Формирование позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 15:12, лекция

Описание работы

Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.

Файлы: 1 файл

статья Бычкова Л.С..docx

— 85.17 Кб (Скачать файл)

Формирование позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ

 

 

 

Бычкова Людмила Сергеевна, старший воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк

 

                         "Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех,

                                  осознание своей умелости и  значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим".

 

                                                                                              В. А. Сухомлинский

 

 

    Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

    Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.

     Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм;

  • осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность;
  • сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм;
  • умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности.

Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

   Требования к процессу воспитания у детей интереса к труду можно определить следующим образом:

  • развитие у детей положительных качеств в процессе трудовой деятельности;
  • обеспечение детей «орудиями» труда с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и в целях рационального использования;
  • предварительное формирование у детей умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных трудовых заданий, мотивация интереса к предстоящей работе;
  • организация бесед, направленных на воспитание трудолюбия и развитие нравственных качеств каждого ребёнка;
  • формирование у детей чувства ответственности перед обществом средствами общественно-полезного труда;
  • понимание трудовой деятельности детей как неотъемлемой части педагогического процесса и осуществление на этой основе воспитательной работы.

Реализация указанных требований позволит поднять уровень подготовки детей к жизни в современном обществе и вырастить достойное поколение людей труда.   Следует отметить своеобразие  трудовой  деятельности  дошкольников :

 

   Труд ребенка тесно связан с игрой

 Выполняя трудовую  задачу, малыши часто переключаются  на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

 

Трудовая деятельность постоянно развивается

 Формирование трудовых  навыков:

  • в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог
  • старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать.

Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

 

Мотивы труда

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сделать что-то полезное близким людям.

Планирование

Планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей:

  • они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т. п.);
  • намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения;
  • они не планируют контроля и оценки своей работы;
  • словесное планирование отстает от практического.

 

Отношение к результату

 Младшие дошкольники  ещё не могут самостоятельно  увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат.

 Изменяется и оценочное  отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается  её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

Трудовая деятельность детей имеет свою специфику ,  поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.

 

Систематичность детского труда

Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

Постепенность рабочей нагрузки

Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут.

Ответная  реакция со стороны  сердечно - сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной  допустимой и неблагоприятной  физической нагрузке.

 

Подбор оборудования для труда

 Оборудование для труда  должно быть удобным, соответствовать  возможностям детей. Хорошо подобранный  инвентарь, имеющий привлекательный  внешний вид, дающий возможность  ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает  его к деятельности, вызывает  желание трудиться. Размещается  оборудование так, чтобы детям  было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить  на место.

 

Создание в группе трудовой атмосферы

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.

Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

 

      Во всех возрастных группах детского сада и на игровых площадках созданы оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности детей.

    Оборудование  в группах размещено по видам  труда:

  • в природном уголке – лейки,  пульверизаторы,  корм для животных;
  • в месте, отведённом для ручного труда, - пилы, молотки;
  • принадлежности для хозяйственно-бытового труда – щёточки и совки для уборки мусора размещены на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных  по столовой – ближе к буфетной и пр.

      Всё оборудование  должно быть в достаточном  количестве, хорошего качества и  соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий  цвет леек, приятная форма коробок  для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – всё  это радует детей, способствует  формированию культуры труда, вызывает  эстетическое удовольствие .

     Все групповое  пространство доступно детям, что  способствует формированию устойчивого  интереса к трудовой и самостоятельной  деятельности, развитию продуктивно - творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.

     Оформлены  и функционируют центры для  трудовой и самостоятельной детской  деятельности:

  • художественный
  • конструктивно-строительный
  • природы
  • ручного труда
  • информативности (для саморазвития используются схемы, таблицы, алгоритмы действий, образцы, перфокарты, календари, часы )

Воспитателями в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:

  • природный, бросовый;
  • развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • материал для развития мелкой моторики рук;
  • различные конструкторы;

В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для развития творческих способностей и трудового воспитания детей:

  • уголок  природы;
  • мини-огород;
  • центр  самостоятельной деятельности;
  • уголок ручного труда

    Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Через разнообразные  формы   работы  в разные режимные моменты   я планирую  разнообразную  трудовую деятельность  своих   воспитанников ( Таблица1)

Таблица1 «Направления работы  по трудовому  воспитанию детей в ДОУ»

Направление работы

Возраст

Формы работы с детьми

 

  1. Самообслуживание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Младший дошкольный возраст

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Первая половина дня

Формируем культурно-гигиенические навыки, самообслуживание в процессе одевания и раздевания (одевание и раздевание в определенной последовательности).  Приучаем к опрятности, поддерживать порядок в игровой комнате.

Показ, объяснение, обучение, наблюдение

Напоминание, беседы, потешки

Дидактическая игра

Беседы, личный пример

Вторая половина дня

Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания

Напоминание

 

Разыгрывание игровых ситуаций

Дидактическая игра

Личный пример

Средний дошкольный возраст

Первая половина дня

Совершенствовать умение  одевания и раздевания в определенной последовательности. Приучать самостоятельно готовить и убирать рабочее место для познавательной деятельности. Воспитывать бережное отношение к вещам. Формирование основ опрятности

Показ, объяснение, обучение,

Упражнение, беседа, объяснение, поручение

Рассказ, потешки, напоминание

Личный пример

напоминание

Вторая половина дня

Создание ситуаций побуждающих детей к оказанию помощи сверстнику и взрослому.

Напоминание

Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых, досуг

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Дидактические игры

Беседа, личный пример

Старший дошкольный возраст

Первая половина дня

Учить правильно чистить зубы. Учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятиям, без напоминания убирать свое рабочее место. Закреплять умение одеваться и раздеваться, ухаживать за обувью. Формировать привычку бережно относиться к  личным вещам. Развивать желание помогать друг другу.

Объяснение, обучение, напоминание

Чтение художественной литературы

Дидактические игры, рассматривание иллюстраций

Личный пример

Вторая половина дня

Дидактические и развивающие игры

самообслуживание

Поручения, игровые ситуации, досуг

Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы

 

 

 

 

 

 

 

Личный пример, беседа

  1. Хозяйственно-бытовой труд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Младший дошкольный возраст

Первая половина дня

Привлекаем к выполнению простейших трудовых действий. Формирование навыков поддержания порядка в группе и на участке. Учим совместно со взрослым и под его контролем подготавливать материал к познавательной деятельности и осваивать дежурство по столовой. Побуждаем оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение  к результатам их

труда.

Обучение, показ, объяснение, наблюдение

Обучение, совместный труд, рассматривание иллюстраций. наблюдение

Продуктивная деятельность, поручения, совместный труд детей

Беседа, показ, совместный труд детей и взрослых, личный пример

Вторая половина дня

Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самостоятельных трудовых действий.

напоминание

Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов

 

 

совместный труд детей

Беседа, личный пример, совместный труд

Средний дошкольный возраст

Первая половина дня

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещениях и на участке. Учит детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных.

Обучение, показ, объяснение

Обучение, совместный труд, поручения, дидактические игры, продуктивная деятельность

Творческие задания, дежурство, задания, поручения

Личный пример, беседа, совместный труд детей и взрослых

Вторая половина дня

Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к закреплению желания бережного отношения  к своему труду и труду других людей

напоминание

Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов

совместный труд детей

Беседа, личный пример, совместный труд

Старший дошкольный возраст

Первая половина дня

Формирование трудолюбия (порядок на участке и в группе) и  первичных представлений о труде взрослых. Приучать сервировать стол, приводить его в порядок после еды. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.

Обучение, показ, объяснение

Обучение, совместный труд, поручения, дидактические игры, продуктивная деятельность, экскурсии

Творческие задания, дежурство, задания, поручения

Личный пример, беседа, совместный труд детей и взрослых

Вторая половина дня

Трудовые поручения, участие в совместной со взрослым в уборке игровых уголков,  участие в ремонте атрибутов для игр детей и книг. Приучать убирать постель после сна.

Обучение, показ, объяснение

Обучение, совместный труд, поручения, продуктивная деятельность

 

 

Творческие задания, дежурство, задания, поручения

Личный пример, беседа, совместный труд детей и взрослых

  1.                                                         Труд в природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Младший дошкольный возраст

Первая половина дня

В помещении и на участке учить наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями и животными. Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными.

Показ, объяснение, обучение

Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги

Личный пример, напоминание, объяснение

Вторая половина дня

Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению заботливого отношения к природе. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых.

Показ, объяснение, наблюдение

совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги

 

 

 

 

Личный пример, напоминание

                      Средний дошкольный                       возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая половина дня

Продолжать воспитывать заботливое отношение к растениям, животным, птицам, рыбам и учить ухаживать за ними. Приобщать к работе по выращиванию зелени для корма птиц в зимнее время. Привлекать детей к подкормке птиц. Приучать к работе на огороде и цветнике. Формирование бережного отношения к оборудованию для трудовой деятельности.6

Показ, объяснение, обучение

Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра

 

 

 

 

Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги

Личный пример, напоминание, объяснение

Вторая половина дня

Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями  и животными, уголка природы

Показ, объяснение, напоминания

Просмотр видеофильмов, диафильмов, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра

 

Продуктивная деятельность, игра

Личный пример, напоминание, объяснение

                                                Старший дошкольный возраст

            

 

 

 

 

 

 

 

Первая половина дня

Формирование заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам и уходу за ними. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными. Приучать самостоятельно выполнять обязанности дежурного в уголке природы..

Показ, объяснение, обучение

Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра

Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги

Личный пример, напоминание, объяснение

Вторая половина дня

Привлечение к совместной деятельности. Дежурство в уголке природы. Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями и животными,  уголка природы

Показ, объяснение, напоминания

Просмотр видеофильмов, диафильмов, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра, целевые прогулки

 

 

 

Продуктивная деятельность, игра, поручения

Личный пример, напоминание, объяснение

  1. Ручной труд

            Старший дошкольный возраст

Первая половина дня

Совершенствовать умение работать с природным материалом, бумагой, тканью. Продолжать учить делать  игры и игрушки своими руками, привлекать к изготовлению пособий для занятий. Учить экономно и рационально расходовать материалы.

Показ, объяснение, обучение, напоминание

Совместная деятельность детей  и взрослых, продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность

Творческие задания, выставки, конкурсы

Вторая половина дня

Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения, участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей, подклейке книг, изготовление пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности

Показ, объяснение, обучение, напоминание

Совместная деятельность детей  и взрослых, продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность

Творческие задания, выставки, конкурсы

Информация о работе Формирование позитивных установок к труду и творчеству в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в ДОУ