Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Содержание работы

1. Введение. Актуальность темы.
2. Развитие опыта эмоциональной отзывчивости
3. Заключение
4. Ожидаемые результаты
5. Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

Таким образом, наполнение игрового материала содержанием осуществляется от близких, знакомых детям сенсорных  стимулов (вестибулярных, тактильных) к постепенному погружению в мир  разнообразных ощущений, различных  по продолжительности, интенсивности  и новизне, что в свою очередь  обогащает репертуар персональных эмоций и эмоциональных реакций  детей. Их методическая инструментовка допускает возможность фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форм их организации и проведения, что  весьма значимо для составления  индивидуальной работы с детьми в этом направлении.

В целом разработанный  комплекс эмоционально-сенсорных игр  носит открытый характер, что дает право педагогам дополнять его  с учетом специфики контингента  детей и их индивидуальных особенностей.

                         

                                       Заключение 

Таким образом, в данной контрольной работе рассмотрены проблемы формирования эмоциональной отзывчивости в процессе общения детей старшего дошкольного возраста. Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Анализируя теоретические и практические проблемы, связанные с познанием эмоциональной сферы при  взаимодействии в общении и ее влияния на развитие личности, далеко не исчерпаны.                                 Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.                                  Ребенка привлекает в сверстнике возможность свободно себя вести и быть максимально инициативным, т.е. в нормальных условиях общение со сверстниками строится на основе раскованного широкого поиска, позволяющего детям проявлять творческую силу, инициативу, самостоятельность и порождающего в силу удовлетворения большого круга потребностей, яркое эмоциональное переживание.

2. Воспитание у ребенка  отзывчивого, гуманного, чуткого  отношения к другим людям, которое становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка,— задача сложная. Сложность ее состоит в том, что, формируя отзывчивость, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, которая характеризует «человеческое в человеке» и которая относится к сущностным характеристикам человека.

Потребность в общении  с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке — все это вызывает разнообразные переживания: радости, обиды, удовлетворения, огорчения, стыда, зависти (к другим членам семьи).

3. Большое место в эмоциональной  жизни дошкольника занимают игры. Вместо взрослого регуляторами  взаимоотношений в старшем дошкольном  возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в некоторых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвердиться в своих лучших качествах в коллективе сверстников. В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции, развивают эмоциональную отзывчивость. Повторяясь каждый раз, когда дети играют, эти эмоции закрепляются как стойкие избирательные отношения к сверстнику и становятся симпатиями. Если в группе созданы необходимые условия для игровой деятельности, а педагогическая атмосфера (внимание взрослых к играм, положительная оценка дружбы   и   т. д.)   благоприятствует   общению   детей,   симпатии перерастают в стойкие отношения. Игра является одной из основных видов деятельности  в старшем дошкольном детстве, она эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

4. Для подтверждения вышеизложенного в работе были проведены диагностические исследования особенностей эмоциональной сферы и эмоциональных откликов в общении детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                                         По результатам исследования было выявлено, что в группе из 20 детей на первоначальном этапе исследования преобладали в основном равнодушные взаимоотношения между детьми. В группе  было выявлено всего 2 активных лидера, к которым тянутся дети и 2 лидера, которых дети больше боятся, чем уважают в силу проявления со стороны таких детей агрессивности. Большинство детей проявили при общении заниженную самооценку, тревожность, неуверенность.                                                                                      У 11 (55%) детей слабо развита эмоциональная отзывчивость. Только у 15% детей в группе наблюдался высокий уровень эмоциональной отзывчивости, благоприятные отношения со сверстниками, адекватная самооценка, уверенность в себе, низкая тревожность, они внимательны к сверстникам, откликаются на их неудачи и огорчения, стараются помочь, их любят в коллективе, детям нравится играть с такими сверстниками.

 

 

                           Ожидаемые результаты

Дошкольное детство –  период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует ее в игре, которая  становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период первоначального становления  личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и  осознания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной  сферы. В умении различать проявления чувствительности и эмоциональной  отзывчивости детей, а так же в  развитии и воспитании у них высших человеческих эмоций и заключается  одна из важнейших воспитательных задач. Успешность и эффективность ее решения  зависят прежде всего от организации  жизни детей в коллективе. Если ребенок научится распознавать собственные  и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл, это будет серьезным  шагом на пути к овладению своими переживаниями, к выработке навыков  произвольности действий и психической  саморегуляции, подготовка к успешному  обучению в школе, развитие коммуникативных  качеств, навыками общения со сверстниками и взрослыми.

 

 

                                     Игры и упражнения

                                        Беседа о чуткости

– Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озаглавить).

Папа разбил драгоценную  вазу. 
Бабушка с мамой нахмурились сразу. 
Но папа нашелся: взглянул им в глаза 
И робко и тихо “простите” сказал. 
И мама молчит, улыбается даже: 
– Мы купим другую, есть лучше в продаже... 
“Простите!” – казалось бы, что в нем такого? 
А вот ведь какое чудесное слово!

Н. Юсупов

  • Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая.)
  • Почему нахмурилась мама и бабушка?
  • Как вы понимаете слово “но папа нашелся”?
  • Что папа сказал? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и тихо сказал.Вежливые слова – очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)
  • Каким же оказалось слово простите?
  • Как мы озаглавим это стихотворение?

После того как дети придумают  несколько названий, воспитатель  должен сказать, что это стихотворение  будет называться по-разному, так, как  его придумали дети.

                                          Заботливая подруга

Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала  и ни с кем не хотела играть. Каждый день она спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли придет Катя? Но Галина Николаевна не знала  – девочка поправлялась медленно.

Однажды пришла Лена в группу, подошла к Галине Николаевне и  говорит: “Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате”.

Галина Николаевна ласково  посмотрела на девочку и говорит: “Очень хорошо, Леночка, что ты такая  заботливая подруга, но ходить тебе к  Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй  рисунок, а я его передам Кате”.

  • Почему Лене нельзя было пойти к Кате?
  • Как вы пожжете позаботиться о заболевшем друге?

Методы саморегуляции  и снятия психоэмоционального напряжения у детей

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный  ребенок вдруг становится конфликтным  и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то “детской”  проблемы, в которой взрослые еще  не разобрались. Как помочь ребенку  в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые. Автор научила этим методам огромное количество детей, и они успешно ими пользуются. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и успокойте!

“Возьмите себя в руки” (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: “Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти  и сильно прижми руки к груди - это  поза выдержанного человека”.

“Врасти в землю” (для детей с 5 лет)

“Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные  корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека”.

“Ты – лев!” (для  детей с 5 лет)

“Закрой глаза, представь  льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и  мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как  тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!”

“Просыпайся, третий глаз!” (для детей с 5 лет)

“Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и  спокойствие могут проснуться в  твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь  твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: “Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...” 6–10 раз.

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое  родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, “гроза” дворов, но и несчастное существо, которое  никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность  – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую  возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто  носит провокационный характер. Чтобы  вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются  до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм “выхода” психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

Причины агрессивности почти  всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница  между желаемым и возможным.

Только поняв и приняв это, взрослые “догадаются”, что ребенок  ни в чем не виноват, и если его  не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

Обнаружив у своего ребенка  признаки агрессивного поведения, поиграйте  с ним в описанные в данном разделе игры, полезными будут  и игры из разделов о нарушениях в общении и использовании  методов художественного творчества, танцевальной и двигательной терапии.

“Подушечные бои” (для детей с 5 лет)

Для игры необходимы маленькие  подушки. Играющие кидают друг в друга  подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть “Сражение  двух племен” или “Вот тебе за...”

Замечание: Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

“Выбиваем пыль” (для детей с 4 лет)

Каждому участнику достается  “пыльная” подушка. Он должен, усердно  колотя руками, хорошенько ее “почистить”.

“Детский футбол” (для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель –  забить в ворота гол.

Замечание: Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

“Падающая башня” (для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая  башня. Задача каждого участника  штурмом запрыгнуть на нее, издавал  победные крики, типа: “А-а-а”, “Ура!”  и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает  на башню, не разрушив ее стены.

Замечание:

1. Каждый участник может сам себе строить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

2. После каждого штурма  “болельщики” издают громкие  крики одобрения и восхищения  “Молодец!”, “3дорово!”, “Победа!”  и т.д.

 

 

 

                    Используемая литература:

 

1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2003. 
2.  Л. А. Венгер "Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет".                                                                                                                                           3. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.                                                                        4. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - М,- 1987. - 160 с. 
5.  Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986. 
6.   Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. - М.- 1990. - 95 с. 
7. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. -М.- 1986.  
8. Хорунженио К. М.. Педагогический словарь, М., 1997 
9. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Информация о работе Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста