Формирование физической культуры школьника как фактор воспитания полноценной личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

В конце 80-х и в 90-е годы в сфере физической культуры появляется все больше теоретических исследований, связанных с философским осмыслением физической культуры. В основе этих исследований лежат переосмысление подхода к физическому воспитанию, физической культуре подрастающего поколения, акцентирующих внимание преимущественно на двигательной сфере; приоритет человека как высшей ценности образования и культуры; всемерная гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса. Все более подчеркивается деятельностно-комплексный подход к освоению человеком всей полноты ценностей физической культуры, важность максимально возможного удовлетворения интересов и потребностей занимающихся. В данных исследованиях все отчетливее прослеживается мысль об осмыслении человека как целостности.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность физической культуры личности 4
2. Формирование физической культуры школьника как фактор воспитания полноценной личности 11
Выводы 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Формирование физической культуры личности.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Исследования  свидетельствуют о том, что в сфере физической культуры развитие двигательных возможностей человека неотделимо от развития его личностных качеств, более того — определяется ими. Фактически культура физическая – та же общая культура с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом через сознательно окультуренную двигательную деятельность (физкультурную деятельность), безусловно, с учетом биологических закономерностей развития организма человека.

Физическое упражнение – это  двигательное действие с опережающей  мыслью, проявление интеллекта человека (Д.Д. Донской).

Физическая культура – это, прежде всего, работа с духом человека, его  внутренним, а не внешним миром (И.М. Быховская), это мера одухотворенности физического (Н.Н. Визитей).

В сфере физической культуры духовность и реализуется в процессе единения идеальной (внутренней) и наглядно воспринимаемой (внешней) сторон физкультурной деятельности. Она обусловлена приоритетным развитием культуры мышления, воображения, чувств и т.п. в процессе совместной деятельности занимающихся в связи с освоением двигательного действия, сущность которого связывается с моторной и неизменно духовной сторонами. Именно в процессе данной групповой (а иногда и индивидуальной) духовной практической деятельности до начала выполнения двигательного действия (а не в результате его), включающего обмен смыслами и ценностями, связанными с системой познавательных, проектно-смысловых, акмеологических, оценочных, коррекционных и других действий, и происходит становление и реализация индивидуальности субъектов учебно-тренировочного процесса занимающихся. Поэтому важнейшей методологической и практической проблемой сферы физической культуры являются разработка, обобщение, коррекция целей, принципов, средств, методов, форм и т.п. проведения занятий, в которых духовное и физическое в человеке были бы исконно едины, когда создавались бы условия для разностороннего, соразмерного и внутренне единого формирования у него разнообразных потребностей.

Содержание физкультурной деятельности, следовательно, является определяющим для приобщения человека к ценностям  физической культуры. Только тогда, когда  эта деятельность рассматривается  со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения к культуре физической. Сегодня дело даже не в определениях понятия «культура», а в глубине общей концепции культуры, которую в целом можно представить как «высшую степень облагороженности, одухотворенности и «очеловеченности» природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенную живущими и переданную последующим поколениям».

Содержательный анализ физической культуры (ее функционального, ценностного, деятельностного аспектов) свидетельствует о том, что она, как ни один вид культуры, имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности. Однако в реальной физкультурной практике (с позиций структурно-содержательного анализа понятия всесторонне развитой личности) эти богатые возможности в силу разрыва соматопсихического и социокультурного единства человека (его целостности), используются далеко не в полной мере. И, прежде всего, слабо представлены такие элементы проявления индивидуальной всесторонности, как самореализация, проективное саморазвитие, творчество личности, связанные с удовлетворением и формированием духовных потребностей, являющихся первичным импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурной деятельности развитием зачастую только двигательной сферы занимающихся. В физической культуре в этом случае значительно снижается (или совсем не реализуется) ее культурный потенциал, связанный с развитием интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека, с формированием у него личностной физической культуры. Нарушается и соизмеримость в таких индивидуальных формах общественной всесторонности, как гармоничность, целостность, универсальность.

Все это требует реального (а  не декларативного) теоретико-методологического  переосмысления сущности физической культуры, раскрытия ее духовного, социокультурного смысла и реализации его в практической деятельности. С позиций всестороннего  развития человеческих способностей необходимо обратить особое внимание на содержательные образования самореализации (самосознание, самопознание, самоопределение; самооценка, самоконтроль, саморегуляция; самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие, самовыражение и т.п.), связанные с освоением и реализацией в деятельности объективных ценностей (материальных и духовных) физической культуры, непосредственно опирающихся на творческую духовную деятельность. Это и предполагает всестороннее развитие человеческих возможностей и способностей как самоцели.

В реальной же культуроведческой практике все еще преобладает односторонний  подход к предмету воспитания –  к человеку. Культуроведы акцентируют  внимание чаще всего на социокультурной  стороне личности человека (оставляя без внимания соматопсихическую ее сторону), а специалисты в области физической культуры – на соматопсихической (упуская из поля зрения социокультурную сторону). В результате культуроведы теоретики до сих пор часто не включают физическую культуру в общую культуру, а специалисты физической культуры слабо используют в своей деятельности теоретические разработки общей теории культуры. И в том, и в другом случае явственно просматривается разрыв целостности и единства человека, всех его проявлений, что, несомненно, приводит к издержкам в воспитательном процессе и негативно сказывается на всесторонности развития личности.

Ведущая роль в формировании такого человека должна отводиться качественной стороне физкультурной деятельности, где необходимо единение идеальной (духовной) и практической (двигательной) сторон, связанных с одухотворением телесности. Это требует от педагога (передающего ученикам ценности физической культуры) создания особой «духовной субстанции» – образа педагогической ситуации по решению специфических задач (где и происходит его взаимодействие с учениками, их межличностные отношения в совместной коллективной деятельности), которая должна характеризоваться самостоятельностью, оригинальностью, индивидуальностью. Педагогический же эффект должен заключаться не только в приобретении занимающимися новых физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, развития положительного мотивационно-потребностного отношения к физической культуре, но и выражаться (и это главное) в повороте их к саморазвитию, самовоспитанию и т.п. (т.е. к самореализации, самодеятельности), к формированию широкого круга потребностей, ибо потребности порождают личность, а следовательно, и культуру.

В физической культуре объективно представлены все основные виды потребностей (материальные – связанные с развитием физических качеств, двигательных умений, навыков и т.п., и духовно-удовлетворяемые в познавательном, ценностно-ориентационном, проектировочном, коммуникативном, эстетическом видах деятельности), реализуемые посредством физкультурной деятельности человека. Основная задача состоит в том, чтобы и в педагогическом процессе, и в процессе его самодеятельности создавать соответствующие условия для их реализации, что и будет способствовать всестороннему развитию человека.

Во многом решение этого комплекса вопросов предопределяется и высокой эффективностью функционирования средств массовой информации, их просветительно-образовательной и воспитательной функциями. Значительно должна возрасти их роль относительно физической культуры: в создании позитивного общественного мнения о ней, связанного с раскрытием ее культурного, воспитательного, социально-экономического потенциалов; в формировании полноценных знаний о ней; в связи с ролью во всестороннем и гармоническом развитии личности (ее нравственным, духовным, эстетическим воспитанием); в пропаганде всей полноты ее ценностей (а не только в укреплении здоровья, профилактике заболеваний, улучшении самочувствия и т.п.), а также здорового образа жизни и формирования физической культуры личности.

Всестороннее развитие личности чаще всего рассматривается как идеал, где физическое совершенство, понимаемое как единство духовного и физического, является ее неотъемлемым компонентом. Данное развитие  личности целесообразно рассматривать с удовлетворением личных потребностей занимающихся, с прогрессом их физического развития, как мотив физкультурной деятельности личности. Физическая культура личности рассматривается на базе приоритета ее духовной стороны, как триединства ее компонентов:

- аксиологического (касающегося ценностно-ориентационной сферы, включая ценностно-нравственные, ценностно-эстетические и т.п. ее компоненты);

- образовательного (связанного с  уровнем ее знаний, умений и  навыков);

- потребностного (отражающего состояние  иерархии мотивационно-потребностной сферы).

Более определенно говорят об этом В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева, которые  под воспитанием физической культуры личности понимают «активное воздействие  не только на физические способности  человека, но, прежде всего, на его чувства  и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни».

Таким образом, физическая культура связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данное явление раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.

 

Выводы

 

Физическое воспитание является органической частью системы комплексного формирования личности. При этом оно должно выступать  как «воспитание через физическое, а не как часто воспринимаемое «воспитание физического». Это означает, что физическое воспитание нельзя ограничивать лишь его двигательным компонентом, влияющим на формирование физических качеств и оптимизацию физического состояния. Оно должно играть самостоятельную роль в формировании личности. Создавшиеся противоречия между пониманием необходимости формирования физической культуры личности и недостаточно разработанной педагогической системой реализации этого процесса во многом предопределили критическую ситуацию, сложившуюся в современной системе физического воспитания.

Исследования показали, что восприятие традиционных учебных занятий по физическому воспитанию оценивается как «социальная обязанность», а не воспринимается как естественная потребность. Однако известно, что любой человек избегает принуждения, сопротивляется ему. Принуждение к любому виду деятельности, в том числе и к физкультурной, воспитывает нежелание следовать ни советам, ни требованиям педагога. Если игнорировать эту педагогическую аксиому, положительного эффекта в формировании культурной потребности добиться нельзя.

Рассматривая физическое воспитание как важнейший элемент социальной культуры, мы считаем, что основные направления его модернизации должны строиться на воздействии на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферу детей и подростков, а также через освоение ими всего многообразия ценностей физической культуры.

С этих позиций возникает потребность  в коренном обновлении физического  воспитания в общеобразовательной  школе, поиске и внедрении в практику более эффективных образовательных  технологий.

  
Список использованной литературы

 

1. Лубышева Л.И. Современный ценностный  потенциал физической культуры  и спорта и пути его освоения  обществом и личностью// Теор. и  практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10-15.

2. Лубышева Л.И. Десять лекций  по социологии физической культуры и спорта. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 151 с.

3. Николаев Ю.М. О культуре  физической, ее теории и системе  физкультурной деятельности // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 2-9.

4. Николаев Ю.М. Теоретические  аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 4, с. 16-23.

5. Николаев Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение // Теор. и  практ. физ. культ. 1999, № 7, с. 2-7.

6. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Докт. дис. СПб., 1998. — 351 с.

 


Информация о работе Формирование физической культуры школьника как фактор воспитания полноценной личности