Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными и их дики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

1.Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием животных.
2.Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах.
3.Методика формирования экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах у детей старшего дошкольного возраста.
4.Мероприятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах(из опыта работы).

Файлы: 1 файл

контрольная экология.docx

— 224.33 Кб (Скачать файл)

1. тип  первично-ознакомительный – главным  компонентом таких занятий становятся  различные демонстрационные и  учебные пособия, т.е. наглядность,  позволяющая формировать у детей  отчетливые и правильные представления.  В содержания занятий входит  рассматривание картин, чаще всего  это те экосистемы, или животные, которые недоступны для непосредственного  восприятия ребёнка.

2 тип  обобщающий – цель данного  занятия – выделить ряд значимых  признаков для группы знакомых  объектов – и на их основе  формируется обобщенное представление.  Обобщающие занятия позволяют  интенсивно развивать интеллект  детей – умение сравнивать, анализировать,  делать выводы, заключения, развивают  речь и абстрактное мышление  дошкольников. В содержание таких занятий входит формирование обобщенных представлений разного содержания.

3 тип  углубленно-познавательное – это  занятия, которые строятся на  разнообразных конкретных знаниях,  полученных детьми во время  наблюдений в повседневной жизни  за объектами природы из непосредственного  окружения, на которых воспитатель  дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных  зависимостей, экологических связей  в природном обществе. Занятия  можно строить по-разному: использовать  различный наглядный материал, демонстрировать  модели, включать рассказ воспитателя,  проблемные ситуации и вопросы.  Цель занятия – расширить и  углубить знания детей об объектах  природы.

4 тип  комплексное – комплексные занятия  предусматривают сочетание различных  воспитательно-образовательных задач  и включение в них разных  видов деятельности. Эти занятия  можно проводить во все возрастных  группах, но более эффективны  они со старшими дошкольниками.

Следующей формой работы является труд детей  в природе. Эта форма имеет  большое воспитательное значение. В  процессе труда формируется бережное и заботливое отношение к животным. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим  обязанностям. Ухаживая за животными, дети убеждаются в его необходимости. Труд детей в природе помогает воспитателю формировать у детей  привычку к трудовому усилию, воспитанию ответственности за порученное дело. При организации этого метода можно использовать индивидуальные поручения и коллективную работу. Индивидуальные поручения дают возможность  воспитателю более пристально руководить действиями детей. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всей группы.

Экскурсии в природу. Экскурсии это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии условно делятся на два вида: природоведческие – в парк, лес, на реку, луг и т.д.; экскурсии на сельскохозяйственные объекты – в поле, в сад, огород и т.д.. наблюдения на экскурсиях и занятиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни. Преимущество экскурсий – занятий в том, что здесь дети могут видеть животных в естественных для них условиях обитания. . экскурсия помогает формировать у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. Экскурсии в лес, парк, привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать материал для наблюдений в группе и уголке природы. На экскурсиях у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Научить детей видеть прекрасное – дело не простое. Если педагог сам любит природу, восхищается ей, тогда он сможет передать это дошкольникам. Дети очень чутки к словам, настроению и делам взрослого, они мгновенно схватывают положительное и подражают наставнику. Любовь к природе означает не только бережное отношение, но понимание, восприятие ее красоты.

В дальнейшем мы рассмотрим следующую форму работы с детьми, это уроки доброты. Цель: развивать интерес к природе, сформировать положительное эмоциональное  отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитывать  чуткость и сопереживание. Проводятся индивидуально или с небольшой  подгруппой детей, чаще всего со старшим  возрастом. Лучше уроки доброты  дополнять музыкальным сопровождением, художественной литературой, не должны быть многословны.

Обсуждение  и проигрывание ситуаций. Эта форма  работы способствует закреплению в  сознании норм и правил поведения  в природе.

Экологические выставки и композиции. Цель: ознакомить детей с природными явлениями, недоступными для наблюдения. Выставки и композиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми.

Следующей формой работы с дошкольниками являются экологические музеи, они являются для ребёнка настоящей школой природой. В музее уместны следующие  экспозиции: редкие или исчезающие виды животных (альбомы и фотографии), экологические катастрофы и бедствия (альбомы и иллюстрации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Игры

Дети  входят в группу под музыку и рассаживаются  по стульчикам.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем взрослых, которые пришли к нам  в гости. Вы знаете, а ведь к нам  собирался еще кто – то прийти. (Воспитатель вызывает у детей  любопытство, желание узнать, кто  это). Этот гость прислал мне письмо, давайте прочитаем его: «Здравствуйте, дорогие дети! Мне очень хочется  с вами встретиться, но я маленький  и пугливый. Если вы умные и добрые, то я обязательно приду». А вы хотите увидеть того, кто написал  это письмо? Тогда приготовьтесь  и внимательно слушайте.

(Воспитатель  обращает внимание детей на  столик, на котором стоят макеты  дома и леса. Макеты изготовлены  из картона, дом имеет откидывающуюся  крышку).

Воспитатель: «Скажите, что вы видите на столе?»

(Хоровые  ответы детей).

Воспитатель: «А кто живет в лесу?»

(Несколько  индивидуальных ответов детей).

Воспитатель: «Значит, в лесу живут животные. А  в доме живут какие- нибудь зверушки?»

(Дети  дают несколько индивидуальных  ответов).

Воспитатель: «А как же назвать животных, которые  живут в лесу и которые живут  дома?»

(Воспитатель  подводит детей к ответу: дикие  и домашние).

Воспитатель: «Значит, дикие животные живут в  лесу, а домашние - в доме, рядом  с нами. Ой, посмотрите, у этого  домика открывается крыша. (Воспитатель  откидывает крышу и заглядывает  внутрь). Да наш домик не пустой! Кто  хочет узнать, что там?»

(Дети  по желанию подходят к домику , достают спрятанные внутри фигурки  домашних животных и называют  их).

Воспитатель: «Оказывается, в домике спрятались домашние животные! Хотите поиграть в  игру?»

(Проводится  игра «Кто лишний?»: детям предлагается  найти среди четырех предложенных  животных одно лишнее (дикое). Воспитатель  помогает, подсказывая детям, что  дикое животное живет в лесу. Игра проводится 2-3 раза, состав животных  при этом меняется).

Воспитатель: «Ну вот мы проводили всех диких  животных в лес. Давайте опять  посмотрим на наших домашних животных. А вы знаете, какие у них голоса?»

(Проводится  упражнение на звукоподражание).

Воспитатель: «А теперь самое время немного  отдохнуть и подвигаться. Давайте  сделаем коротенькую зарядку».

(Проводится  физминутка «Любопытная Варвара»:

Любопытная  Варвара Дети поднимают и опускают плечи.

Смотрит влево, Поворачивают корпус влево.

Смотрит вправо, Поворачивают корпус вправо.

Смотрит вверх, Поднимают голову вверх.

Смотрит вниз, Опускают голову.

Чуть  присела на карниз, Выполняют легкие полуприседания.

А с него свалилась вниз! Резко приседают.)

Воспитатель: «Скажите, ребята, а что вы любите кушать? (Несколько индивидуальных ответов детей). А знаете ли вы, что  у наших домашних животных тоже есть любимая еда?»

(Проводится  игра «Кто что ест»: детям предлагается  по очереди подходить к столу,  на котором разложены варианты  пищи (зерно, сено, косточка и бутылочка  с молоком) и распределять ее  между животными (игрушки: корова, курочка, собака, кошка). Во время  игры воспитатель обращает внимание  на необходимость ласкового обращения  к животным: «Кушай, коровка. Кушай,  милая кошечка».)

Воспитатель: «Я принесла сегодня с собой книжечку про зверей. Хотите почитать? «Жили-были мама кошка, мама собачка, мама курочка, мама коза и мама лошадь. Пошли однажды  они со своими детишками гулять, шли долго, устали. Разрешили они  детишкам немного поиграть, а сами присели на мягкую зеленую травку. А детишки заигрались: кустик за кустиком – потерялись, плачут, мам  своих зовут.» Ох, какая грустная сказка. Я думаю, что надо обязательно  помочь бедным зверятам найти своих  мам. Вы согласны?»

(Проводится  игра «Найди маму»: перед детьми  на планшете расставлены карточки  с изображением домашних животных, часть карточек (с изображением  детенышей этих животных) в руках  у воспитателя. Воспитатель показывает  по-очереди эти карточки детям,  предлагая назвать детенышей  и найти изображение их мам).

Воспитатель: «Ребята, а вы ничего не слышали? Мне  показалось, что за дверью какой-то шум. Пойду посмотрю. (Воспитатель  делает вид, что уговаривает кого-то войти). Вы знаете, детишки, наш гость  все-таки пришел, но боится зайти. Чтобы  он перестал бояться, нужно ответить на несколько вопросов: можно ли кидать в животных камни? грубо кричать  на них? пинать ногами? а как надо вести себя?»

(Дети  подводятся к ответу: обращаться  ласково, не пугать, не шуметь, тихонько гладить).

Воспитатель: «Пойду, спрошу, перестал ли наш гость  бояться? Только помните, что он боится громких криков, шума, грубых хватаний, поэтому прошу вас тихонько сидеть на стульчиках).

(Воспитатель  вносит корзину с котенком, показывает  его детям, напоминая, как надо  себя вести с животным).

Воспитатель: «Это наш гость, а гостей полагается угощать. Давайте вспомним, что любят  кошки».

(Хоровые  ответы детей. Воспитатель наливает  в блюдце молоко и поит котенка.  Дети наблюдают. После этого  каждому ребенку позволяется  тихонько погладить котенка.)

Воспитатель: «Наш пушистый гость пришел не с  пустыми лапками. Посмотрите-ка, у  него есть маленький красивый сундучок, в котором лежит сюрприз для  вас, ребята. (Воспитатель достает  пакет с конфетами). А конфетки-то не простые, а молочные, называются «Коровка». Давайте скажем «Спасибо!», попрощаемся и попросим приходить  к нам еще. А после помоем ручки  и сядем кушать сладкий кошечкин подарок.»

(Дети  прощаются. Занятие окончено).

Наблюдения, беседы

Наблюдение за кошкой

Программный материал: внешний вид кошки, как  ест, как играет.

Словарь: мяукает, шерсть густая, мягкая, мурлычет, лапы, усы.

Ход занятия: воспитатель приносит в группу кошку.

- Это  кошка, - говорит воспитатель.

- Посмотрите  дети, какая она красивая: вся  серая, с чёрными полосами. Её  можно погладить, она не укусит. (Гладит кошку). У неё густая  и мягкая шерсть. А посмотрите, какие у неё на мордочке  большие усы.

Воспитатель постепенно обращает внимание детей  на особенности внешнего вида кошки. Дети отмечают, что у неё есть голова, уши, глаза, нос, рот. Потом разглядывают её ноги, лапы, хвост. Воспитатель называет отдельные части тела животного. Когда дети уже достаточно ознакомились с внешним видом животного, воспитатель  даёт ей молоко. Увидев блюдце с молоком, кошка начинает мяукать. Ребята радостно отмечают, что она просит молоко. Внимание детей обращает на то, как  кошка лакает молоко своим длинным  языком, и отправляет его в рот. Когда животное закончит, есть, воспитатель  опять гладит и ласкает его. Сытая  кошка начинает мурлыкать.

- Это  она поёт, - говорят дети.

- Это  она мурлычет, уточняет воспитатель.

На следующем  занятии воспитатель кормит кошку  мясом. После этого он показывает детям, как кошка играет с бумажкой и пустой катушкой. Дети наблюдают  движения у кошки, как она затаивается, как прыгает, как хватает лапами и зубами бумажку. Ознакомление детей  этого возраста с дикими и домашними  животными можно осуществить  посредством различных игрушек.

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными и их дики