Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными и их дики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

1.Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием животных.
2.Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах.
3.Методика формирования экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах у детей старшего дошкольного возраста.
4.Мероприятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о домашних животных и их диких сородичах(из опыта работы).

Файлы: 1 файл

контрольная экология.docx

— 224.33 Кб (Скачать файл)

При ознакомлении детей с явлениями недоступными для непосредственного наблюдения, например, дикие животные или животные жарких и северных стран целесообразно  использовать метод рассматривание картин, который позволяет решить разнообразные задачи: уточнить и  конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. При выборе этого метода следует  использовать дидактические сюжетные, предметные, а так же художественные картины. Художественные картины –  необходимы для развития эстетического  восприятия и чувств у детей. Они  широко используются в старшем дошкольном возрасте. Дидактические, сюжетные и  предметные картины специально созданы  как наглядные пособия для  обучения детей. Рассматривание картин должно проводится неоднократно, так  как необходимо обеспечить восприятие отдельных деталей картины, и  изображения в целом.

При формировании у детей представления о динамике роста и развития млекопитающих  необходимо использовать метод учебного экрана. Кинофильмы вызывают у детей  особое эмоциональное отношение, интерес, это способствует более успешному  усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учебного кино являются сюжетные и очерковые кинофильмы. Диапозитивы  это серии отдельных кадров, посвященных  определённой теме. Основное назначение диапозитивов иллюстрировать рассказ  воспитателя. Но они могут быть использованы и при обобщении знаний. Серии  кадров позволяют показать изменение  и развитие животных. Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенной последовательности. Диафильмы содержат сюжет или последовательно раскрывают какую-либо тему. Кадры диафильмов снабжены субтитрами. Диафильмы о млекопитающих  используются в работе с детьми, помогая воспитателю решить ряд  задач: закреплять и расширять представление детей об известных животных, знакомить с новыми, систематизировать и обобщать знания. Диафильмы следует вводить в работу с детьми с младшего дошкольного возраста. При демонстрации диафильмов малышам, не всегда следует использовать данные субтитры, педагог может адаптировать их для восприятия детей данной группы. По усмотрению воспитателя в зависимости от поставленной цели информация может быть опущена либо наоборот расширена. Методика использования диафильмов сходна с методикой демонстрации кинофильмов.

Следующий метод, который мы рассмотрим в нашей  работе это демонстрация моделей. Модели – это материальные заместители  реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи  между структурными частями или  между отдельными компонентами [Л.А. Каменева 2003]. Этот метод используется для описания нового объекта, в процессе сравнения объектов, для абстрагирования  существенных признаков природных  объектов, для обобщений и систематизации знаний детей дошкольного возраста. Демонстрация моделей позволяют  воспитателю научить ребенка  выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемого животного. В дошкольном возрасте при ознакомлениями детей  с млекопитающими используют разные виды моделей, рассмотрим некоторые  из них более подробно.

1. Предметные  модели воспроизводят структуру  и особенности, внутренние и  внешние взаимосвязи реальных  объектов и явлений.

2. Предметно  – схематические модели. В них  существенные признаки, связи и  отношения представлены в виде  предметов-макетов. Модель – макет  рекомендует использовать С.Н.  Николаева [2002] для усвоения детьми  понятия «мимикрия» как проявления  одного из способов защиты  от врагов. Такая модель помогает  детям понять значение покровительственной  окраски животных.

3. Графические  модели передают обобщенно признаки, связи и отношения природных  объектов. Например, при формировании  понятия о каком-либо млекопитающим, в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с млекопитающими с помощью других методов, обеспечивающие живые представления о признаках, свойствах, связях и отношениях ее объектов.

Таким образом, наглядные методы – способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и  речи, игровой и трудовой деятельности.

Усвоение  «живых» знаний вызывает эмоциональный  отклик у детей, это является важным компонентом для формирования бережного  отношения к природе.

Следующая группа методов, которую мы рассмотрим это практические методы, к ним  относятся игра, элементарные опыты  и моделирование, труд в природе, экскурсии. Использование этих методов  в процессе ознакомления дошкольников с млекопитающими позволяет воспитателю  уточнять представления детей, углублять  их, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников применять  полученные знания.

Первое, что мы рассмотрим из практических методов работы с детьми это дидактические  игры. В них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющие представления  о млекопитающих. Многие игры подводят детей к классификации и обобщению. Дидактические игры способствуют развитию у детей памяти, мышления, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные  умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей  умения играть сообща. Дидактические  игры по характеру используемого  материала делятся на предметные, настольно-печатные и словесные. В дальнейшем мы рассмотрим подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Дети подражая действиям, имитируя звуки, глубже усваивают знания, а эмоционально-положительный настрой способствует углублению интереса к животным. Последующим шагом в нашей работе станет рассмотрение творческих игр детей дошкольного возраста. Творческие игры проводятся детьми самостоятельно. В них дошкольники отражают впечатления полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Самостоятельный характер творческих игр не даёт возможность воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, воспитатель должен приглядываться к творческим играм детей, чтобы в дальнейшем учесть какие знания достаточно усвоены, а какие следует расширить. Необходимо, чтобы в каждой возрастной группе были созданы условия для творческих игр. Это столы, резиновые фигурки людей и животных, силуэты домов и деревьев.

Элементарные  опыты также являются практическими  методами в работе с детьми дошкольного  возраста. Опыт – наблюдение, производимое в специально организованных условиях [В.А. Зебзеева 2010]. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей, отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к млекопитающим, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыт всегда должен строится на основе уже имеющихся  знаний, которые дети получили в  процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должно быть ясно его задача и цель. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес и активность детей. В  процессе организации опытов нельзя доводит животных до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Проводятся опыты чаще всего в старших  группах детского сада. Процесс познания окружающего мира непрост для  ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие проявления животных невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознание абстрактное, обобщенное представление об объекте. Успешно решить эти задачи помогает воспитателю моделирование, как метод ознакомления детей с млекопитающими. Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами. Схематическими изображениями, знаками. В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с животными наряду с демонстрацией моделей. Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Следующая группа методов, которую мы рассмотрим в нашей работе это словесные  методы. К словесным методам относятся  рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о  природе, систематизации и обобщения  их. Словесные методы помогаю формировать  у детей эмоционально-положительное  отношение к природе.

На занятия, экскурсиях, прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель  использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у  детей точное, конкретное представление  о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте. Рассказ  используется для того. Чтобы сообщить детям новые, неизвестные факты  из жизни животных. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение и чувства. При выборе рассказа необходимо учитывать что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении. Важно учитывать их интересы, а так же опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов. Рассказывать детям надо увлеченно, красочно, образно. В рассказе должны использоваться новые слова, которые обогащают речь детей. Так же необходимо, чтобы в рассказе присутствовали точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Использовать рассказ, как метод ознакомления детей с млекопитающими можно уже с младших групп Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связан с их жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объему и усложняются по содержанию. В старшем дошкольном возрасте целесообразно использовать не только повествовательные рассказы, но и рассказы, которые ставят перед детьми вопрос, наводят их на размышление и позволяют им делать собственные выводы. Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, показом слайдов, диафильмов, фотографий. Это помогает детям понять его смысл. Чтобы привлечь внимание детей и удержать его на протяжении всего времени общения, нужно не только выбрать интересную тему с увлекательным сюжетом, но и образным точным языком передать свое отношение к событиям.

Книга о  природе учит детей эстетическому  восприятию окружающего, этому помогает образный язык и иллюстрации художников, поэтому необходимо в работе с  дошкольниками активизировать такой  метод как использование художественной природоведческой литературы. Чтение художественного произведений для  детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить, глубже всматриваться в окружающий мир. Искать ответы на многие вопросы. Книги о природе для детей  написаны учеными – биологами, содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. В каждой книге заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому слушателю беречь и защищать, изучать природу. Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Тему произведения необходимо соблюдать с непосредственным наблюдением в природе. К выбору книги следует очень серьёзно отнестись. Прежде всего нужно использовать литературу, которую рекомендует программа детского сада, но к сожалению за пределами программы остается очень много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен знакомить детей, это следует делать в свободное время. Важно отбирать высокохудожественную литературу. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Беседа  как метод ознакомления детей  с природой. Использовать беседу как  метод можно с разными дидактическими целями, например для создания интереса к предстоящей деятельности, для  уточнения, углубления, обобщения и  систематизации знаний о природе. В  каждой беседе решается задача развития речи детей. В зависимости от дидактических  целей беседы принято делить на следующие  виды: установочные, эвристические  и итоговые.

Установочная  беседа или предварительная помогает воспитателю собрать внимание детей. Вызвать интерес к предстоящей  деятельности, актуализировать уже  имеющийся опыт, для того чтобы  установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей  экскурсией, наблюдением. В процессе установочной беседы воспитатель вызывает у детей интерес к предстоящему чтению, состояние ожидания. Следующий  вид эвристическая беседа. Такая  беседа строится на имеющихся у детей  знаниях, полученных в процессе наблюдения. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, состоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи – доказательства. Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечением самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.

Итоговая  беседа начинается с анализа имеющихся  у детей знаний о животных. В  беседе обобщаются и систематизируются  знания детей на основе выделения  существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами. Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о млекопитающих  и только при условии, что эти  представления усвоены всеми  детьми. Воспитатель продумывает, какие  существенные признаки или связи  будут лежать в основе обобщений  знаний. Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно  – наглядного материала не следует  подбирать много. Цель его использования  – оживить впечатления детей, помочь припомнить им уже известные  факты, вокруг которых и будет  разворачиваться беседа. Наглядным  материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечить активное участие  в беседе всех детей. Побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в  формировании выводов, к доказательству своих суждений.

Для повышения  уровня дошкольников в экологическом  развитии используются разнообразные  формы работы. Это: экологические  занятия, экологические экскурсии, уроки доброты, уроки мышления, экологические  кружки, экологические конкурсы, КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле  чудес», экологические акции, обсуждение и проигрывание ситуации, трудовой десант, зелёный патруль, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, составление экологических карт, ведение «Панорамы добрых дел», ведение  фенологических календарей природы, коллекционирование, экологические выставки и экспозиции, экологические музеи, день (неделя) экологического творчества, экологические  наблюдения, практическая деятельность детей, экологические фестивали творчества, экологические тропы, экологические игры, экологические сказки, экологические тренинги, инсценировка, театрализация. Рассмотрим некоторые из них. Самой важной и эффективной формой работы с детьми является экологическое занятие. Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению дошкольников с природой, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят детей к школе. Экологические занятия имеют определенную цель и четкую структуру. Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким – либо другим способом. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематическое наблюдение в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий для жизни животных, живущих по соседству) позволяет детям накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. С.Н. Николаева выделяет несколько типов занятия:

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными и их дики