Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:11, дипломная работа
В основу работы была положена следующая гипотеза: если на уроках во 2 классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у учащихся интереса к книге и чтению. Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи: 1. Определить особенности формирования читательского интереса у младших школьников, опираясь на законы ПЧД, разработанной Светловской Н.Н. 2. Определить лингвометодические особенности изучение младшими школьниками сказок разных типов. 3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки влияния предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе на развитие интереса учащихся 2классов к чтению и книге.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Формирование читательского интереса у младших школьников.
1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников.
ГЛАВА II. Сказка как жанр устного народного творчества.
2.1. Сказка как особый жанр литературы.
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе.
ГЛАВА III. Формирование читательского интереса учащихся 2-го класса в процессе работы над сказкой: опытное обучение.
3.1. В каком состоянии интерес до начала опытного обучения.
3.2 Содержание и организация опытно – экспериментального обучения.
3.3. Анализ результатов опытного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Чтение рассматривается
как средство активации
5. Анализ произведения
должен будить мысль, чувства,
возбуждать потребность
Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”. [ 1,16]
Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, известный психолог Д.Б. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго.[1,16 ]
Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца c начала обучения, то становится понятным, что информационная насыщенность, тот темп, который задается ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет [1,16].
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
1. Восприятие данных
слов. Уметь читать - это значит, прежде
всего, уметь по буквам
Нетрудно показать, что в этом процессе восприятия букв как символов определённого слова большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.
2. Понимание содержания,
связанного с прочитанными
3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.
Мотивом чтения
является потребность. У
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:
- фрагментарность,
отсутствие целостности
- слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;
- зависимость от жизненного опыта;
- связь с практической деятельностью ребенка;
- ярко выраженная
эмоциональность и
- превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
- недостаточно
полное и правильное понимание
изобразительно выразительных
- преобладание
репродуктивного (
Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.
Формирование читательских интересов – это важная научно -педагогическая проблема. Ее актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, в широком смысле, духовного становления личности, необходимым условием социальной активности каждого человека.
Исходя из сказанного, действительно трудно переоценить всю ответственность и серьезность методических поисков, приведших к открытию эффективных путей и средств формирования читательских интересов у учащихся (Е.В.Кветковский, М.Д.Кобахидзе, А.И.Липкина, Т.К.Макарова, В.Ф.Чертов). Чтобы понять значительность этих открытий и сконцентрировать внимание на еще не решенных вопросах формирования интереса к книге и чтению у младших школьников, важно учитывать, что в психолого – педагогической литературе существует два понятия детского чтения.
В узком смысле слова – интерес к чтению, т.е. желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к механизму прочитывания, к переводу напечатанных знаков в звуки и осмысление звуковых комплексов. Такой интерес характерен для начинающего ребенка, который, открыв букварь или взглянув на книгу, на вывеску, очень хочет суметь понять смысл напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что научившегося процессу раскодирования отдельных слов и простых предложений, которому хочется продемонстрировать свое умение перед окружающими еще и еще раз.
В широком смысле слова – читательский интерес, т.е. активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста.
Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей воспитания и обучения, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений, навыков, но и о создании такой внутренней среды школьника, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития. Решающая роль в создании условий, способствующих повышению познавательной активности учащихся, отводится интересу.
Формирование читательских интересов привлекало внимание многих ученых (К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, П.О.Афанасьев, С.П.Редозубов, Н.П.Кононыкин, Н.А.Щербакова, Н.Н.Щепетова, М.М.Рубинштейн, Н.Д.Молдавская, Л.С.Славина, В.Е.Сыркина, О.И.Никифорова, М.И.Оморокова, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.), особо необходимо отметить в этом направлении работу Н.Н.Светловской и О.В.Джежелей. Специально организованные исследования (Л.С.Дягилева, Р.А.Жданова, И.А.Свиридова) констатируют, что природный познавательный интерес ребенка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает, и у ряда школьников появляется стойкое нежелание учиться. Наблюдается снижение уровня положительного отношения к учению с 91 % у первоклассников до 71 % у четвероклассников. [16, 37, 41, 56]
Существует множество определений читательских интересов, которые иногда рассматриваются лишь как разновидность познавательных интересов. Однако большинство исследователей (Н.А.Бодрова, Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, З.Н.Новлянская, Н.Г.Морозова, Л.А.Николаева, М.И.Оморокова, А.И.Рапопорт, И.З.Постоловский, Т.В.Рубцова, Б.П.Умнов, Кудина Г.Н.) отмечает, что читательские интересы могут быть квалифицированы и как познавательные, и как эстетические.[18. 37] Несмотря на то, что в последние три десятилетия проблема формирования и развития читательских интересов младших школьников разрабатывалась во многих исследованиях, анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию к книге и чтению интересов учащихся недостаточно высок. Наблюдения и практика работы в школе показывают, что учителя до сих пор интересует больше степень овладения учащимися программным материалом, но не глубокое продуманная работа по развитию у них интереса к знаниям, познавательной потребности.
Фрагментарное использование учителями средств стимулирования познавательного интереса для решения таких задач, как формирование у детей устойчивых читательских интересов, изучение художественного произведения в соответствии с его природой, т.е. как произведения словесного искусства, приобщение школьников к основам родной культуры не может быть осуществлено в полной мере без всестороннего изучения проблемы интересов. Поэтому для эффективного проведения такой работы необходимо научно определить реальные учебные возможности учащихся, а также оптимальные психолого – педагогические условия ее протекания.
Современная
методика рассматривает эти
В процессе
работы с детскими книгами
у учащихся непременно
Особенности
формирования читательских
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников
Формирование у каждого учащегося желания, умения и устойчивой привычки в свободное время выбирать и читать книги не просто полезные, а интересные и посильные, и не «вообще детям», а именно ему – данному конкретному ребенку, очень важно во всех отношениях.
В этом случае книга
становится действительно тем
Интерес, по меткому определению психологов, - это «встреча потребности с предметом». Следовательно, чтобы к книгам возник интерес, надо сначала представить детям очень разные книги (ведь и дети в каждом классе чрезвычайно разные!), помочь им осознать это разнообразие, пробудить личные потребности, обеспечить каждому хотя бы один раз «встречу потребности и предметом». Тогда возникнет тот самый интерес, который станет движущей силой желания читать и который иным способом сформировать нельзя.
Если у ребенка не сложится интерес к книге и чтению – ненужными окажутся ему самые лучшие и доступные книги, втуне пропадут все добрые намерения и нелегкие усилия учителя, обучающего детей чтению, ибо ребенок, лично не заинтересованный читательской деятельностью, в лучшем случае будет читать кое-как и исключительно по жесткому требованию извне. [ 18,37]
Ребенку читать не хочется, когда у него отсутствуют либо достаточно привлекательный стимул для занятия этой деятельностью, либо важные читательские умения, либо то и другое.
Физически нормальный
ребенок всегда испытывает интерес
к новому типу деятельности. Если у
здорового ребенка нет
1) Трудности буквосложения, слогосложения в целое слово (или, как вариант, слов в словосочетания или в предложении, и потому слово остается «неузнанным», незнакомым);
Информация о работе Формирование читательского интереса при работе со сказкой