Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Содержание работы

1. Введение.
2. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника:
а) Эмоции и воспитательный процесс.
б) Развитие эмоций в деятельности.
в) Значение эмоций.
3. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста:
а) Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка.
б) Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов.
4. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.
5.Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей
дошкольника.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по детской психологии.docx

— 50.64 Кб (Скачать файл)

 Эмоциональные  реакции и состояния детей  могут быть чрезвычайно разнообразны  по силе, длительности и устойчивости  переживаний. Они вызываются различными  воздействиями: отдельными физическими  раздражителями (звуком, светом, болевым  воздействием), сложными условиями  того или иного вида деятельности (пониманием задачи, характером материала,  особенностями продукта и т.д.), отношением других людей - сверстников  и взрослых. Эти разные по содержанию  эмоции отличаются также глубиной  протекания и последствиями. Так,  ребенок может ощутить сильную  физическую боль и тем не  менее он довольно быстро забудет  ее. В то же время он может  испытать унижение или оскорбление,  причиненные ему сверстниками; переживание  такого отношения окажется очень  устойчивым и повлияет на последующие  взаимоотношения со сверстниками.

 Исходя  из того, что человек и человеческая  жизнь в системе материальных  и духовных ценностей занимает  высшее место, следует предполагать, что эмоции, связанные с другим  человеком, занимают в эмоциональном  опыте ребенка особое место.

 Но  бывает, что дети воспитываются  в такой атмосфере, когда в  семье создается культ материального  окружения (так называемый «вещизм»), к которому взрослые проявляют  особо эмоциональное, заботливое  и бережное отношение и которое,  соответственно, прививается детям:  культ современной мебели, красивой  одежды, нарядных украшений, модных  коллекций и т.д.

 Такого  рода выраженный «вещизм» сопровождается  принижением человека, его чувств, его отношений. Причем у детей  он проявляется весьма своеобразно.  Например, ребенок, воспитанный в  атмосфере культа внешней красивости (одежды, украшений), умеющий беречь  и поддерживать эту красивость, проявляет нескрываемое чувство  брезгливости, увидев у сверстника  пятно на платье, заштопанный  рукав кофточки или рубашки.  В ситуациях налаживания детских  взаимоотношений такой дошкольник  совершенно безучастен к переживаниям  других детей.

 В  эмоциональных проявлениях одного  ребенка могут иметь существенные  расхождения способность испытывать  разнообразные эмоции и характер  проявления эмоциональной отзывчивости. Эмоциональность связана с особенностями  элементарных реакций человеческого  организма (на звук, свет и т.д.), а эмоциональная отзывчивость  на состояние другого человека, - это эмоция высшего порядка,  имеющая нравственное содержание.

 Эмоциональность  ребенка как особенность поведения  доступна поверхностному наблюдению  более, чем эмоциональная отзывчивость. Чаще всего именно эмоциональность  обращает на себя внимание, выступая  в разнообразных формах: чрезмерной  ранимости, повышенной обидчивости,  плаксивости и др.

 При  правильных условиях обучения  и воспитания чрезмерная чувствительность  может быть перестроена и подчинена  эмоциональному поведению более  высокого уровня. Но иногда необходимо  создание специальных ситуаций, которые были бы для ребенка  значимыми и которые, затронув  внутренние «струны» его личности, могли бы раскрыть возможности  эмоционального отклика дошкольника.

 В  умении различать проявления  чувствительности и эмоциональной  отзывчивости детей, а также  в развитии и воспитании у  них высших, человеческих эмоций  и заключается одна из важных  воспитательных задач, стоящих  перед родителями и педагогами.

 Процесс  формирования простейших социальных  мотивов деятельности, заключающихся  в стремлении сделать полезное  не только для себя, но и  для других, можно наблюдать на  примере коллективной трудовой  деятельности дежурных (дежурство  в столовой, в игровом уголке  и т.д.).

 Предварительно  воспитатель разъясняет смысл  работы, стремясь выработать у  детей своеобразную ориентацию  на предстоящую деятельность  и сформировать у них предварительные  представления о социальной значимости  этих действий.

 В  дальнейшем педагог регулярно  оценивает вместе с детьми  работу дежурных. Таким образом,  создается довольно жесткая система  групповых требований и ожиданий.

 Первоначально  часть детей отказывается от  дежурств, стремясь переложить свои  обязанности на кого-либо другого,  а остальные дети, хотя и принимают  задание, но не всегда хорошо  его выполняют.

 Затем  в созданных условиях коллективной  деятельности поведение детей  начинает упорядочиваться, выполнение  обязанностей дежурного приобретает  более организованный характер.

 Впоследствии, дети - одни раньше, другие позднее  - переходят на более высокую  ступень формирования социальных  мотивов поведения. Характерным  здесь является то, что ребенок  начинает выполнять свои маленькие  обязанности не ради похвалы  взрослого и не ради достижения  лидерства, а ради результата, стремясь удовлетворить потребности  окружающих людей. Теперь он  действует по собственной инициативе - это свидетельствует о превращении  усваиваемых социальных норм  и требований во внутренние  мотивы деятельности.

 В  ходе формирования новых мотивов  поведения существенно изменяется  характер эмоциональных проявлений  ребенка, т.е. изменение в эмоциональной  сфере непосредственно отражает  изменения мотивов трудовой деятельности.

 По  мере формирования такого рода  мотивов безразличное отношение  к трудовым обязанностям сменяется  очень большой чувствительностью  по отношению к оценке окружающих. Затем и эти волнения, связанные  с оценкой, как бы отодвигаются  на задний план и сменяются  совершенно другими переживаниями,  связанными с тем, насколько  хорошо удалось выполнить полезное  дело, насколько достигнутые результаты  соответствуют интересам других  людей, ставшим теперь интересами  самого ребенка.

 

 

      4.Роль семьи в воспитании эмоциональной  отзывчивости дошкольника.

               Значительная роль в развитии  и воспитании у ребенка дошкольного  возраста эмоций сопереживания  и сочувствия принадлежит семье.

 В  условиях семьи складывается  присущий только ей эмоционально-нравственный  опыт: убеждения и идеалы, оценки  и ценностные ориентации, отношение  к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему  оценок и эталонов ценностей  (материальных и духовных), семья  в значительной степени определяет  уровень и содержание эмоционального  и социально-нравственного развития  ребенка.

 Опыт  дошкольника может быть очень  разным. Как правило, он полный  и разносторонний у ребенка  из большой и дружной семьи,  где родителей и детей связывают  глубокие отношения ответственности  и взаимной зависимости. В этих  семьях диапазон утверждаемых  ценностей достаточно широк, но  ключевое место в них занимает  человек и отношение к нему.

 Эмоциональный  опыт может быть существенно  ограниченным у ребенка из  неполной семьи (при отсутствии  кого-то из родителей) или при  отсутствии у него братьев  и сестер. Недостаточная реальная  практика участия в жизни других  детей, пожилых людей, о которых  необходимо заботиться, является  важным фактором, сужающим рамки  эмоционального опыта.

 Приобретаемый  в условиях семьи опыт может  быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность  складывается обычно в тех  условиях, когда члены семьи озабочены  развитием в ребенке отдельных  качеств, кажущихся исключительно  значимыми, например развитием  интеллекта (математических способностей  и т.д.), и при этом не уделяется  сколько-нибудь существенного внимания  другим качествам, необходимым  ребенку как будущему гражданину.

 Наконец,  эмоциональный опыт ребенка может  быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило,  имеет место тогда, когда ценностные  ориентации главных членов семьи  (особенно родителей) совершенно  разные. Пример такого рода воспитания  может дать семья, в которой  мать прививает ребенку чуткость  и отзывчивость, а отец считает  подобные качества пережитком  и «культивирует» в ребенке  лишь силу, возводя это качество  в ранг первостепенных.

 Встречаются  родители, которые твердо убеждены, что в наше время - время  научно-технических достижений и  прогресса - многие нравственные  нормы поведения исчерпали себя  и не являются для детей  необходимыми; кое-кто воспитывает  у ребенка такие качества, как  умение постоять за себя, не  дать себя в обиду, дать сдачи.  «Тебя толкнули, а ты что, не  можешь ответить тем же?» - спрашивают  в этих случаях у детей. В  противовес доброте, чуткости, пониманию  другого у детей нередко воспитывается  умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за  счет подавления другого, пренебрежительное  отношение к другим людям.

 В  воспитании эмоциональной отзывчивости  ребенка в семье очень важно:

- эмоциональный  микроклимат семьи, определяющийся  в значительной степени характером  взаимоотношений членов семьи,  и в первую очередь родителей.  При отрицательных взаимоотношениях  огромный вред настроению ребенка,  его работоспособности, взаимоотношению  со сверстниками наносит разлад  родителей;

- представление  родителей об идеальных качествах,  которые они желали бы видеть  у своего ребенка в недалеком  будущем. Идеальным большинство  родителей считают те качества  ребенка, которые прямо или  косвенно связаны с интеллектуальным  развитием: усидчивость, сосредоточенность,  самостоятельность, прилежание, желание  учиться, добросовестность. Реже  можно слышать о таких идеальных  качествах, как доброта, внимание  к другим людям;

- интимные  переживания родителей по поводу  тех или иных качеств, обнаруженных  в собственном ребенке. Что  родителям нравиться, что радует  в ребенке и, что огорчает, беспокоит  в нем. Ответы свидетельствуют,  что родители сознают необходимость  воспитания у ребенка не какого-то  одного, изолированного качества, а  системы качеств, соотнесенных  и связанных между собой: интеллектуальных  и физических, интеллектуальных  и нравственных;

- важно,  чтобы родители замечали некоторую  избирательность ребенка в отношении  к занятиям, к разным видам  деятельности и насколько эта  избирательность выражена. Любит  ли он играть и в какие  игры, как долго может заниматься  этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки  и постройки или тут же выбрасывает  и ломает их;

- привлекать  ребенка к участию в будничных  делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и  пр. Необходимо постоянно обращать  внимание родителей на то, что,  поощряя ребенка даже за незначительную  помощь, подчеркивая его причастность  к общим проблемам и заботам  семьи, родители тем самым вызывают  положительные эмоции у ребенка,  укрепляют его веру в свои  силы, пробуждают социально необходимые  качества личности;

- понимать  родителям роль их собственного  участия в совместной с ребенком  деятельности. Распределяя с ребенком  действия, чередуя их, включая его  на равных в выполнении посильных  дел и заданий, родители тем  самым способствуют развитию  его личностных качеств: внимания  к другому, умения прислушаться  и понять другого, откликнуться  на его просьбы, состояние.

 Дети  должны постоянно чувствовать,  что родителей тревожат не  только их успехи в приобретении  различных навыков и умений. Устойчивое  внимание родителей к личностным  качествам и свойствам детей,  к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и  эмоциональных проявлений укрепляет  в сознании дошкольников социальную  значимость и важность этой  особой сферы - сферы эмоционального  отношения к другим людям. 

                                                      5. Заключение.

 

         На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: - Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника.

Информация о работе Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте