Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:55, дипломная работа

Описание работы

Мы прекрасно знаем, что основные трудовые, профессиональные навыки закладываются в детстве. Именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором формирования эстетического восприятия, обучения и профессиональной ориентации учащихся, подготовки молодого человека к активному участию в развитии художественного потенциала страны является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.1. Особенности формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.2. Выражение чувств и эмоций в декоративной пейзажной живописи 12
1.3. Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста с учетом психологических особенностей данного возраста 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методика обучения школьников искусству декоративной пейзажной живописи на уроках изобразительной деятельности 23
2.1. Анализ школьной программы по изобразительному искусству 23
2.2. Методика проведения занятий по декоративной живописи на уроках изобразительного искусства 33
2.3. Методические рекомендации к проведению занятий по живописи на тему декоративный пейзаж на уроках изобразительного искусства 36
2.4. Программа проведения уроков по декоративной живописи 38
2.5. Разработка трех уроков 39
Выводы по второй главе: 61
ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.Ярославна..doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы сравнить результаты исследования по данным выборкам использовались первичные методы статистической обработки экспериментальных данных.

Анкета:

l. Baшe отношение к  живописи и декоративному пейзажу?

2.Желаете ли вы заниматься  живописью и декоративным пейзажем  на уроках изобразительного искусства?

3.Смотрите ли вы  передачи о живописи? Читае ли  вы литературу по живописи?

4.Назовите виды живописи?

5.Назовите отличительные  черты реалистического и декоративного  пейзажей?

6.С помощью чего  передается глубина пространства?

7.Дайте определение  линии горизонта, и как уровень  горизонта влияет на выразительность  композиции?

8.Опишите технологию  живописи гуашевыми красками?

9.Что вы знаете о  темперной живописи?

10.Как вы относитесь  к своим работам?

Каждый вариант ответа я оценивала в процентном соотношении  от абсолютно правильного или  утвердительного ответа на вопрос (стопроцентно правильного ответа). Например, ответ Матвеева Матвея на вопрос: ”Желаете ли вы заниматься живописью на уроках изобразительного искусства?” был таков: “Я не умею хорошо рисовать красками, но хотел бы научиться.” Я оценила этот ответ как положительный, но так как ребенок имеет мало понятий о живописи, я дала лишь 50% из 100% за этот ответ, так как еще неизвестно понравится ему заниматься живописью или нет.

В процессе констатирующего  анкетирования были получены следующие  данные эксперимента:

Фамилия Имя

1 Матвеев Матвей 50 50 50 40 50 0 20 30 0 70

2 Маюрченко Лена 30 50 0 20 50 0 0 10 0 40

3 Графчиков Саша 80 80 50 60 50 25 20 30 10 70

4 Мартеросян Сироб  80 80 100 40 50 25 20 40 10 100

5 Пихиенко Юля 50 60 50 20 50 25 20 10 0 40

6 Кузнецова Настя 30 40 50 0 25 0 0 0 0 40

7 Глухов Леша 50 50 100 20 50 25 20 30 0 40

8 Битюцкая Саша 80 70 100 60 100 50 20 40 10 100

9 Гончарова Надя 30 40 30 0 25 0 0 10 0 40

 

Данные контрольного анкетирования.

Фамилия Имя

1 Матвеев Матвей 80 80 50 60 100 100 50 80 50 70

2 Маюрченко Лена 80 80 50 60 100 50 25 50 30 70

3 Графчиков Саша 100 80 50 60 100 50 50 80 30 100

4 Мартеросян Сироб  100 80 100 60 100 100 50 100 50 100

5 Пихиенко Юля 80 80 50 60 100 50 50 50 30 70

6 Кузнецова Настя 50 60 100 40 50 50 50 50 30 70

7 Глухов Леша 80 80 100 60 100 50 50 80 30 70

8 Битюцкая Саша 100 80 100 60 100 100 75 100 50 100

9 Гончарова Надя 50 60 50 40 100 25 50 50 10 40

Затем я составила  график по которому можно определить желание и готовность учащихся обучаться  живописи и декоративному пейзажу.

Таким образом, интерес  учащихся до знакомства с живописью и декоративным пейзажем находился на уровне чуть ниже среднего - 48%. Учащиеся оценивали свой уровень информированности по живописи чуть выше среднего – 60%, и желание заниматься живописью на уроках изобразительного искусства в это время находилось примерно на таком же уровне - 58%. Также выяснилось, что ребята мало что знают о технологии живописи гуашевыми красками и почти ничего не знают о живописи темперой и декоративном пейзаже.

Если при констатирующем анкетировании по данному вопросу был уровень знаний в 23%, то при контрольном – уже 71% знаний. Также повысилось желание учащихся заниматься живописью на уроках изобразительного искусства на 32%. Повысился уровень информированности учащихся о темперной живописи и декоративном пейзаже на 31%.

По результатам контрольного анкетирования повысился уровень  самооценки у учащихся на 17%.

Таким образом, эксперимент  прошел удачно. Хотя в школе для  проведения уроков на тему «Пейзажная живопись. Декоративный пейзаж» не было подходящих условий, ребята с удовольствием занимались на занятиях. Значимость таких занятий для формирования школьников очевидна: до занятий на вопросы анкеты были даны неполные ответы, а после занятий на вопросы анкеты были получены более четкие, полные ответы, отсюда следует, что повысилось желание школьников заниматься живописью.

Выводы по второй главе:

На основании вышеизложенного  материала можно сделать следующие  выводы: творческую работу следует  делить на две стадии: первая – выражение  идейного содержания и живописно - художественного образа построением и выявлением сюжетно – композиционного центра; вторая – психологическая работа, углубляющая идейную сущность произведения через обобщение и типизацию. Изучая живопись и декоративный пейзаж, учащиеся должны не только научиться рисовать, но и придумывать композиции. Во время работы учащихся необходимо отслеживать ход выполнения рисунков, вовремя делать замечания, подсказывать, помогать им, направлять их деятельность в нужное русло, активизировать творческий процесс. В работах над пейзажем у учащихся обнаруживают часто досадную поверхностность. Например, первые планы картин рисуются крайне небрежно. В картинах не чувствуется шелеста и аромата трав, не чувствуется всего того, что волнует нас в произведениях. До сих пор многие наши молодые пейзажисты ограничиваются почти исключительно этюдами. Нет картин природы, проникнутых единой мыслью, единым мотивом. Им должны предшествовать многочисленные поиски, наброски, зарисовки, эскизы.

На уроках преподаватель  может применять различные формы занятий, будь то беседа, живой рассказ, лекция. Огромное значение в учебном процессе имеет показ репродукций и работ других учащихся (удачных и не очень), а также другого наглядного материала. Но поскольку уроки по живописи носят чаще всего характер практической работы, то и наглядностью нужно пользоваться осторожно и продуманно. При планировании урока необходимо продумывать, на каком этапе и в каком количестве должны быть показаны методические таблицы, репродукции или учебные работы. Перегрузка наглядностью может отвлечь от заданной цели, равно как и несвоевременная ее демонстрация вполне может увести учащегося от удачного замысла.

Заключение.

В данной дипломной работе проведено психолого – педагогическое исследование, которое было предпринято  для раскрытия значимости декоративной пейзажной живописи в эстетическом воспитании учащихся. Дипломная работа представлена двумя частями. В первой главе содержатся психолого – педагогические аспекты исследуемой проблемы; вторая глава посвящена методическим аспектам темы; она содержит анализ действующей школьной программы по изобразительному искусству, программу проведения уроков по декоративной живописи, разработанную на основе действующей школьной программы, развернутые планы конспекты проведения трех занятий. Также в ней содержатся описание педагогического исследования, проведенного в шестом классе школы №1 с. Ильмень, Руднянского района, Волгоградской области. В эксперименте участвовало 9 учащихся, которое дало положительный результат, в связи с этим можно сделать вывод, что ребятам понравилось заниматься на уроках посвященных пейзажной живописи и у них значительно повысился их интерес к этому жанру искусства. Я считаю, что тема, которую я исследовала, не была выбрана напрасно, так как эксперимент дал положительный результат.

Я считаю, что приобщение школьников к изобразительному искусству  не только через восприятие, но и  через практическую деятельность, духовно  обогащает. Для этого только необходимо создать условия — научить  работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт.

Знакомство с разными  стилями и направлениями в изобразительном искусстве, с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников обогащает внутренний мир, помогает творческим поискам. Безусловно, кому-то ближе ассоциативный путь создания образов, а кто-то хочет создавать реалистическое изображение в точном соответствии с натурой. Одни мечтают работать по принципам конструктивистов, а другие — импрессионистов.

В педагогическом процессе встреча с пейзажем представляет собой нечто новое, принципиальное отличное от того, что уже было в учебном году. Каждый ученик летом должен писать этюды и в них со всех сторон изучать то, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в них все, что остановит на себе его внимание, а не полагаться на свою память и воображение, тем более, что природа нашей страны богата и разнообразна и является огромным простором для творчества пейзажиста!

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С. С.  О цвете и красках. - М, «Искусство», 1962 г.

2. Беда Г. В. Основы  изобразительной грамоты: Рисунок.  Живопись. Композиция. - М., «Просвещение», 1981г.

3. Беда Г. В. Живопись. - М., «Просвещение», 1986г.

4. Волков Н. Н. Композиция  в живописи. - М., «Искусство», 1977г.

5. Волков Н. Н. Восприятие картины. - М., «Просвещение», 1969г.

6. Волков Н. Н. Цвет  в живописи. - М., «Искусство», 1985г.

7. Волкова Е. В. Проблемы  содержания и формы в искусстве. - М., 1976г.

8. Герасимов С.А. Система  эстетического воспитания школьников.-М., 1983г.

9. Живопись: практическое руководство. – М.; 1964 г.

10. Кирцер Ю. М. Рисунок  и живопись: Учеб. Пос. – М.; Высш. Шк.,1997 г.

11. Козлов Н. Г. Композиция. - М., «Просвещение», 1968г.

12. Кузин В. С. Наброски  и зарисовки. - М., «Просвещение», 1981г.

13. Кузин B.C. Психология. - М.; Просвящение 1982 г.

14. Кузин В. С.Психология / уч. для худож. училищ – М.; 1974 г.

15. Лихачев Б.Т. Теория  эстетического воспитания школьников.-М., 1985г.

16. Маслов Н. Ростовцев  Н.Н. Методика преподавания изобразительного  искусства в школе. Учебное пособие для студентов худ.граф. фак-ов педагогических институтов 3 издание М.: А ГАР 2000

17. Маслов Н. Я. Пленэр: практика по изобразительному  искусству. -М., «Просвещение», 1984 г.

18. Никодеми Г. Б.; “Техника  живописи”- М.:Изд-во ЭКСМОПресс, 2002г.

19. Непомнящий В. М.  Перспектива в композиции. - Чебоксары, 1970г.

20.Одноралов Н.В. Материалы,  инструменты и оборудование, применяемые  в изобразительном искусстве. - М., «Просвещение», 1988г.

21.Ростовцев Н.Н. Методика  преподавания изобразительного искусства в школе. Учебное пособие для студентов худ.граф. фак-ов педагогических институтов 3 издание М.: А ГАР 2000 г.

22.Ростовцев Н.Н. Терентьев  А.Е. Развитие творческих способностей  на занятиях рисования: Учебное  пособие для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. М., «Просвещение», 1987 г.

23.Сластенин В.А. Педагогика. – М.; Школа-Пресс. 1998 г.

24.Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие для студентов  художественно-графических факультетов  педагогических институтов. - М., «Просвещение», 1975 г.

25.Сокольникова A.M. Изобразительное  искусство и методика его преподавания  в начальной школе: учебное  пособие для студентов педагогических  вузов Живопись. Уроки изобразительного  искусства.М., Академия 1989 г.

26.Сокольникова A.M. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов Живопись. Уроки изобразительного искусства. - М.; Академия 1989 г.

27.Сокольникова A.M. Изобразительное  искусство учебник для уч. 5-8 классов. Академия 1989 г.

28.Соколова О. Секреты  композиции. – М.; Астрель – 2002 г.


Информация о работе Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи