Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 112.74 Кб (Скачать файл)

Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

Эти проблемы требуют своего решения не только на уровне государства. Большую роль в адаптационном  процессе детей в условиях интернатных учреждений может и должен выполнять социальный педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Осуществленный теоретический  анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показывает, что:

1. Государственная система  опеки и воспитания детей, лишенных  родительской заботы представляет  собой систему различных типов  учреждений, таких как дома ребенка,  дошкольные детские дома, школы-интернаты,  интернатные учреждения смешанного типа, специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.

Общеобразовательная санаторная школа-интернат - это общеобразовательное  учебное заведение 1-2,1-3 степеней с  соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права  детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее  среднее образование.

Детский дом семейного  типа - это отдельная семья которая создаются по желанию супругов или отдельной личности, которая не состоит в браке.

Дом ребенка - детское учреждение для содержания и воспитания детей  возрастом от 1 месяца до 3 лет, от которых  отказались родители в родильном  доме или покинули их на произвол судьбы.

Детский дом - государственное  воспитательное учреждение для детей- сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Школа интернат для детей- сирот - государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей с неполных семей, а также детей, которые требуют помощи от государства вследствие болезни родителей, потери с ними связи, лишения родительских прав, в котором дети могут воспитываться и обучаться от 3 до 17 лет.

Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в  развитии - это общеобразовательное  учебное заведение 1-2, 1-3 степеней с  соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права  детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее  среднее образование.

Приют - социальное учреждение, в котором ребенок может находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью.

У детей, воспитывающихся  в учреждениях интернатного типа, зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, добивается внимания, и в то же время его отвергает, переходит на агрессивность или оскорбления. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. В связи с этим детские дома и школы интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

2. Среди основных целей  и задач социального педагога  с детьми в учреждениях интернатного типа, выделяют: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений. Для решения означенных задач социальный педагог применяет соответствующие методы, среди которых можно выделить: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах

3. На основе изученной  научно-методической литературы  нами были разработаны рекомендации  по эффективному взаимодействию  социального педагога, с детьми  в учреждениях интернатного типа. А именно: знать историю личного дела ребенка; спокойно обговаривать прошлое семей жизни ребенка, если у него существует такая потребность; знать детали отношений ребенка с родственниками; содействовать развитию индивидуальных способностей; приобщать ребенка к участию в различных мероприятиях; доверять детям, верить в их возможности; обговаривать с каждым ребенком его будущую жизнь, корректировать его негативное прогнозирование; воспитывать у детей- сирот уверенность в своих силах; формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом; знать особенности профориентационной работы с детьми- сиротами. Социальный педагог должен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, с общежитием; учитывая способности ребенка, социальный педагог может записать его на подготовительные курсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; в использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам; использовать методы и способы физического, эстетического, и морального воспитания, которые дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

литература

1. Макаренко А.С. Методика  организации воспитательного процесса // Пед соч.: В 8 т. - М" 1983. - Т. 1. - С. 297-131.

2. Сидорова Л.К. Организационно-педагогические условия; деятельности детских домов на современном этапе: [Текст]: Автореферат дис. . канд. пед. наук. - М., 2010. 

3. .Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: [Текст]: Учеб. пособие.- М.: МГУК, 2009. - С.53.

4. Методика и технология работы социального педагога: [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.- М.: Академия, 2009. - СПб. 

5. Василькова Ю.В. Методика  и опыт работы социального  педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., испр - М.: Академия, 2004.- 160 с.

6. Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр "Академия", 2002. - 160с.

7. Дементьева И. Социальная  адаптация детей-сирот // Социальный  педагог.- 2003.- № 2.- С.64-72.

8. Дубровина И.В. Рабочая  книга школьного психолога / И.В.  Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.  Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.

9. Дубровина И.В. Особенности  психического развития детей  в семье и вне семьи / И.В  Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные  особенности детей.- М., 1982.

10. .Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей: [Текст]. Ав-тореф. дис.канд. пед. наук. - М., 2005. - 18 с. 

11. Макаренко С. Скрытое  социальное сиротство // Воспитание  школьников.- 2006.- № 7. - С.22-25.

12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.

13. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- М.; Инфра-М, 2002.- 393 с.

14. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш учеб. заведений: В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Кн.2: Процесс воспитания.- 256с.

15. Учреждение социального обслуживания. Проблемы, методика, опыт: [Текст]. – С. 13

16. Словарь-справочник по  социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юрист, 2000.- 424 с.

17.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая  поддержка детей группы риска/  Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Академия, 2002. - 256с.

18. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуммит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 416с.

19.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., "Педагогика", 1989., с.32-76.

20.  Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.

21. Шульга Т.И. Социально-психологическая  помощь обездоленным детям: опыт  исследований и практической  работы: учебное пособие / Т.И.  Шульга, Н.Я Олифиренко, А.В. Быков.- М.: Изд-во УРАО, 2003.- 400с.

22. Фирсов М.В. Теория  социальной работы: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г Студенов.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 432с.

23. Выготский Л.С. Педагогическая  психология // Психология: классические  труды. М.,1996.

24. Галагузова Л.Н., Смирнова Е.О. "Ступени общения" / М., 1996 г.

25. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1989., с. 50-102.

26. Поливанова К.Н. Психологическое  содержание подросткового возраста // Вопр. психологии. 1996. №1.

27. Ричард А. Гарднер "Мальчикам и девочкам о хорошем и плохом поведении";

28.Семенака С.И. "Социально  - психологическая адаптация ребенка  в обществе";

29.Строганова Л.В. "Классные  часы, беседы для младших школьников  и подростков";

30.Захаров А.И. "Как предупредить  отклонения в поведении ребенка";

31.Шилова Т.А. "Диагностика  психолого - социальной дезадаптации детей и подростков".

32.Словарь по социальной  педагогике :Учеб.пособие для студ.Высш.Учеб.Заведений/ Авт.-сост.Л.В.Мардахаев.-М.:Издательский центр «Академия»,2002.-386с.

33. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. - Екатеринбург, 1995.

34. Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.

35. Корнилова А.Г. Воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними: учебное пособие по социальной педагогике. – Якутск. - 1997. – 275 с.

36. Очерки о развитии  детей, оставшихся без родительского  попечения /Под ред. М.Н. Лазутовой. – М. - 1995. – 427 с.

37. Теория и методика  социальной работы /Под ред. П.Д. Павленюка. – М.: ГАСБУ. - 1995. – 336 с.

38. Дубровина И. В. Воспитание  детей в неполной семье. —  М. - 1999. – 352 с.

39. Кон И.С. Ребёнок и  общество. - М. - 1988. – 375 с.

40. Василькова Ю.В. Социальная  педагогика/ Ю.В. Василькова, Т.А.  Василькова. - М. - 1999. – 347 с.

41. Актуальные проблемы  социального воспитания. – М.: Запорожье:  АПН СССР. - 1990. – 335 с.

42. Иванова Н.П. Условия повышения успешности выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни //Вестник университета Российской академии образования. – 2004 – № 4. – с. 26-35.

43. Пятин В.Ф. К проблеме адаптации детей –сирот //Современные технологии образования. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2006 – 216 с. 
44. Дети улицы. Образование  и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/ под ред. А.Н. Майорова. – М.: Интеллект-Центр, 2001.– 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа