Формирование читательского интереса при работе со сказкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

В основу работы была положена следующая гипотеза: если на уроках во 2 классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у учащихся интереса к книге и чтению. Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи: 1. Определить особенности формирования читательского интереса у младших школьников, опираясь на законы ПЧД, разработанной Светловской Н.Н. 2. Определить лингвометодические особенности изучение младшими школьниками сказок разных типов. 3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки влияния предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе на развитие интереса учащихся 2классов к чтению и книге.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Формирование читательского интереса у младших школьников.
1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников.
ГЛАВА II. Сказка как жанр устного народного творчества.
2.1. Сказка как особый жанр литературы.
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе.
ГЛАВА III. Формирование читательского интереса учащихся 2-го класса в процессе работы над сказкой: опытное обучение.
3.1. В каком состоянии интерес до начала опытного обучения.
3.2 Содержание и организация опытно – экспериментального обучения.
3.3. Анализ результатов опытного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

сказка.docx

— 98.99 Кб (Скачать файл)

-Как вел себя  заяц в этих произведениях? (Ответы  детей)

V.Закрепление новых знаний.

1.Повторное чтение. Дети читают сказку ещё раз  по цепочке.

2.Работа над  пословицами.

-На доске записаны  пословицы. Найдите те пословицы,  которые соответствуют сказке:

· Где ум, там  и толк.

· У страха глаза  велики.

· Кто вчера  солгал, тому и завтра не поверят.

· Мир освещается солнцем, а человек знанием.

· Робкого и тень страшит.

· Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

· В каждой шутке  есть доля правды.

3.Подготовительная  работа  к пересказу.

-На магнитной  доске висят картинки- иллюстрации  к нашей сказке. Сейчас я буду  читать вам сказку, останавливаясь  после прочтения каждой смысловой  части. А вы попробуйте подобрать  нужную иллюстрацию  к каждому отрывку. (Учитель читает отрывок, а дети подбирают иллюстрацию, выходят к доске и прикрепляют её в нужном порядке. Среди иллюстраций есть и те, которые на подходят к данному произведению, но на них изображены  те же животные. Эти картинки остаются на доске, с детьми обсуждается их выбор.)

4. Пересказ по  картинному плану.

-А теперь давайте  попробуем пересказать сказку, используя  тот картинный план, который у  нас получился.

VI. Итог урока

-Ребята, с какой  новой сказкой вы познакомились  сегодня?

-О чем эта  сказка?

-Давайте ещё  раз вспомним действующих лиц  данной сказки?

-Какие сказки  вы ещё вспомнили, где герой  заяц?

VII. Домашнее задание:  Прочитайте дома стихотворение  С.Михалкова «Чего боялся Петя»

-Найти и принести  другие сказки или рассказы, где  герой-заяц.

 

Конспект урока  №5.

«Каша из топора»

Цели урока:

1.Познакомить  детей с новым видом сказок  – бытовой  сказкой - на примере сказки «Каша из топора»;

2.Отрабатывать  навыки выразительного чтения; обогащать  речь учащихся; учить работать  с текстом;

3.Развивать мышление, внимание, память.

Ход урока

I.   Организационный момент

II. Проверка домашнего  задания

Выставка рисунков, книг. Дети зачитывают отрывки к  своим рисункам.

III. Постановка  целей уроков

-Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (Волшебные, о животных, бытовые.)

-О чем рассказывают  бытовые сказки? (В бытовых сказках  говорится о бедных или богатых  людях.)

-В бытовых сказках  высмеивается жадность, скупость, глупость  богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями  сказки являются люди, а действия  происходят в обычных домах,  деревнях. Каждая сказка обязательно  чему-то учит, высмеивает плохие  поступки или отрицательные качества  человека.

-Сегодня мы  познакомимся с одной такой  сказкой. Но прежде давайте  подумаем перед чтением. Скажите,  кто когда-нибудь из вас ел  кашу? (Конечно!) А из чего получается  каша? (Из крупы, молока, масла,  это всё надо варить.) А какая  каша бывает? (Манная, овсяная, гречневая).         

 А теперь  послушайте отрывок из известной  вам сказки и постарайтесь  ответить на вопрос: кто в сказке  варит кашу? Если вы на него  ответите, то вы сразу вспомните  название сказки. (Учитель читает  отрывок из сказки «Горшок  каши», дети после прослушивания  легко отвечают на вопросы.)        

 Сегодня мы  тоже будем читать сказку про кашу. А вот из чего её сварили, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Учитель загадывает сказку про топор. Многие дети в смятении – отгадку нашли, но из этого предмета не варят кашу!)

А теперь прочитайте название сказки, которую будем читать сегодня на уроке. 

Как вы думаете, это  название серьёзное или шутливое? (Шутливое).- Почему? (Потому что из топора нельзя сварить кашу – он железный, это инструмент). Наверное, вы правы. Но чтобы точно ответить на мой  вопрос, давайте все-таки сказку прочитаем.  

IV. Изучение нового  материала

1.Первичное чтение. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения – словарная  работа;

· Служивый-солдат, военнослужащий;

· Побывка- приезд к кому-нибудь на короткое время;

· Изба- деревянный, крестьянский дом;

· Вдоволь- достаточно;

· Варево- горячее  жидкое кушанье, похлёбка;

· Чулан- помещение  в доме, служило кладовкой;

· Сдобрить- прибавить  к еде что-нибудь для вкуса;

· Котел- большой металлический сосуд для варки пищи;

· Коли- если бы;

· Этакую-такую;

· Сметка- смекалка.

2.Первичная проверка  понимания:

Теперь вы можете ответить на мой вопрос точно? (Да, солдат варил топор, но каша не из него, а  из крупы, получилась настоящая каша!)

-Понравилась сказка? Чем понравилась? (Находчивостью  солдата) -Зачем солдат постучал в избу?

-Кто там жил?  -Что попросил солдат у старухи? -Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

-Что придумал  солдат? Что он сначала попросил  у старухи? А потом?

-Что получилось  у солдата сварить из топора ?

-Какой показана  старуха в сказке? Каким –солдат?

-Почему он так  поступил? -Знаете ли вы загадки о топоре?

V.Закрепление знаний.

1.Работа над  пословицами.

-Прочитайте пословицы,  которые записаны на доске.

-Какая из этих  пословиц больше подходит к  нашей сказке?

Догадка и смекалка не хуже разума.

Сметка дороже всего.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

2.Повторное чтение. Читают дети по цепочке.

-Обратите внимание  на то, как приветливо обращается  к старухе солдат. Прочитайте  в тексте.

-И как лицемерно  отвечает ему старуха. Прочитайте.

-За ласковыми  словами кроется подтекст. Эмоции  не всегда выражаются прямолинейно, но их можно выявить через  поступки персонажей.

3.Работа над  текстом.

-Давайте возьмем  простые карандаши и подчеркнем  слова в тексте, помощью которых  можно определить чувства, состояние  скрытые мысли героев.

VI.Итог урока

-С какой новой  сказкой познакомились на уроке?  -Добился ли солдат своего? Что ему помогло? - Прав ли солдат?

-Как вы думаете,  на чьей стороне сказитель?  Почему?

VII.Домашнее задание. Подготовиться к чтению по ролям. Узнать, кто написал сказку «Горшок каши», и , если захотите, прочитайте её дома. 

3.1.   Анализ результатов  опытного обучения

Согласно гипотезе   опытного обучения мы должны были выявить,  повлияли ли специальные задания, включенные в уроки работы над сказкой, на становление читательского интереса у учащихся 2-го  А класса (в нашем исследовании -  экспериментального) и определить, насколько эффективна предложенная система работы со сказкой.

Эффективность  заданий формирующего эксперимента в процессе работы над сказкой определялись путем анализа деятельности учащихся. В течение всего опытного обучения в экспериментальном и контрольном классе проводились срезовые работы. Индивидуальные беседы с учащимися проводились периодически по мере необходимости.

В конце I четверти учебного года, включавшей в себя опытно-экспериментальные  обучение, был проведен итоговый опрос  учащихся, аналогичный тому, который  был использован в констатирующей части эксперимента.

 

Результаты опроса учащихся   в рамках контрольного эксперимента  

Таблица 2.

вопросы

2-а класс (экспериментальный)

2-б класс (контрольный)

Любишь ли ты читать? 

Да –22 чел.

Нет –3 чел.

Да – 17 чел.

Нет –8 чел.

Если тебе предложат прочитать  рассказ, сказку или стихотворение, то ты что выберешь?

Сказку – 12чел.,

Рассказ – 10 чел.,

Стихотворение – 3 чел.

Сказку – 13 чел.,

Рассказ – 11 чел.,

Стихотворение – 1 чел.

Какие русские народные сказки ты знаешь?

Назвали  3 сказки – 22 чел.

Не назвали ни одной  сказки – 3 чел.

Назвали 3 сказки – 18 чел.

Не назвали ни одной  сказки – 7 чел.

Кто написал сказку «Колобок»?

Верный ответ – 25 чел.,

Неверный ответ – 0 чел.

Верный ответ – 15 чел.

Неверный ответ – 10 чел.


 

 

                                                                                                            

 

 

      Как видно из таблицы, даже  за тот небольшой период учебного  времени, которое занимало опытное  обучение, у учащихся 2-а класса (экспериментального) фиксируется устойчивый  интерес к процессу чтения вообще, а полученные  правильные ответы на вопросы свидетельствуют о повышении интереса к книгам и чтению.       

 В заключение  проделанной работы была проведена  беседа на тему «О пользе  чтения  русских народных сказок».            

 Вот что  думают по этому поводу учащиеся (мнения ребят приводится в  оригинале).

Сергей Н.: Раньше, приходя  из школы, я включал компьютер  и начинал играть в разные игры, например,  в «гонки», «Стратегии» и т.п.  а теперь после уроков чтения мне захотелось прочитать те книги, про которые учительница говорила. Я  стал больше читать, потому что не смог ответить на многие вопросы и мне стало стыдно перед одноклассниками.  

 

Кристина А.: Все свое свободное время я уделяла  компьютеру и просмотру телевизора, а после проведения таких уроков я поняла, что есть и другие, наиболее интересные и полезные занятия. Я  стала уделять чтению больше времени  и заметила, что стала лучше  учиться.

 

Даниил Ф.: На уроках чтения я узнал много нового и теперь хочу прочитать как можно больше сказок.

 

Алекс К.: Мне понравилось  на  уроках читать сказки и отвечать на трудные вопросы, было очень интересно. Я узнал много нового о литературных произведениях и о сказках.

 

Ответы детей  свидетельствуют о несомненной  пользе проведенных занятий.

 

Вывод к III главе

Проанализировав результаты опытного обучения, можно  сделать следующие выводы:

1.   В целом дети, участвовавшие в опытно-эксперементальном обучении, положительно отозвались о разработанной системе формирования читательского интереса при работе со сказкой на уроках классного чтения. 

2.   Учащиеся эксперементального класса отметили, что для формирования интереса к чтению через сказку нужна особая методика. В предложенной методике  ребятам понравился порядок работы с русскими народными сказками, потому что он позволяет поддерживать у них интерес к чтению других литературных произведений на протяжении всех уроков.

3.    Разработки уроков способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, их речевому развитию, помогает решать воспитательные задачи. 

4.   При этой методике появляется возможность  осуществления дифференцированного и индивидуального подходов к формированию читательского интереса.

5.   Методика работы со сказкой оказывает благоприятное воздействие на средних и слабых учащихся.

 

 

                                                                                                                       

 

 
 
 
 
 
 

Заключение        

 В младшем  школьном возрасте развивается  восприятие сказки. Чтобы обрести  смысл жизни, ребенок должен  выйти за узкие границы сосредоточенности  на самом себе и поверить  в то, что он сделает значительный  вклад в окружающий мир, если  не сейчас, то по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает. В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Известным отечественным детским психологом Л.Ф.Обуховой проанализировано развитие восприятия сказки в младшем школьном возрасте как особая деятельность ребенка. Она отмечает, что восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая  нуждается во внешних опорах.[36]

А.В.Запорожцем,Д.М.Дубовис-Ароновской и другими учеными выделено специфическое  действие для этой деятельности. Это-содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствии. Необходимо подчеркнуть, что классическая сказка максимальна соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения. Поэтому первые детские книжки должны быть с картинками, которые являются опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского  развития( познавательного, эмоционального, личностного, творческого.) На основании анализа литературы по данной проблеме и результатов проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1.Начальная школа  должна сформировать младшего  школьника как сознательного  читателя, проявляющего интерес  к чтению, владеющего прочными  навыками чтения(на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой ( то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

Информация о работе Формирование читательского интереса при работе со сказкой