Формирование навыков чтения и их коррекция у учащихся 3 класса с легкой умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Изучение нарушений чтения, или дислексии ("стойкой, избирательной неспособности овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствия нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения"), началось с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что кроме детей, не способных учиться из-за умственной отсталости, есть и другие, которые " не могут овладеть навыком чтения, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие".

Содержание работы

Введение


Теоретические основы процесса формирования навыка правильности чтения у умственно отсталых третьеклассников

1.1
Система формирования полноценного навыка чтения в современной школе это 2.1

1.2
Причины и трудности усвоения навыков чтения

1.3
Характеристика понятия звуковая культура речи

2.
Психофизиологические особенности проявления нарушения навыков чтения у умственно отсталых третьеклассников

2.1
Особенности развития познавательной сферы учащихся с нарушениями интеллекта

2.2
Мотивация учебно-познавательной деятельности умственно отсталых учащихся это убрать

2.3
Особенности овладения навыками чтения умственно отсталыми учащимися это будет 1.1

2.4
Особенности коррекции навыков чтения у умственно отсталых третьеклассников это 2.2

Файлы: 1 файл

формирование у детей чтения.docx

— 79.56 Кб (Скачать файл)

Формирование навыков  чтения  и их коррекция у учащихся 3 класса с легкой умственной отсталостью

 

Содержание

 

Введение

 
 

Теоретические основы процесса формирования навыка правильности чтения у умственно отсталых третьеклассников

 

1.1

Система формирования полноценного навыка чтения в современной школе это 2.1

 

1.2

Причины и трудности усвоения навыков чтения

 

1.3

Характеристика понятия звуковая культура речи

 

2.

Психофизиологические особенности проявления нарушения навыков чтения у умственно отсталых третьеклассников

 

2.1

Особенности развития познавательной сферы учащихся с нарушениями интеллекта

 

2.2

Мотивация учебно-познавательной деятельности умственно отсталых учащихся  это убрать

 

2.3

Особенности овладения навыками чтения умственно отсталыми учащимися это будет 1.1

 

2.4

Особенности коррекции навыков чтения у умственно отсталых третьеклассников это 2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение нормативный документ,Анализ ученых и ссылки где

 

В современных условиях весьма актуальна проблема непрерывного образования и самообразования. В значительной степени эффективность самообразования, как и образования в целом, зависит от развития навыка чтения.

Изучение нарушений чтения, или дислексии ("стойкой, избирательной неспособности овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствия нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения"), началось с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что кроме детей, не способных учиться из-за умственной отсталости, есть и другие, которые " не могут овладеть навыком чтения, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие".

Поэтому современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающую состояние здоровья детей, их индивидуально - типологические особенности при формировании навыков чтения.

За это время учеными было проведено огромное количество исследований и накоплен теоретический и практический материал о данных нарушениях. Особенно плохо обстоит дело с чтением. В каждом классе есть учащиеся (20-30%), которые не овладевают навыком чтения на уровне требований школьной программы в установленные ею сроки.

Обучаясь в 2 - 4 классах, они не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно и остаются на уровне учащихся 1 класса. Очень трудно осуществляется переход от плавного чтения к чтению целыми словами. А, следовательно, происходит затруднение в понимании значения слова, словосочетания, а затем и предложения.

И поэтому проблема коррекции навыка чтения (дислексии) является очень важной, потому что от качества чтения зависит и усвоение всех предметов.

На современном этапе, когда интерес к чтению книг у подрастающего поколения снижается, можно сказать об актуальности темы и о возможности проведения исследования по ней.

Цели исследования: определить навык чтения учащихся какой ктегории,

Объект исследования: единые требования - процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых3 класса на уроках это откуда и во внеурочное время.

Предмет – коррекция формирования полноценного навыка чтения у правильно пишите категориюумственно отсталых 3 классауроках чтения и во внеурочное время.

Задачи исследования:

Задачи составить на основании содержания1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования полноценного навыка чтения у умственно отсталых третьеклассников;

2. Раскрыть содержание  понятия «звуковая культура»  применительно к проблеме формирования  навыка правильности чтения у  умственно отсталых третьеклассников;

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы процесса формирования навыка правильности чтения у умственно отсталых третьеклассников

 

1.1 Система формирования полноценного навыка чтения в современной школе

 

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения (Н.Н. Светловская). Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательное чтения в методической литературе последнее времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помечающих реализовать замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность - это способность средствами устной и передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего времени этот термин называл только техническую сторон процесса чтения.

Известный психолог Г.Г.Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» (1953) рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Г.Егоров пишет: «Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее».

Как следует из приведенного высказывания исследователь технику чтения (то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания) не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.

Таким образом, уже в 50-е годы XX столетия в методике закрепляется мнение о том, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. С этого времени термином техника чтения обозначаются все три компонента процесса чтения, описанные Т.Г. Егоровым: восприятие, произнесение, понимание. Усилия учителя на уроке чтения в первую очередь должны бы направлены на синтезирование этих компонентов у маленького чтеца и на их функционирование в процессе чтения. Однако становление навыка чтения - процесс очень не простой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка.

Вывод: в методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

 

1.2 Причины и трудности усвоения навыков чтения

 

У умственно отсталых  детей  отмечается органическое повреждение мозга. Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывает многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции. Дети с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и является одной из главных причин нарушающих процесс становления навыка чтения.

По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения  у учащихся с нарушением интеллекта являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Затруднения в понимании учащимися смысла прочитанного тормозят отсутствие беглости и правильности чтения, недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп).Темп чтения отличается значительной вариативностью, что можно объяснить замедленностью восприятия печатных знаков и индивидуальными особенностями чтецов. Одним из значимых факторов является содержание читаемого (тексты с более сложной смысловой структурой читаются большинством учащихся с меньшей скоростью).

     Многие общеупотребительные  слова и словосочетания, обозначающие  явления и понятия, отдаленные  от жизненного опыта школьников, оказываются  для умственно отсталых учащихся  непонятны. Затруднения возрастают, когда учащиеся сталкиваются с образными выражениями, устойчивыми словосочетаниями, фразеологическими оборотами. 

     Наблюдаются  особенности понимания смысла  прочитанных текстов: фрагментарность  восприятия текста, стремление к  дословному воспроизведению прочитанного, при этом учащиеся нередко  теряют смысловую направленность  вопроса. При воспроизведении содержания  иногда встречаются привнесения, не имеющие отношения к содержанию  текста. Обычно это происходит  в тех случаях, когда учащиеся  не понимают мотивации поступков  действующих лиц, затрудняются сделать  вывод из содержания прочитанного. Иногда привнесения являются  следствием ошибок зрительного  восприятия, допущенных при чтении.

      При чтении  текста с более сложной смысловой  структурой увеличивается количество  ошибок, связанных с недостатками  понимания: замены, перестановки, пропуски, в отдельных случаях добавления. Чем слабее техника чтения  ученика, тем ярче проявляется  зависимость ошибок замен и  перестановок от сложности смысловой  структуры читаемого текста.

Повторения слогов и слов отмечается с одинаковой частотностью. В словах повторяются первые слоги или части слов для синтеза отдельных слов. Отдельные слова повторяются с целью восприятия всей фразы. Для подготовки к восприятию следующего слова в предложении или синтагме школьники повторяют в словах последние слоги.

     Вследствие  недостаточной сформированное синтетических  процессов у учащихся слабо  развито умение опираться на  живую речь в целях контроля  правильности чтения. Некоторые  школьники допускают ошибки в  согласовании и управлении слов. Связь слов в словосочетаниях  нарушается реже, чем связь главных  членов предложения, разделенных  другими словами. Обычно заменяются  глагольные формы, что ведет к  нарушению согласования сказуемого  и подлежащего и нарушению  связи однородных сказуемых. Встречаются  замены слов, обусловленные несогласованностью речедвигательных и воспринимающих механизмов в процессе чтения (например, слово "сесть" заменяют словом "есть"), и поскольку у школьников еще слабо развита чувствительность к грамматической форме и смысловому содержанию фразы, подобные ошибки исправляются редко.

Появляются замены слов синонимичными по значению, которые в основном проявляются в воспроизведении основы слова, определяющей семантику значимых его частей. Ошибки в чтении отдельных слов влекут за собой и нарушение понимания смысловых звеньев текста. Слова, которые оказываются трудными для восприятия, выполняют различную функцию в смысловой структуре текста, поэтому ошибки в их чтении приводят к непониманию целого смыслового фрагмента или смысловых оттенков отдельной фразы.

Информация о работе Формирование навыков чтения и их коррекция у учащихся 3 класса с легкой умственной отсталостью