Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:53, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы и темы исследования. Смена парадигмы образования, имеющая ярко выраженную гуманитарную направленность, социальный заказ общества на педагога, способного адаптироваться к быстро меняющимся социокультурным условиям, обусловливают преобразования в дополнительном профессиональном образовании. Необходимость соответствовать требованиям времени вызывает у педагога негативные эмоциональные состояния, способствует росту переживаемых отрицательных эмоций, приводит к истощению эмоциональных ресурсов, и, в целом, затрудняет осуществление профессиональной деятельности

Файлы: 1 файл

Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной обра.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

3 Открытость образовательного процесса обусловливает возможность его расширения в зависимости от личностных образовательных потребностей обучающихся, предполагает организацию стажёрских площадок на базе инновационных образовательных учреждений различного уровня и типа с опорой на личностные ресурсы педагогических работников.

4 Вариативность и гибкость повышения квалификации обеспечивает реализацию разнообразных образовательных программ по актуальным аспектам формирования эмоциональной культуры с учётом специфики обучающихся и запросов региональной системы образования; выбор форм организации образования (очная; очно-заочная форма с элементами дистанционного; индивидуальный образовательный маршрут); организации занятий (лекции, семинары, конференции, индивидуальные консультации, самообразование); методов обучения (дискуссия, диспут, метод конкретных ситуаций, тренинговые упражнения и т.д.).

5 Практикоориентированность обучения означает приоритет форм учебной работы, позволяющих организовывать практику и активное усвоение теоретической информации, использование моделирования, рефлексии и переживания эмоционально значимых ситуаций. Переживание эмоционально значимой ситуации как жизненной проблемы обеспечивает личностную включённость субъекта в процесс обучения, мобилизует интеллект, эмоциональные, волевые структуры личности.

6 Системность обеспечивает соответствие дополнительных профессиональных образовательных программ потребностям взрослых обучающихся, изменениям, происходящим в дополнительном профессиональном образовании, непрерывность и преемственность педагогического образования, превращая его в «образование через всю жизнь». Системность предполагает практикоориентированное содержания модулей дополнительной образовательной программы.

7 Участие педагогов в различных видах деятельности: учебная деятельность академического типа, обеспечивающая предметные контексты профессиональной деятельности; квазипрофессиональная, моделируемая в аудиторных условиях; профессиональная, в процессе которой педагог выполняет реальные функции; обеспеченные семиотической, имитационной, профессиональной моделями обучения.

8 Дифференциация обучения в группе реализуется в совместной работе субъектов образовательного процесса на основе потребностей, возраста, стажа педагогов. При дифференциации обучения происходит актуализация позиции слушателя как субъекта свободного сознательного выбора образовательных траекторий за счёт отбора вариативных модулей дополнительной профессиональной образовательной программы и возможностей удовлетворения потребностей в преодолении личностно-профессиональных затруднений.

2 Содержание и структура эмоциональной культуры педагога

Выявление педагогической сущности эмоциональной культуры педагога осуществлялось в логике развертывания ключевых понятий: «культура», «эмоция», «эмоциональная культура».

Основополагающим для  исследования является понимание эмоции, в соответствии с которым особенностью данного феномена является психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Данное понимание подчеркивает сложность и многогранность эмоций, а также их значение как регуляторов общения, влияющих на выбор партнеров по общению и определяющих его способы и средства.

«Эмоциональная культура педагога» в исследовании определяется как интегративная характеристика личности педагога, отражающая единство знаний об эмоциональных аспектах педагогической деятельности, эмоциональной направленности, эмоциональных умений, позволяющих создавать позитивный эмоциональный фон педагогической деятельности, качественно преобразовывая собственный эмоциональный опыт в контексте культуры.

Структура и содержание эмоциональной культуры педагога представлены когнитивным (знание особенностей своей эмоциональной сферы, эмоциональной сферы другого, определения и анализа ситуаций затруднения в педагогической деятельности и путей их преодоления); мотивационно-ценностным (позитивное эмоциональное отношение к педагогической деятельности, ценности альтруистических, коммуникативных, гностических эмоций); конативным (эмпатические и рефлексивные умения, умение сотрудничать) компонентами (рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Схема структуры и содержания эмоциональной культуры  педагога

Развивая  концепцию Совладающего Интеллекта, мы выделяем следующие функции эмоциональной культуры педагога: информационную, выражающуюся в получении и обогащении знаний об эмоциональных аспектах педагогической деятельности; побуждающую, основанную на идентификации личности с другими, адекватно отражающую в форме соучастия эмоциональное состояние другого; регулятивную, способствующую пониманию и регуляции эмоций своих и другого, обеспечивающую выбор адекватных поведенческих актов.

3 Модель формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования

Завершением теоретического анализа исследуемой проблемы стала  разработка модели формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования (рисунок 2), представляющая собой целостную структуру взаимообусловленных блоков: целевого (цель: повышение уровня сформированности эмоциональной культуры педагога), методологического (подходы и принципы формирования эмоциональной культуры педагога), организационно- исполнительного (этапы и технологии формирования эмоциональной культуры педагога), критериально-оценочного (критерии, уровни), результативного (результат: переход на более высокий уровень сформированности эмоциональной культуры педагога).

На первом этапе  – «Я познаю эмоции» – целью выступает формирование знаний, способствующих пониманию собственных эмоций и управлению ими, пониманию эмоций других людей и управлению ими; знаний определения и анализа ситуаций затруднения в педагогической деятельности и путей их преодоления. Формированию когнитивного компонента эмоциональной культуры способствовали ознакомление педагогов с теоретической информацией  и освоение «языка эмоций». На данном этапе применялись интерактивные лекции, тренинговые занятия. Обучающая система по освоению «языка эмоций» включала: игровые упражнения, направленные на формирование умения распознавать эмоциональное состояние другого по мимике, пантомимике; игры и сценические импровизации, отражающие эмоциональные состояния в мимико-жестовой речи и т.д.

Целью второго этапа  – «Я ценю эмоции» – является формирование эмоциональной направленности личности педагога, что предполагает позитивное отношение к педагогической деятельности; формирование ценностного отношения к альтруистическим, коммуникативным, гностическим эмоциям. Формированию мотивационно-ценностного компонента эмоциональной культуры педагога способствовали: информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания, основных стратегиях помощи в работе с данным явлением; освоение методов эмоциональной саморегуляции; принятие ценности эмоций. На данном этапе также применялись интерактивная лекция, тренинговые занятия. Использовались методы: анализ опыта, групповая дискуссия, психогимнастика, игровые, эмоциональной саморегуляции.

В ходе третьего этапа  – «Я сотрудничаю» – эмоциональные умения формируются с помощью таких методов, как:  анализ опыта; анализ ситуаций; музыко- и арт-терапии; методы, направленные на формирование способности к идентификации и децентрации; тренинговые упражнения с обучающими приемами, игры-драматизации, ролевые игры, эмоциогенные ситуации, решение которых содействует выходу из стереотипного мышления в план творческого.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Схема модели формирования эмоциональной культуры педагога

Реализация  педагогических условий формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить педагогические условия эффективного функционирования процессуальной модели формирования эмоциональной культуры педагога, заключающиеся в конструировании дополнительной профессиональной образовательной программы, применении совокупности профессионально-образовательных технологий, осуществлении андрагогического сопровождения.

Конструирование дополнительной профессиональной образовательной программы формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования, обеспечивающей вариативность содержания и организационных форм в соответствии с потребностями и возрастными особенностями контроля эмоций обучаемого (первое педагогическое условие), позволило обеспечить целенаправленное формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования. Блочно-модульный подход к построению дополнительной профессиональной образовательной программы формирования эмоциональной культуры педагога дал возможность каждому педагогу быть самостоятельным в выборе содержания и определения порядка его освоения в соответствии с личными особенностями и потребностями. Посредством обеспечения гибкости содержания, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям педагогов и уровню их базовой подготовки создавались благоприятные условия для профессионального развития. Таким образом, процесс формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования включал относительно самостоятельные компоненты, что позволило:

– осуществлять распределение  информации на содержательные части, выявлять логические и психологические связи  между ними, актуализировать самоконтроль обучающихся;

– структурировать содержание обучения, осуществлять последовательное изложение теоретического материала, обеспечить процесс формирования эмоциональной культуры педагога системой контроля, позволяющей корректировать образовательный процесс;

– адаптировать образовательный  процесс к индивидуальным профессиональным затруднениям и запросам педагогов;

– изменить статус преподавателя  (перейти из роли «передатчик информации» в роль «фасилитатор образовательного процесса»);

– изменить содержание образования: не информация о деятельности плюс деятельность, а деятельность, основанная на информации;

– изменить формы взаимодействия субъектов образовательного процесса (предпочтение активным формам обучения);

– изменить психологический  аспект содержания обучения.

Дополнительная профессиональная образовательная программа формирования эмоциональной культуры педагога включала инвариантные блоки, содержание которых совместно с педагогами наполнялось вариативными модулями. Содержание дополнительной профессиональной образовательной программы, ее построение отвечало ожиданиям конкретного педагога, поставленной задаче – повысить уровень сформированности эмоциональной культуры. Этому способствовали: соответствие потребностям и возрастным особенностям контроля эмоций обучаемого; блочно-модульный принцип построения программы; предоставленная слушателям возможность проектировать ее содержание; формирование эмоциональных умений педагога в процессе занятий, их направленность на анализ актуального опыта педагогического взаимодействия, согласование понятийного поля, выявление затруднений педагога в формировании эмоциональной культуры.

Реализация второго педагогического условия (применение совокупности профессионально-образовательных технологий, обусловливающих андрагогическое диалоговое взаимодействие на основе учета особенностей взрослого обучающегося) позволила педагогу перевести теоретические знания по проблеме формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования в плоскость практико-ориентированной профессиональной деятельности. Диалогическая основа профессионально-образовательных технологий способствовала преобразованию собственного опыта обучаемого, переориентации основного внимания слушателя с трансляции знаний на анализ профессиональных затруднений и поиск возможных  решений. Это привело к смещению акцентов от технологий, ориентированных на передачу информации, к более широкому внедрению технологий с использованием активных методов обучения. Это отразилось на структуре учебных программ и методах преподавания, характере взаимодействия андрагога с педагогами. Было организовано интерактивное обучение алгоритмам решения эмоциогенных ситуаций, обеспечившее позицию слушателя как субъекта собственной профессиональной деятельности.

В гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования использовались профессионально-образовательные технологии: технология контекстного обучения, технология интерактивного обучения, арт-технологии, рефлексивные технологии, технология проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Андрагогический подход (третье педагогическое условие) включал аналитическое, информационное, консультативное, тренинговое, самообразовательное направления. В диссертации приведены результаты психолого-педагогического исследования эмоциональной культуры педагога, изучение проблем в формировании эмоциональной культуры педагога, рекомендации слушателям курсов, что составляло аналитическое направление работы. Информационное направление включало различные мероприятия, направленные на обеспечение педагогов информацией, необходимой для формирования эмоциональной культуры педагога (интерактивные лекции, дискуссии, решение задач и ситуаций по эмоциональной тематике). Консультативное направление осуществлялось во взаимодействии андрагога с педагогом в индивидуальном режиме, способствовавшем выбору оптимальных вариантов решений профессиональных затруднений в формировании эмоциональной культуры (упражнения «Позитивное истолкование», «Прослеживание чувств», «Скрытые чувства», «Удовлетворенность работой», «Рисуем с пониманием», «Что я чувствую и к кому?»). Консультирование в режиме группового обсуждения дало возможность педагогам лучше узнать, почувствовать другого, осознать особенности экспрессии, формирования мимической экспрессивности, эмоциональной выразительности (упражнения «Могу ли я представить?», «Карусель», «Киносюжет», «Метафора моей жизни»).

Информация о работе Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образо