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни в ДОУ и семье.

Первая задача -  изучение  характера  взаимоотношений  в семьях детей  - решалась  с помощью следующих методов:

  • тест-опросник  родительского  отношения (ОРО)  (А.Я.  Варга,  В.В. Столин);
  • опросник «Удовлетворённость браком» (В.В.  Столин,  Т.Л.  Романова,  Г.П. Бутенко);
  • тест  «Кинетический  рисунок  семьи» (КРС) (С. Кауфман,   Р. Бенс).

С целью выявления  взаимоотношений в  семье,  получения  данных  о  том,  как ребенок  воспринимает других членов семьи и  свое место среди  них,  нами  был проведен тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и  С. Кауфмана (см. Прил.1).  Этот метод даёт богатую информацию о субъективной семейной ситуации  исследуемого ребенка.

Тест КРС  состоит из двух  частей:  рисование  своей  семьи  и  беседа  после  рисования. Для выполнения теста  ребенку давали стандартный лист  бумаги  для рисования, карандаш и ластик. После того,  как  дети  заканчивали  рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

1)     Кто  нарисован на рисунке,  что делает каждый член семьи?

2)     Где работают и учатся члены  семьи?

3)     Как в семье распределяются  домашние обязанности?

4)     Каковы взаимоотношение с остальными  членами семьи?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и  содержательные особенности  рисунка.  Формальным  считается  качество  линий,  расположение объектов  рисунка,  стирание  всего  рисунка  или  его   отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка.  Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи,  их  взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на  рисунке. Рисунки детей анализировались по  количеству  баллов,  набранных при наличии определенных симптомов. Исходя из количества баллов, мы определили симптомокомлекс семейной ситуации.  Выделяют  5  симптомокомплексов:  1)   благоприятная    семейная ситуация,  2)  тревожность,   3)   конфликтность   в   семье,   4)   чувство неполноценности в семейной ситуации, 5) враждебность  в  семейной  ситуации.

В результате проведение теста КРС с детьми мы получили следующие данные:

I  группа  – это  семьи,  в  которых  выраженная   тревожность  детей.  Они составили 53%.

II  группа  -  это  семьи, где  наравне   с   благоприятным   микроклиматом проявляется тревожность детей. Эта 19% от общего  количества.

III  группа - 28%  -  состояние в семье   ребенком определяется как благоприятное.

Далее родителями был выполнен  тест-опросник   родительского  отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин, см. Прил. 2) [40, с.537-541]. Данный   тест   представляет    собой    психодиагностический    инструмент, ориентированный на выявление  родительского  отношения  к  ребенку,  которое понимается  как  система  разнообразных  чувств  по  отношению  к   нему, поведенческих стереотипов,  практикуемых  в общении с ним,  особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.  Опросник состоит из 5-ти шкал:

  1. «Принятие  - отвержение».  Шкала  отражает  интегральное  эмоциональное отношение  к ребенку.  Содержание  одного  полюса  шкалы:  родителю  нравится  ребенок таким, какой он есть.  Родитель  уважает  индивидуальность  ребенка, симпатизирует ему. Родитель  стремится  проводить  много  времени  вместе  с ребенком, одобряет его интересы и планы. На  другом  полюсе  шкалы: родитель воспринимает своего  ребенка плохим,  неприспособленным,  неудачливым.  Ему кажется,  что  ребенок  не  добьется   успеха   в   жизни   из-за   низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не  доверяет  ребенку  и  не уважает его.

   2. «Кооперация» - социально желательный  образ  родительского  отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах  и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко  оценивает  интеллектуальные  и творческие   способности   ребенка, испытывает  чувство гордости   за   него.   Он   поощряет   инициативу   и самостоятельность ребенка,  старается быть  с ним на  равных.  Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

   3. «Симбиоз»  -  шкала  отражает  межличностную   дистанцию  в  общении   с ребенком. При высоких баллах  по этой  шкале  можно   считать,  что  родитель стремится   к  симбиотическим  отношениям  с  ребенком.  Содержательно   эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым  целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель  постоянно  ощущает  тревогу  за  ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя  повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни