Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:55, дипломная работа

Описание работы

Мы прекрасно знаем, что основные трудовые, профессиональные навыки закладываются в детстве. Именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором формирования эстетического восприятия, обучения и профессиональной ориентации учащихся, подготовки молодого человека к активному участию в развитии художественного потенциала страны является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.1. Особенности формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.2. Выражение чувств и эмоций в декоративной пейзажной живописи 12
1.3. Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста с учетом психологических особенностей данного возраста 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методика обучения школьников искусству декоративной пейзажной живописи на уроках изобразительной деятельности 23
2.1. Анализ школьной программы по изобразительному искусству 23
2.2. Методика проведения занятий по декоративной живописи на уроках изобразительного искусства 33
2.3. Методические рекомендации к проведению занятий по живописи на тему декоративный пейзаж на уроках изобразительного искусства 36
2.4. Программа проведения уроков по декоративной живописи 38
2.5. Разработка трех уроков 39
Выводы по второй главе: 61
ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.Ярославна..doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая процесс  формирования эстетического восприятия, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития эстетического восприятия и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни».[15:35] Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.

В современной литературе рассматриваются некоторые проблемы формирования эстетического восприятия средствами искусства на уроках. Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего» поднимает проблему старого и нового подхода к формированию эстетического восприятия. Автор утверждает, что « в сегодняшней массовой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения, из произведений искусства выхолащивается главное - его художественный образ. Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий), умений и навыков в рисовании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода».

Таким образом у детей  формируется адаптивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение формирования эстетического  восприятия происходит потому, что  в старой системе учитель видит  основную задачу урока в том, чтобы  дать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.

О новых формах формирования эстетического восприятия средствами искусства пишет И.А.Химик в  статье «Организация самостоятельной  работы на занятиях по мировой художественной культуре».1 Автор пишет: «В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес к предмету, организовать деятельность учащихся по добыче знаний».2 Автор предлагает новую форму проведения уроков типа «диалог искусств» с опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках.

И.Л.Набок в статье «Идеологическое воздействие искусства как фактор эстетического воспитания личности»3 разрабатывает понятия «идеологическая функция искусства» и «идеологическое воздействие искусства», которым, по мнению автора, не уделено должного внимания в исследованиях по формированию эстетического восприятия.

Основы и проблематика такого формирования должны быть отражены в новых школьных программах, отвечающих новым требованиям современной  школы.

Принимая во внимание межпредметные связи, формирование эстетического восприятия в школе  может проводиться практически на всех уроках.

Особое место такому формированию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как  через произведения искусства и  литературы, так и через собственное творчество.

Во многих школах существуют факультативы с эстетической и искусствоведческой направленностью: «История города», «Искусствоведение», различные художественные и музыкальные  кружки. В них проводятся беседы об искусстве, музыке.

Внеклассная работа так же может быть направлена на формирование и воспитание эстетических потребностей.

Формировать эстетическое восприятие нужно начинать как можно  раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как эстетического воспитания неизбежно связано с восприятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д.

1.2. Выражение  чувств и эмоций в декоративной  пейзажной живописи

Одной из задач художника  является точная передача в произведениях внешнего выражения чувств. Важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, являются эмоции. Переживание художника во время работы предполагает 3 наиболее существенных компонента:

1. Эмоциональное переживание  от объекта изображения;

2. Эмоциональное переживание  от самого процесса изображения;

3. Общее эмоциональное  состояние художника, выражающееся  в легкости эмоционального возбуждения,  в силе и глубине проявления  эмоционального возбуждения.

Эдуард Манэ говорил, что художнику мало знать свое ремесло, нужно быть также взволнованным темой. К. Коро в своей записной книжке отмечал, что в природе необходимо искать прежде всего форму, затем соотношение тонов, колорит – и все это должно быть подчинено испытываемому художником чувству.

Исключительно большое  значение придавали “прочувствованию”  природы такие известные русские  пейзажисты, как А. К. Саврасов, И.И. Левитан, В. Д. Поленов. Они справедливо считали, что эмоциональное переживание  художника, вызываемое родной природой, просторами русских полей и лугов, разливами рек, является необходимым условием успеха в изобразительной деятельности живописца. Этим объясняется особая роль пленэра в педагогической практике Саврасова, Левитана и др. Часто Левитан говорил, что картина – это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника.

Богатство, глубина и  сила эмоциональных переживаний  художников растут в процессе изобразительной  деятельности. Специфические особенности  изобразительного искусства таковы, что художник должен четко и определенно выражать свое отношение к изображаемому. Поэтому развитие чувств и эмоций у школьников среднего возраста с самого начала их обучения является важной задачей педагога.

Любое произведение изобразительного искусства рассчитано на восприятие его многими людьми. Поэтому художник стремится в своих произведениях донести до других свои мысли, идеи, взгляды через наглядные образы предметов и явлений действительности. Посредством восприятия картины зрители знакомятся с мировоззрением художника, его идеями, переживают те же чувства, которые переживал он сам. Таким образом, развитие эстетических чувств художника, творца прекрасного, является совершенно необходимым условием для успешной изобразительной деятельности.

Рассматривая значение эстетических чувств на уроках изобразительного искусства, посвященных декоративной пейзажной живописи, следует иметь в виду, что в их возникновении и проявлении значительную роль играют особенности чувственного облика объектов – цвет, форма, силуэт, изящество линий. Но форма предметов не существует изолированно от их содержания. Поэтому необходимым условием формирования эстетических чувств является воспитание умения воспринимать форму как материальную оболочку определенного содержания. Переживание предметов и явлений действительности как прекрасное обогащает духовный мир человека, делает его жизнь богаче, прекраснее. Это объясняется тем, как говорил Н.Г.  Чернышевский, что эстетические чувства переживаются человеком как светлая радость. Прекрасное постоянно привлекает к себе внимание человека, ласкает его взор, пробуждает потребность еще и еще раз посмотреть, доставляет человеку эстетическое наслаждение. Художественное искусство играет большую роль в воспитании людей, особенно в воспитании их чувств и художественного вкуса.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и  окружающая среда создают неисчерпаемую  гармонию красок. Воздействие природы  на человека, глубокие переживания  и мысли, которые она вызывает, породили тот жанр в изобразительном  искусстве, который называется пейзажем.

Соприкосновение с произведениями декоративной пейзажной живописи укрепляет  дух человека, обогащает его внутренний мир. Правдиво передавая красоту  природы и вместе с тем выражая  эмоциональное отношение к ней  художника, пейзаж является и важным средством воспитания любви к Родине. “Зовите меня варваром в педагогике, - говорил К. Д. Ушинский, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога”.[15:3]

Изучение природы на уроках изобразительного искусства  и воплощение ее образа на бумаге являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании эстетического восприятия художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению декоративного пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел композиции. Поэтому декоративная живопись пейзажа, неразрывно связана с обучением пейзажному этюду – одна из существенных задач подготовки художника и важный раздел программы курса живописи как реалистической, так и декоративной.

Основные достоинства  пейзажного этюда – передача определенного состояния освещенности природы, воздушной среды и значительного пространства. Всего этого художник добивается с помощью цветовых отложений с учетом воздушной перспективы, а также передачей так называемого общего тонового и цветового состояния освещенности, колористической согласованности красок природы.[15:3]

Я считаю, что для успешного  развития чувств в педагогическом процессе могут применяться самые различные  способы и приемы. Основным является непосредственный процесс работы. Эффективное средство – эмоциональный рассказ преподавателя, глубокий анализ произведений мастеров. Большое воздействие на формирование чувств учеников оказывают похвала или порицание учителя. Поэтому следует всегда с тактом относиться к результатам юного художника, учитывая его старание, любовь к искусству.

1.3. Формирование  эстетического восприятия у школьников  среднего возраста с учетом  психологических особенностей данного  возраста

В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.

В этот период ребенок  приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в  качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.

Д. И. Фельдштейн в своих  исследованиях обнаружил, что такое  повышение самопознания зависит  от того, что происходит замена общей  позиции «Я по отношению к обществу»  на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную  (10–11 лет) – проявляется потребность  в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12–13 лет) – обусловленная потребностью  в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14–15 лет) – возникает готовность  показать себя, выразить свои  силы.

В этот период подросток  старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.

Эти факторы существенно  осложняют процесс дисциплинирования  школьников среднего возраста. Здесь  очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным  видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

Как субъект учебной  деятельности подросток склонен  утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др. Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

В восприятии эстетического  объекта участвуют почти все  психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т. д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности.

Психологический механизм восприятия эстетического объекта  представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные  структуры личности, выражающиеся в  потребностях, интересах, идеалах и  др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.

Информация о работе Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи