Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Содержание работы

1. Введение.
2. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника:
а) Эмоции и воспитательный процесс.
б) Развитие эмоций в деятельности.
в) Значение эмоций.
3. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста:
а) Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка.
б) Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов.
4. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.
5.Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей
дошкольника.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по детской психологии.docx

— 50.64 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Р.Ф.

ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Институт  непрерывного педагогического образования

Кафедра  «Психологии развития».

 

 

 

 

Контрольная работа  по детской  психологии

Тема: «Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте».

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студент ДПП 2 курс гр.№ 1В.  

Проверил: старший преподаватель кафедры  П.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан 2011год.

 

                                                               План:

 

 

  1.   Введение.

   2. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника:

      а) Эмоции и воспитательный процесс.

       б) Развитие эмоций в деятельности.

       в) Значение эмоций.

    3. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста:

      а) Условия формирования социальных мотивов поведения  ребенка.

       б) Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов.

    4. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.

    5.Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей

        дошкольника.              

    6.Заключение.

    7.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         1.Введение.

 

  Дошкольное  воспитание как первое звено  общей системы народного образования  играет важную роль в жизни  нашего общества, осуществляя заботу  об охране и укрепления здоровья  детей, создавая условия для  их всестороннего развития в  раннем и дошкольном возрасте.

 Ведущую  роль в психическом развитии  и становлении детской личности  играет обучение в широком  смысле слова, которое заключается  в усвоении общественного опыта,  накопленного предшествующими поколениями,  в овладении материальной и  духовной культурой, созданной  человечеством.

 Процесс  воспитания предполагает не только  активное воздействие взрослого  на ребенка, но и деятельность  самого ребенка (игровую, учебную,  трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Задача гармоничного развития  детей дошкольного возраста предполагает  также обязательно достаточно  высокий уровень развития его  эмоциональной сферы, социальной  ориентации и нравственной позиции.

 Развитие  ребенка представляет собой сложное,  целостное образование, состоящее  из ряда взаимосвязанных уровней  регуляции поведения и характеризующееся  системным соподчинением мотивов  деятельности ребенка. Вопрос  о мотивах деятельности и поведения  дошкольника - это вопрос о  том, что конкретно побуждает  ту или иную деятельность или  поступок ребенка.

 Развитие  мотивов тесно связано с развитием  эмоций.   Эмоции играют определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких как познавательный, нравственный, трудовой и др. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и др.

 Проблема  развития эмоций, их роли в  возникновении мотивов как регуляторов  деятельности и поведения ребенка  является одной из наиболее  важных и сложных проблем психологии  и педагогики, поскольку дает  представление не только об  общих закономерностях развития  психики детей и ее отдельных  сторонах, но и об особенностях  становления личности дошкольника.

 Однако  со стороны родителей и педагогов  прохождению этапов эмоционального  развития, как правило, не уделяется  большого внимания.

 

 

 Объект  исследования: социально-психологическое  развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: эмоционально-личностное  развитие детей дошкольного возраста.

 Цель  исследования: показать формирование  необходимых механизмов эмоциональной  регуляции поведения в дошкольном  возрасте.

В соответствии с целью, объектом и предметом  исследования определяются его основные задачи:

1. Изучение  психолого-педагогической литературы  по теме исследования;

2. изучение  воспитания эмоций и чувств  у дошкольника;

3. изучение  развития мотивационной сферы  детей дошкольного возраста;

4. изучение  роли семьи в воспитании эмоциональной  отзывчивости ребенка;

5. изучение  значения игры для преодоления  эмоциональных трудностей дошкольника.

 

                         2.Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.

       а) Эмоции и воспитательный процесс.

 С  первых лет жизни ребенок под  влиянием взрослых, а также в  процессе игр, посильного труда,  учения активно овладевает опытом  предшествующих поколений, усваивает  нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к  накоплению известной суммы знаний, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств  детской личности. Для полноценного  развития дошкольника особенно  важна целенаправленность педагогического  процесса.

 В  дошкольные годы закладываются  основы здоровья и физического  развития человека. Серьезным недостатком  дошкольного воспитания является  малоподвижность детей: если они  много занимаются сидя, мало двигаются  и играют на свежем воздухе,  то это плохо сказывается не  только на физическом, но и  на их духовном развитии, снижает  тонус их нервной системы, угнетает  психическую активность. У физически  ослабленных детей, подверженных  быстрому утомлению, эмоциональный  тонус и настроение снижены.  Это, в свою очередь, отрицательно  влияет на характер умственной  работоспособности детей.

Умственное  воспитание призвано обеспечить не только усвоение суммы знаний и умений, но и планомерное формирование познавательных способностей ребенка.

Умственное  воспитание детей старшего дошкольного  возраста тесно связано с проблемой  подготовки к школьному обучению. Современные исследования показывают, что интеллектуальные возможности  ребенка-дошкольника значительно  выше, чем предполагалось ранее.

 Эффективность  самого обучения (в узком смысле  этого слова) в большей мере  зависит от того, как ребенок  эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию,  какие чувства вызывает у него  сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и более широко - на его умственную активность и даже на творческие способности.

 Поэтому,  рассматривая уровень подготовленности  ребенка к школьному обучению, прежде всего, имеется в виду  его личностная готовность как  единство его интеллектуальных  качеств с активным эмоциональным  отношением к окружающим.

 Важное  место в дошкольной педагогике  занимает художественное воспитание, оказывающее влияние не только  на эстетическое, но и на умственное  и нравственное воспитание ребенка.

 Участие  детей в различных видах художественной  деятельности начинается с раннего  детства. Дети слушают и рассказывают  сказки, читают стихи, поют и  танцуют. Даже у детей младшего  возраста такого рода исполнение  вызывает эмоциональные переживания  разной степени выраженности  и длительности. В дальнейшем  проявление эмоций детей становится  все более многообразным: и  характер возникающих у ребенка  образов (музыкальных, литературных, графических), и отношение к персонажам  сказок и рассказов, и сама  исполнительная деятельность (танец,  песня, рассказывание) - все проникнуто  детскими переживаниями, отражает  их собственный социальный опыт  и развивает его.

 Проблема  нравственного воспитания детей  дошкольного возраста - существенная  и вместе с тем трудная.

 Ребенок  рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным.  То, какие нравственные качества  у него разовьются, зависит, прежде  всего, от отношения к нему  окружающих, от того, как они его  воспитывают. Правильные представления  о моральном облике человека, о его отношении к другим  людям, к самому себе, к своим  трудовым и гражданским обязанностям  должны стать для ребенка образцами  для подражания. Вместе с тем  у него должно быть сформировано  понимание того, что хорошо и  что плохо; почему одни поступки  скверные, а другие заслуживают  одобрения.

 Однако  только знания моральных требований  еще не достаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно.  Если родители и воспитатели  с помощью морализирующих бесед  уделяют внимание лишь формированию  нравственных представлений, не  заботясь о практике взаимоотношений  детей с окружающими людьми, могут  возникнуть случаи «нравственного  формализма», когда дети хорошо  знают нравственные нормы и  даже правильно о них рассуждают, но сами нарушают, не считаясь  с интересами окружающих.

 Чтобы  предупредить подобное расхождение  знаний и реального поведения,  необходимо, чтобы нравственные  представления ребенка превратились  в движущие мотивы его поведения. Важно, чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям. Он знает, что надо помогать малышам, и активно делает это; он понимает, что плохо быть грубым и сам восстает против грубости других и т.д.

 Для  обеспечения подлинно всестороннего  и гармоничного развития детской  личности необходимо более тесно,  более органично связать физическое  воспитание ребенка с умственным, умственное с нравственным, нравственное  с эстетическим и т.п. Центральным  звеном всей этой системы является  нравственно-трудовое воспитание  дошкольников, которое призвано  заложить уже в первые годы  жизни ребенка основы активной  жизненной позиции, понимания  своих обязанностей и готовности  выполнять эти обязанности, единства  слова и дела.

 Нет  сомнения в том, что трудовое  воспитание надо начинать уже  в дошкольном детстве.

 Важно,  чтобы любое практическое задание,  предложенное дошкольнику, не  было самоцелью, а способствовало  формированию у малышей начал  трудолюбия, уважения к труду  взрослых, готовности и умения  сделать что-то самим. Чтобы  воспитать у ребенка такие  качества, следует воздействовать  не только на знания и умения, но и на его эмоциональную  сферу.

        б) Развитие эмоций в деятельности.

 Воспитание  чувств у ребенка, начиная с  первых лет его жизни, является  важнейшей педагогической задачей,  не менее, а в каком-то смысле  даже более важной, чем воспитание  его ума. Ибо то, как будут  усваиваться новые знания и  умения, и ради достижения каких  целей они будут использоваться  в дальнейшем, решающим образом  зависит от характера отношения  ребенка к людям и к окружающей  действительности.

 Формирование  высших человеческих чувств происходит  в процессе усвоения ребенком  социальных ценностей, социальных  требований, норм и идеалов, которые  при определенных условиях становятся  внутренним достоянием детской  личности, содержанием побудительных  мотивов его поведения. В результате  такого усвоения ребенок приобретает  своеобразную систему эталонов  ценностей, сопоставляя с которыми  наблюдаемые явления, он оценивает  их эмоционально как привлекательные  или отталкивающие, как добрые  или злые, как красивые или  безобразные.

 Для  того чтобы ребенок не только  понял объективное значение норм  и требований, но и проникся  к ним соответствующим эмоциональным  отношением, для того, чтобы они  стали критериями его эмоциональных  оценок своих и чужих поступков,  недостаточно объяснений и указаний  воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти  подкрепление в собственном практическом  опыте ребенка, в опыте его  деятельности. Причем решающую роль  здесь играет включение дошкольника  в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

 Итак, эмоции ребенка развиваются в  деятельности и зависят от  содержания и структуры этой  деятельности.

 По  мере развития у ребенка формируются  новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не  только узким кругом вещей,  которые непосредственно связаны  с удовлетворением его органической  потребности в пище, в тепле,  в физическом уходе. Интересы  его распространяются на более  широкий мир окружающих предметов,  явлений и событий, а вместе  с тем эмоциональные проявления  его становятся сложнее и содержательнее.

Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте