Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 112.74 Кб (Скачать файл)

Социально-психологическое  направление в работе учреждений интернатного типа, вызвано тем, как показали научные исследования и практика, дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Психологическое обеспечение в учреждении, консультативную и профилактическую работу с детьми и педагогическими работниками осуществляет психологическая служба или педагог-психолог. К основным направлениям деятельности педагога-психолога в детском доме относят: психологическая диагностика, включающая углубленное психолого- педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в учреждениях интернатного типа, определение индивидуальных особенностей воспитанников.

Медико-социальное направление деятельности учреждения интернатного типа обусловлено состоянием здоровья детей, воспитывающихся в них. Основными задачами социально-медицинского аспекта социально-педагогической деятельности являются: диагностика отклонений в состоянии здоровья и развития ребенка; оказание первичной медицинской помощи непосредственно в детском доме или другом подобном учреждении; проведение углубленных медицинских осмотров; организация квалифицированной специализированной помощи воспитанникам в условиях стационара, поликлиники, больницы; осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических режимов (состояние помещений детского учреждения, контроль за их уборкой, профилактика инфекционных заболеваний, своевременное прохождение сотрудниками профилактических осмотров); проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, контроль за качеством питания.         

          Кроме специально организованной медицинской помощи, необходимо создание общего здорового климата жизни детей в детском доме: соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон, создание доброжелательной обстановки, занятия на свежем воздухе, спортивно-оздоровительные мероприятия). Все вновь поступающие в детский дом, школу-интернат дети должны проходить углубленный медицинский осмотр, выявляется их физическое и соматическое состояние, индивидуально для каждого ребенка разрабатывается план оздоровления, который осуществляется медицинскими работниками и воспитателями с последующим наблюдением за динамикой улучшения. Решение проблемы сохранения и развития здоровья находится в сфере педагогов, медиков, психологов и социальных педагогов.

Наблюдения за развитием  ребенка и оценка результативности проводимой работы осуществляется регулярно  социальным педагогом детского дома или уполномоченной службой. В целях  эффективной защиты прав и законных интересов ребенка вводится понятие  разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов  ребенка, нуждающегося в государственной  защите, то есть распределение обязанностей по законному представительству  интересов между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем. Разграничение  прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка  осуществляется на основании постановления  главы органа местного самоуправления о признании ребенка, нуждающемся  в государственной защите или  иных правовых актов, устанавливающих  правовой статус ребенка.

Коррекционно-развивающее  направление - в учреждениях интернатного типа сконцентрированы дети, имеющие различные проблемы развития: ослабленное физическое здоровье, задержки психического развития, социально-педагогическую запущенность, девиантное поведение до поступления в детский дом, отставание в развитии речи и др. Поэтому вся деятельность в школе-интернат  имеет коррекционную направленность.

При разработке программ индивидуальной воспитательной работы для каждой группы детей и отдельного воспитанника в основу следует положить ознакомление с правилами и нормами поведения внутри образовательного учреждения-в классе,группе; с особенностями самоподготовки и саморегуляции своего поведения в учебной деятельности ; сформировать навыки опрятностив месте проживания , формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Итак, наиболее важными аспектами  педагогической работы с воспитанниками учреждений интернатного типа являются: своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями в развитии;

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Организация  взаимодействия субъектов воспитательного  процесса в решении проблем  социализации детей-сирот.

В соответствии с современной  парадигмой образования, выводами психологии личности, педагогики современное понимание  категорий - субъект и объект воспитания представлено в следующем виде.

Основными субъектами воспитания являются: общество, которое через  окружающую социальную среду влияет на личность; личность, которая является и объектом воспитания и одновременно выступает как субъект воспитания и самовоспитания; преподаватели  и специалисты в области воспитания. Прежде всего, педагог, осуществляя  функцию координации процесса социализации и самовоспитания, должен обеспечивать совершенствование взаимодействия двух основных социальных субъектов - общества и индивида, под воздействием которых формируется личность. Вместе с тем, значительна роль учебно-вспомогательного персонала, обеспечивающего и учебный, и вне учебный процесс, создающего позитивный настрой на восприятие новых знаний.

В современном воспитательном процессе все большее значение приобретает  субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором должен стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для учащихся .

Интеллектуальное развитие, воспитывающихся вне семьи, отличается дисгармоничностью. Оно отличается неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное мышление, наглядно- образное остаются главными. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми [9].

Неудовлетворение потребности  в общении со взрослыми и сверстниками приводят к нарушениям овладения игровой деятельностью. Воспитанники младшего возраста учреждений интернатного типа плохо умеют играть игрушками - быстро ломают, портят и теряют их, примитивно используют их в игре. Основным видом деятельности у них на улице наблюдается беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество ничего неделание [8].

Дубровина И.В. отмечает ,что по своему развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностях, которые отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового и дальше [8].

Шульга Т.И. считает ,что отсутствие для ребенка близкого и значимого взрослого является предпосылкой развития асоциальных форм поведения. Дефицит общения со взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. Отсутствие привязанности замедляет развитие познавательной активности, делает ребенка пассивным и эмоционально малоразвитым [21].

Для того, чтобы развитие подростка прошло нормально, Олиференко Л.Я. выделяет определенные условия:

1) информация о современной  жизни; они имеют право и  должны получать достаточно достоверную  информацию по всем волнующим  подростков вопросами, проверять  ее и анализировать (секс, уголовное  право, наркотики и алкоголь, религия,  секты, молодежное движение и  т.д.);

2)сочетание свободы и  ответственности деятельности в  деятельности; подросткам необходимо  конструктивное взаимодействие  со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

3) принятие себя (своего  физического Я, характера, особенности,  эмоций и т.д.);

4)обучение навыкам достойного  поведения (взаимодействия, отстаивание  чувства собственного достоинства) [17].

В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Без внутреннего самососредоточения у него формируется определенный стандартный социальный тип личности. Стремясь к обособлению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенности без опеки взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. У детей интерната, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты ("нам должны", "дайте") отсутствуют ответственность и бережливость.

По своему психическому развитию эти дети отличаются от ровесников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хроническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения  у них формируется неадыкватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний.(6).

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, что создает приятельские, ближе к родственным отношения. С одной стороны, это хорошо, но в то же время препятствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми. Они напряженны со взрослыми, демонстрируют потребительское к ним отношение, постоянно требуют решения своих проблем. Это объясняется тем, что их нормальные отношения с первыми в их жизни взрослыми были нарушены.

Воспитанники уходят из интерната  в подростковом возрасте. Они не подготовлены к самостоятельной  жизни, не в состоянии планировать  свое будущее, живут только одним  днем, болезненно переживают свою ненужность, они привыкли жить по указке, многие из них плохо учатся, воруют, бродяжничают, ведут себя нарочито грубо.

Педагогу в работе с  подростками следует стимулировать  у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего  мира, развитию автономности представлений  подростка о себе, их независимости  от суждений и оценок окружающих.

Важно, чтобы отношение  взрослых к подростку было уважительным. Для этого социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.(6).

Рекомендуется составить  план будущей жизни подростка, учитывая его профессиональные намерения, жизненную  позицию. В плане определяются ближние  и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План поможет решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка (столярное, швейное дело и т. п.), обрести ему уверенность  в своем будущем.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Целью социально-педагогической деятельности является социализация воспитанников  детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных  задач. Деятельность социального педагога начинается с определения социального  статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования, социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить [18].

Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического  и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления  его в интернатное учреждение, родителях ребёнка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется "диагноз социального заболевания" ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому на ряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом [18].

Следующая задача социального  педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким  должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого  социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые  есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации [18].

По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения,

представления о счастливом человеке и о счастье значительно  отличаются от

представлений детей из нормальных семей.

Сложный воспитательный процесс  в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних  текущих задач, но и раскрытия  тенденций развития, как ребенка, так и коллектива, в котором  он находится. Одна из главных задач  при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности [18].

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов интернатного учреждения. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков[18].

Вместе с психологами  социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения  выпускников (беседы о профессиях, экскурсии  на предприятия, беседы о системе  получения профессионального образования  и др.); освоения ими различных  социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих  приспособиться выпускнику к жизни  после выхода из детского дома (Например, проведение бесед на тему "Как  подготовиться к вступительным  экзаменам?", "Как пользоваться разными видами транспорта?", "Как  заполнить документы на коммунальные платежи?" и т. п.). Социальный педагог  использует для решения этих задач  деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа