Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:53, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы и темы исследования. Смена парадигмы образования, имеющая ярко выраженную гуманитарную направленность, социальный заказ общества на педагога, способного адаптироваться к быстро меняющимся социокультурным условиям, обусловливают преобразования в дополнительном профессиональном образовании. Необходимость соответствовать требованиям времени вызывает у педагога негативные эмоциональные состояния, способствует росту переживаемых отрицательных эмоций, приводит к истощению эмоциональных ресурсов, и, в целом, затрудняет осуществление профессиональной деятельности

Файлы: 1 файл

Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной обра.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Тренинговое направление  включало упражнения социально-психологического тренинга, направленные на познание эмоций, формирование позитивного отношения к педагогической деятельности, ценностного отношения к эмоциям, формирование эмоциональных умений педагога. Сочетание различных форм обучения способствовало тому, что материалы тренинговых упражнений усваивались намного эффективнее, чем на традиционных занятиях. Самообразовательное направление представлено индивидуальными и групповыми формами, способствующими формированию эмоциональной культуры: участие в работе методического объединения образовательного учреждения; консультации в методических кабинетах; участие в разнообразных семинарах, курсах, лекториях, творческих группах; посещение школ и клубов молодых педагогов; участие в фестивалях и конкурсах педагогического мастерства; работа педагога по личным планам самонаблюдении, согласованным с андрагогом в курсовой период.

4 Результаты  опытно-поисковой работы по формированию  эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования.

Опытно-поисковая работа осуществлялась в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет», Бугурусланском филиале и Орском представительстве Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет». Для получения эмпирической базы данных на констатирующем этапе были проведены наблюдения, беседы, упражнения, изучение эмоциональной культуры педагогов с помощью серии диагностических методик. Опытно-экспериментальной работой было охвачено 320 педагогов.

Результативность опытно-поисковой  работы определялась посредством сравнительного анализа результатов констатирующего  этапа эксперимента с данными, полученными  по окончании формирующего этапа.

Для изучения когнитивного компонента использовались методики, направленные на определение уровня знаний особенностей своей эмоциональной сферы, знаний особенностей эмоциональной сферы другого (опросник ЭмИн Д. В. Люсина), сформированности знаний определения и анализа ситуаций затруднения в педагогической деятельности и путей их преодоления (методика изучения ситуаций затруднения в педагогической деятельности (Центральный институт повышения квалификации учителей Варшавы,  модифицирована Л. А. Поварницыной).

Для изучения мотивационно-ценностного компонента эмоциональной культуры педагога использовались диагностические методики, направленные на выявление позитивного эмоционального отношения к педагогической деятельности (методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко), сформированности альтруистических, коммуникативных, гностических эмоций (тест-анкета «Эмоциональная направленность» Б. И. Додонова).

Для изучения конативного компонента эмоциональной культуры использовались методики, направленные на выявление рефлексивных умений (методики «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии Е. Е. Рукавишниковой, «Определение уровня рефлексивности» А. В. Карпова, В. В. Пономаревой), эмпатических умений («Опросник общих эмпатийных тенденций» (А. Мехрабиан), методика «Эмоциональная эмпатия» В. В. Бойко), умения сотрудничать (методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, Н. В. Гришиной). Полученные результаты обрабатывались на основе метода U-критерия Манна – Уитни, пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 11.5 for Windows (таблица 1).

Полученные данные выявили  повышение сформированности всех показателей эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования.

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной нами модели формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования при использовании совокупности выделенных педагогических условий (конструирование дополнительной профессиональной образовательной программы, обеспечивающей вариативность содержания и организационных форм в соответствии с потребностями и возрастными особенностями контроля эмоций обучающегося; применение профессионально-образовательных технологий обусловливающих андрагогическое диалоговое взаимодействие; осуществление андрагогического подхода, включающего аналитическое, информационное, консультативное, тренинговое, самообразовательное направления и обеспечивающего индивидуальную направленность процесса формирования эмоциональной культуры педагога), что подтверждается позитивными изменениями сформированности основных показателей исследуемого феномена у педагогов на конец опытно-поисковой работы. Таким образом, положительная динамика, выявленная в ходе исследования, дает основание считать, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.

Таблица 1 – Достоверные различия показателей эмоциональной       культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения         дополнительного профессионального образования

Показатели

эмоциональной культуры педагога

Средние значения

по методике (баллы)

Значение U-критерия

Значения p-уровня значимости различий

Когнитивный компонент

 

Начало эксперимента

Конец эксперимента

 

Знание особенностей своей эмоциональной сферы

42,2

53,8

238,7

£0,01

Знание особенностей эмоциональной сферы другого

39,4

52,6

300,7

£0,01

                                      Мотивационно-ценностный компонент

 

Позитивное отношение  к педагогической деятельности

68,5

59.3

328,6

£0,05

Ценность альтруистических эмоций

3,4

7,8

282,1

£0,01

Ценность коммуникативных эмоций

2,8

6,7

298,6

£ 0,01

Ценность гностических эмоций

2,4

5,6

337,9

£0,05

Конативный компонент

Эмпатические умения

21,7

31,9

200,3

£0,001

Рефлексивные умения

16,4

28,5

232,3

£0,001

Умение сотрудничать

3,2

6,1

323,7

£0,05


В заключении диссертации  в обобщенном виде изложены основные результаты теоретического анализа проблемы и экспериментальной работы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы и положений, выносимых на защиту.

1 Выполненное диссертационное исследование носит теоретико-практический характер и направлено на решение одной из важных проблем педагогического образования – формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования, актуальность которой обусловлена современными тенденциями развития дополнительного профессионального образования, потребностями общества в высококвалифицированных педагогах, обладающих общей культурой, в том числе, высоким уровнем сформированности эмоциональной культуры.

2 Определено, что эмоциональная культура педагога – это интегративная характеристика личности педагога, отражающая единство знаний об эмоциональных аспектах педагогической деятельности, эмоциональной направленности, эмоциональных умений, позволяющих создавать позитивный эмоциональный фон педагогической деятельности, качественно преобразовывая индивидуальный эмоциональный опыт.

3 Разработана модель формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования, отражающая взаимосвязь целевого (формирование эмоциональной культуры педагога), методологического (подходы и принципы), организационно-исполнительного (этапы формирования эмоциональной культуры педагога, технологии), критериально-оценочного (критерии, уровни), результативного (переход на более высокий уровень сформированности эмоциональной культуры педагога) блоков.

4 Определены педагогические условия формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования: конструирование дополнительной образовательной программы, обеспечивающей вариативность содержания и форм в соответствии с потребностями и возрастными особенностями контроля эмоций обучаемого; применение совокупности профессионально-образовательных технологий, обусловливающих андрагоги-ческое диалоговое взаимодействие; осуществление андрагогического подхода, включающего аналитическое, информационное, консультативное, тренинговое, самообразовательное направления и обеспечивающее индивидуальную направленность процесса формирования эмоциональной культуры педагога.

5 Разработано методическое обеспечение процесса формирования эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования: образовательная программа «Основы формирования эмоциональной культуры педагога», отражающая обновленную в соответствии с социальным заказом структуру и содержание вариативных модулей и инвариантных блоков, реализующуюся с позиций культурологического, андрагогического, гуманитарного подходов; система заданий; диагностические методики, учебно-методическое пособие.

Диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов процесса формирования эмоциональной культуры педагога. Дальнейшие исследования могут быть связаны с изучением влияния эмоциональной культуры педагога на формирование личности учащихся.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ

В СЛЕДУЮЩИХ  ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА

1 Колтырева, Л. Ю. Структурно-содержательные и функциональные характеристики эмоциональной культуры педагога / Л. Ю. Колтырева // Образование и саморазвитие. – № 6 (16) 2009. – С. 204-208. (Реестр ВАК Минобрнауки РФ).

2 Колтырева, Л. Ю. Гуманитарная образовательная среда учреждения постдипломного образования в развитии эмоциональной культуры педагога дополнительного образования / Л. Ю. Колтырева // Вестник университета ГУУ. – 2010. – № 15. - С. 40-42. (Реестр ВАК Минобрнауки РФ).

3 Колтырева, Л. Ю. Гуманитарный подход в формировании эмоциональной культуры педагога // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электронный научный журнал. - Апрель 2011, ART 1559. – CПб., 2011г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1559.htm . – Гос.рег. 0421100031. ISSN 1997-8588. – Объем 0.4 п.л. [дата обращения 12.04.2011] (Реестр ВАК Минобрнауки РФ).

4 Колтырева, Л. Ю. Гуманитарные технологии в формировании эмоциональной культуры педагога / Л. Ю. Колтырева // Вестник университета ГУУ. – 2011. – № 8. – С. 50-51. (Реестр ВАК Минобрнауки РФ).

5 Колтырева, Л. Ю. Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма педагогов / Л. Ю. Колтырева // Психологические проблемы развития личности (теория и практика): сб. ст. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. – С. 126-136.

6 Колтырева, Л. Ю. Особенности динамики мотивации педагогов с различным стажем работы / Л. Ю.Колтырева // Вопросы гуманитарных наук. – № 2 (29). – 2007. – С. 336-338.

7 Колтырева, Л. Ю. Эмпатия как профессионально значимое качество личности педагога в условиях реализации гуманитарной парадигмы /             Л. Ю. Колтырева // Инновационная деятельность в системе дополнительного профессионального образования: материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Оренбург, 21-22 ноября 2007 г. / ред. колл. Н. К. Зотова (и др.). – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. – С. 107-114.

8 Колтырева, Л. Ю. Эмоциональная культура педагога как условие эффективного взаимодействия с родителями / Л. Ю. Колтырева // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов: материалы ХХIХ преподавательской науч.-практ. конф. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. – С. 163-170.

9 Колтырева, Л. Ю. Исследования феномена «эмоциональный интеллект» / Л. Ю. Колтырева // Бизнес, политика и образование в России: история, современное состояние, будущее: материалы межрегион. науч.-практ. конф., 16 мая 2008 г. / под общ. ред. В. В. Нефедова. – Оренбург : ИЦ «Скорпион», 2008. – С. 218-221.

Информация о работе Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образо