Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:55, дипломная работа

Описание работы

Мы прекрасно знаем, что основные трудовые, профессиональные навыки закладываются в детстве. Именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором формирования эстетического восприятия, обучения и профессиональной ориентации учащихся, подготовки молодого человека к активному участию в развитии художественного потенциала страны является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.1. Особенности формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.2. Выражение чувств и эмоций в декоративной пейзажной живописи 12
1.3. Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста с учетом психологических особенностей данного возраста 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методика обучения школьников искусству декоративной пейзажной живописи на уроках изобразительной деятельности 23
2.1. Анализ школьной программы по изобразительному искусству 23
2.2. Методика проведения занятий по декоративной живописи на уроках изобразительного искусства 33
2.3. Методические рекомендации к проведению занятий по живописи на тему декоративный пейзаж на уроках изобразительного искусства 36
2.4. Программа проведения уроков по декоративной живописи 38
2.5. Разработка трех уроков 39
Выводы по второй главе: 61
ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.Ярославна..doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Концепцией программы  Т. Я. Шпикаловой является развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства. Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.

Особенностью данной программы является то что, во все  разделы программы включен примерный  перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.

Все выше приведенные  программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Однако более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности.

Как известно, изобразительная  деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения  начинается довольно рано: практически  каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность  и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).

Для первоклассников  изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы  многие дети утрачивают свой интерес  к рисованию. Наши исследования показывают, что 50% учеников 5-6-х классов уже не испытывают удовольствия от этой деятельности.

Нами было проведен опрос, в ходе которого (было опрошено 50 учеников) дети, которые утратили устойчивый интерес, назвали следующие причины:

· не получается рисовать — 40%;

· не успеваю нарисовать на уроке — 20%;

· непонятно, как выполнять  задание — 20%;

· не нравится учитель  — 10%;

· «не знаю, но не люблю  этот предмет уже давно» — 10%.

Данные убедительно  показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества.

В свою очередь, проведенный  нами анализ причин неумения учащихся рисовать показывает, что еще более важной проблемой является слабая профессиональная подготовка учителя, особенно в области психолого-педагогических компетенций.

Независимо от выбранной  программы обучения изобразительному искусству, все еще встречаются случаи, когда учитель дает задание детям, например, предлагая нарисовать пейзаж, без каких-либо объяснений того, как именно следует это делать. В этом случае целенаправленный педагогический процесс отсутствует, дети заняты самообразованием, и лишь немногие из них способны успешно выполнить поставленную задачу. Отчасти это объясняется тем, что многие педагоги изобразительного искусства не являются специалистами данной области. Но, к сожалению, подобная ситуация встречается и с учителями, которые имеют художественно-графическое образование. Это указывает на то, что часть педагогов не владеет в должной мере способами управления учебной деятельностью.

Анализ практики обучения изобразительному искусству показывает, что есть еще более глубокая причина  такого положения дел — система убеждений учителя.

Большинство педагогов  не верят, что в рамках учебных  часов школьной программы можно  научить детей хорошо рисовать, любить искусство, глубоко воспринимать и  ценить выдающиеся произведения культуры. Так как чаще всего их собственный путь к искусству был связан с профессиональными занятиями в студии изобразительного искусства или художественной школе, а затем продолжительным опытом обучения в художественном училище или на соответствующем факультете института.

Также среди учителей распространено убеждение, что творческие способности даны от природы лишь немногим, а поэтому формируется точка зрения, что их возможно развить лишь незначительно. При такой вере в способности ученика учитель будет в большей степени стремиться просвещать детей, предлагая им познакомиться с различными образцами искусства, и обучать простейшим навыкам обращения с карандашом, кистью, красками и т.д., нежели чем творить.

Велик риск того, что ни одна из разработанных программ не будет в достаточной степени реализована из-за отсутствия веры в силы ученика.

Воззрения педагогов  на развитие творческих способностей школьников объясняются тем, что  в педагогической психологии на операциональном  уровне слабо разработаны пути развития способностей. Педагог недостаточно знаком с психологическими механизмами их развития, четко не представляет своих действий, направленных на их формирование, не владеет системой приемов оказания помощи ученику в том случае, если он испытывает затруднения в организации собственного творческого процесса.

Во многом это связано  еще и с тем, что в области  профессионального обучения изобразительному искусству преобладали имплицитные  способы обучения.

Таким образом, обучившись преимущественно по модели «мастер  – подмастерье» (в упрощенном смысле), педагог непроизвольно является носителем такой образовательной культуры, корни которой строятся на копировании опыта мастерства без обязательного четкого осознания структуры сложных умений и навыков. Этот опыт обучения часто подкрепляется принятыми в культуре убеждениями: «тайны творчества не постижимы», «талант дан сверху», «искусство — дело избранных», «нельзя алгеброй гармонию повергнуть» и т.д. На основании данных фактов хочется заметить, что подобные убеждения часто безотчетно распространяются на систему обучения детей, что является недопустимым фактом. Разрешить данную проблему, с нашей точки зрения, необходимо при помощи согласования механизмов познавательной деятельности и моделированием образовательной технологии.

Изобразительное искусство  и психологические механизмы овладения им должны быть тесно взаимосвязаны в образовательном процессе. Поэтому каждому учителю для эффективной организации уроков изобразительного искусства необходимо ясно представлять, как соотносятся структура личностного опыта ребенка и педагогические средства их развития.

В нашей образовательной  концепции различные уровни личностного  опыта соотнесены с педагогическими  средствами на основе модели логических уровней, что в краткой форме  отражает представленный ниже материал.

В основе данной концепции  обучения изобразительному искусству  лежат следующие принципы:

Обучение изобразительному искусству должно быть направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам мировой художественной культуры.

Авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.

В ходе обучения искусству  школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.

Любые виды учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.

Развитие интереса к  искусству и художественного  вкуса строится на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства.

Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.

В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно  больше предоставлять детям свободу  выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.

Обучение искусству  необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям  к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).

На начальных этапах учитель показывает ученикам различные  приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности.

Процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управляя, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.

В процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать  различные виды рефлексии: результаты собственной деятельности и процесс творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).

В целом можно предложить строить  содержание школьных программ по изобразительному искусству с учетом следующих  компонентов:

· Развитие кругозора и предметной эрудиции.

· Развитие умений и навыков изобразительной и творческой деятельности.

· Развитие познавательных способов и стратегий.

· Самоопределение и  самореализация личности.

· Самоорганизация и  саморегуляция.

 

При этом первые два компонента отвечают традиционному знаниевому подходу, при котором образовательный процесс нацелен больше на знакомство с различными видами, стилями и образцами искусства в сочетании с развитием определенных умений и навыков учебной деятельности.

Реализация последующих  компонентов слабо представлена в практике работы современного образования. Вместе с тем изобразительное искусство как школьный предмет несет в себе значительный потенциал для их реализации. В течение урока, за небольшой промежуток времени, важно обеспечить творческую самореализацию личности и необходимо научить ребенка эффективно организовывать свою деятельность: организация своего творческого пространства, планирование, подготовка, реализация, анализ и коррекция, подведение итогов творческой деятельности.

Урок для каждого  ученика должен представлять собой полностью завершенный цикл управления собственными действиями. Именно на уроках изобразительного искусства этому следует осознанно учить школьников, так как изобразительная деятельность на начальном этапе является достаточно простой по своему составу, содержит множество отдельных внешних действий. Полученный ребенком опыт самоорганизации может быть легко перенесен в другие учебные и жизненные контексты. Это особенно важно для последующего обучения в целом и, прежде всего, интеллектуальной деятельности, где не так легко привести ребенка к осознанию структуры учебных действий.

Относительно развития навыков саморегуляции изобразительное  искусство позволяет организовать диагностику эмоционального состояния  ребенка и затем в ходе творческой деятельности (особенно в работе с цветом) трансформировать различные негативные переживания, таким образом, ребёнок обучается управлять своим настроением.

Развитие самоорганизации  и саморегуляции учеников на уроках искусства может также основываться на организации уроков самопознания личности при помощи художественных средств, при умелой организации рефлексии.

2.2. Методика  проведения занятий по декоративной  живописи на уроках изобразительного  искусства

На занятиях в классе в учебные часы, педагог обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация работы урока может включать в себя составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся исследуемого возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности данного учебного заведения (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Задача педагога состоит в том, чтобы вовлечь в более активную работу на уроке как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные на уроках изобразительного искусства, они могут применять при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, при организации различных оформительских работ в своем классе.

На уроке обычно занимается весь класс, что не всегда позволяет  создать необходимые условия  для индивидуальной работы.

Если классные занятия  изобразительным искусством отличаются разнообразием и органической связью с чтением, трудом, природоведением, если уроки проходят интересно и активно, дети охотно занимаются в кружке. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда учащимся предлагаются новые виды занятий, различные новые материалы и инструменты.

Содержание занятий  урока изобразительного искусства  определяется многообразной деятельностью  детей в школе, обязательной учебной  работой в классах.

Занятия на уроках изобразительного искусства имеют две очень  важные задачи: а) углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися; б) приобщение детей к новым видам работы в области изобразительного искусства.

А также ставит перед  собой следующие учебно – воспитательные задачи:

- развитие эстетического  восприятия предметов, явлений  окружающего мира и эмоционального отношения к ним; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

Информация о работе Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи