Что общего и в чем сущностное различие понятий «обучение», «преподавание» и «учение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

К основным категориям дидактики относятся обучение, преподавание и учение. Обучение представляет собой способ организации образовательного процесса. Процесс обучения строится на основе взаимосвязи преподавания и учения. В качестве синонима понятию «процесс обучения» часто употребляется понятие «учебный процесс». Учебный процесс представляется как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками (В.И. Загвязинский).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Определение и характеристика понятий «обучение», «преподавание», «учение»……………………………………………………5
Глава 2. Главные составляющие процесса обучения – обучение (преподавание) и учение………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 31.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Педагогика»

Вариант 9

Что общего и в чем сущностное различие понятий «обучение», «преподавание» и «учение»?

 

 

 

                                             Исполнитель:                                                   

                                                                               студент 3 курса 

                                                                               ЭПБп - 11 КФ

                                                                               Ивлев Д.С.

                                                                               Проверила:

О.В. Мылтасова

 

 

 

Екатеринбург, 2013

     Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Определение и характеристика понятий «обучение», «преподавание», «учение»……………………………………………………5

Глава 2. Главные составляющие процесса обучения – обучение (преподавание) и учение………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе...

Г. Галилей

     К основным категориям дидактики относятся обучение, преподавание и учение. Обучение представляет собой способ организации образовательного процесса. Процесс обучения строится на основе взаимосвязи преподавания и учения. В качестве синонима понятию «процесс обучения» часто употребляется понятие «учебный процесс». Учебный процесс представляется как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками (В.И. Загвязинский).

     Процесс обучения всегда является двусторонним, всегда содержит в своей структуре два элемента: деятельность учителя, преподавателя (преподавание) и деятельность учащегося, студента (учение). Кроме того, все виды учебной деятельности предметны, направлены на освоение определенной действительности, значит, нетрудно выделить и третий элемент: факты, явления, понятия, величины, законы, теории. В процессе обучения устанавливается соответствующая взаимосвязь и взаимозависимость между тремя выделенными элементами.

     Преподавание – это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.

     Учение – это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.

     Обучение – целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества.

     Преподавание и учение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется преподаванием, должен представлять себе, как происходит процесс учения. Считается, что учение начинается еще до рождения и не прекращается до самой смерти. Учение предполагает определенные изменения в поведении или способность реализовать эти изменения в будущем.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 1. Определение и характеристика понятий «обучение», «преподавание», «учение»

 

 

 

     Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

     Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.

     В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение.

Преподавание

(деятельность учителя)

Учение  
(деятельность ученика)


 

     Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

     Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

     Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

     Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками. В процессе обучения происходит управляемое познание.

     Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

  • двусторонний характер;

  • совместная деятельность ученика и учителя;

  • руководство со стороны учителя;

  • специальная организация и управление;

  • целостность и единство;

  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

  • управление развитием и воспитанием учащихся.

     Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.

     Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования.     В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

     Преподавание — это деятельность учителя по:

 

 -       передаче информации;

-       организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

-       оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

-       стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

-       оценке  учебных  достижений учащихся.                         

     Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.   Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

     Учение — это деятельность ученика по:

- освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

- самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

- осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

      В современной отечественной педагогической литературе обучение рассматривается как социально-педагогический процесс целенаправленного взаимодействия педагога (преподавателя, учителя) и учащихся, в ходе которого осуществляется образовательное и личностное развитие человека. Вместе с тем следует отметить, что это понятие многозначно, так как способность обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. В ходе же социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта (знаний, навыков и умений) из поколения в поколение. В связи с этими возможно выделение разных аспектов понятия «обучение».

     На общепедагогическом уровне обучение рассматривается как один из видов деятельности по приобщению человека к совокупности общественных отношений, в результате которой он формируется как личность.

     В дидактике обучение предстает в единстве преподавания, как деятельности обучающих, и учения, как деятельности обучающихся, при передаче последним социального опыта в форме содержания образования.

     В психологии обучение выступает как совокупность взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате которых происходит обогащение интеллекта учащегося, его последовательное психическое развитие.

Содержание процесса обучения определяется его основными структурными элементами: целями и функциями, закономерностями и принципами, формами и методами, приемами и средствами педагогического взаимодействия обучающего и обучаемого.

     В качестве обучающего выступает учитель (применительно к профессиональному образовательному учреждению – преподаватель), который доступными ему средствами и приемами педагогического взаимодействия создает необходимые условия для формирования у обучаемых системы знаний, навыков и умений требуемого уровня. В свою очередь обучаемые – дети и взрослые, которые, отражая в своем сознании предъявляемый им учебный материал, активно реагируют на управляющие воздействия обучающего, овладевая при этом определенной системой знаний, навыков и умений.

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 2. Главные составляющие процесса обучения – обучение (преподавание) и учение

 

 

 

     В их единстве заключается его основная сущностная дидактическая характеристика. В элементарной форме соотношение «обучение – учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. В этой двойственности функций проявляется активность учащегося как действующего субъекта. Объектом по отношению к ученику в данном случае является учебный материал, который учащийся должен усвоить. Деятельность ученика по его усвоению планируется, организуется и направляется обучающим. Вот почему во взаимодействии учителя и ученика управляющая роль принадлежит первому. Он воздействует на ученика, помогая становлению его как личности.

     В свою очередь преподавание рассматривается в педагогике лишь как управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых. В этом случае деятельность преподавателя включает в себя отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею учащихся, предъявление ее обучаемым, организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого учащегося по овладению необходимой системой знаний, навыков и умений. Вследствие этого процесс преподавания рассматривается в сфере субъект-объектных  отношений. Субъектно-субъектное же взаимодействие, характерное для личностно-ориентированного обучения, существует внутри субъектно-объектного, им определяется и стимулируется. Это позволяет говорить о придании гуманистического характера современному обучению, в котором деятельность педагога (учителя, преподавателя) направлена на создание обучаемому соответствующих условий для овладения необходимой ему системой знаний, навыков и умений, а также формирования соответствующих личностных свойств и качеств. В связи с этим во многих образовательных учреждениях Российской Федерации в последние годы реализуется одна из моделей личностно-ориентированного обучения Н.И.Алексеева, признающая не только уникальность и самобытность учащегося, но и неповторимость педагогического творчества преподавателя.

О придании учебному процессу гуманистического характера свидетельствует стремление отечественных педагогов реализовать в нем следующие идеи:  

- изменить общий взгляд на обучение в направлении все более глубокого понимания его как культурного процесса, сущность которого проявляется в гуманистических ценностях и формах взаимодействия его участников;

Информация о работе Что общего и в чем сущностное различие понятий «обучение», «преподавание» и «учение»