Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 112.74 Кб (Скачать файл)

Воспитание вне семьи  является главной причиной неготовности к самостоятельной жизни и  порождает проявление личностной депривации, так как постоянное окружение  большим количеством детей и  взрослых не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, создает невозможность продумать  свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найдет друзей, как будет проводить свободное  время [21].

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети мечтают о  хорошей работе. Представление о  хорошей работе у них особое, так  как они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших  денег. Поскольку на протяжении воспитания в государственных учреждениях  дети практически не имели карманных  денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Старшеклассники  не представляют стоимость реальной жизни [15]. Условия жизни детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, на полном государственном  обеспечении приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению  ко всем окружающим.

Недостаточная психолого-педагогическая деятельность по формированию родственных  чувств в учреждениях для детей  сирот приводит к тому, что после  выхода из детского дома выпускники стараются  найти родственников, родных, вернуться  в свою семью. Им кажется, что родственники, родители сразу полюбят их. Сами дети мало, что могут предпринять  самостоятельно, так как они не знают, как это делать. При получении  отдельного жилья дети самостоятельно не могут жить, чаще всего уходят жить к друзьям [10].

Итак, как свидетельствуют  научные исследования (И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова), дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей, воспитывающихся в семье. [8]. У таких детей, зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, не умеет быть внимателен к людям и любить и т.д. [8]

            Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово "интернат" произошло от лат. internus (внутри).

           Детский дом- государственное воспитательное учреждение для детей- сирот и детей, лишенных родительской опеки. Существует 3 типа детских домов: дошкольные - для детей 3-7 лет; школьные - для детей 7-17 лет; смешанного типа для детей дошкольного и школьного возраста [4].

Попечение детей-сирот может  быть осуществлено двумя путями - семейным жизнеустройством или передачей  на государственное попечение.Семейное жизнеустройство осуществляется в виде: усыновления, опеки (попечительства), в форме приемной семьи.

Усыновление - это специальная  мера защиты ребенка, при которой  юридически устанавливаются родственные  связи между ребенком и человеком  или супружеской парой, не являющимися  его родными отцом и. матерью.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособных граждан, при которой назначенные  органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными  представителями подопечных и совершают  от их имени и в их интересах  все юридически значимые действия.

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет  и граждан, ограниченных судом в  дееспособности, при которой назначенные  органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать  несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупо треблений со стороны третьих лиц. Приемная семья - это социальный институт, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни, вплоть до решения судебными органами их дальнейшей судьбы.

Несмотря на различия типов  приемных семей и их функций, можно  выделить ряд общих положений, которые  определяют деятельность социальных педагогов .

Государственное попечение - это создание неусыновленному ребенку  нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в  специально созданные для этого  учреждения.

На современном этапе  развития общества содержание деятельности учреждений для детей,оставшихся без попечения родителей, является актуальной социально-педагогической проблемой.

По  мнению  М.А.Галагузовой,  Л.Я.Олиференко деятельность, направленная на социальную защиту, социализацию ребёнка и способствующая решению индивидуальных проблем конкретного ребёнка, является социально-педагогической деятельностью.  Педагогический компонент в социально-педагогической деятельности детских домов "играет доминирующую роль и включает: личностно ориентированный подход, охватывающий всю духовную сферу ребенка, его проблемы на протяжении различных этапов и форм социализации, поведение, помощь в кризисных ситуациях и их преодолений". Потребность и необходимость социально-педагогической деятельности  в детских домах постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и, как правило, приобретенного негативного социального опыта. [24].

При разработке новых организационных  форм, содержания социально-педагогической деятельности учитывался начавшийся процесс  формирования новых социальных установок, смены представлений о социальной политике в целом.

Цель социально-педагогической деятельности детского дома - социальная защита воспитанников, оказание помощи  и поддержки в процессе их социализации.

В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив  воспитателей, социальный педагог, логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по труду и физической культурой, администрация детского дома. Ребёнок-сирота является одновременно и объектом, и субъектом деятельности.

Объектом воздействия на воспитанника являются социальные группы (воспитатели, сверстники), одновременно он сам (в качестве субъекта воздействия) выступает как личность, способная действовать самостоятельно и избирательно. Реализация деятельности через субъект субъектные отношения в условиях педагогического сотрудничества способствует включению ребёнка в совместную жизнь в обществе.

Основными задачами социально-педагогической деятельности учреждений для детей-сирот  являются: обеспечение социальной защиты и охраны здоровья детей-сирот; оказания им помощи в получении образования; формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых  умений навыков, способности противостоять  асоциальному окружению и следовать  принятым в обществе законам; создания благоприятных условий проживания и развития детей.

Социальное направление  деятельности проистекает из социального статуса ребёнка.  Эта работа начинается с первых часов помещения ребёнка в детский дом. В ходе изучения документов, бесед, тестирования педагог-воспитатель,социальный педагог определяет социальный статус ребёнка, выделяет проблемы, которые предстоит решить, выясняет, что умеет делать ребёнок, в чем затрудняется. Для выявления уровня социального развития ребёнка используется диагностическая карта определения развития навыков социальной компетенции. Диагностическое исследование педагог начинает с первичного интервьюирования ребёнка.Для достижения взаимопонимания начать беседу надо с разговора на нейтральные темы, продемонстрировать сочувственный отклик,выразить понимание сложности ситуации, быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения - открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций ребенка. Выясняется круг вопросов, знание которых помогает построить программу поддержки: отношение ребенка или подростка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка или подростка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.

Особое значение стало  придаваться социальной деятельности, смысл которой состоит в воспитании гражданина, социально зрелого, осознающего  свое общественное [43].

Следующим важным аспектом работы в этом направлении является социально-правовая защита несовершеннолетних воспитанников: соблюдение и защита жилищных, имущественных и иных прав и интересов воспитанников; отслеживание поступлений денежных средств (пенсия, алименты и др.) на лицевые счета  детей, а также розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка. Реализация данного направления социально-педагогической деятельности предполагает формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; знакомство с правами и обязанностями воспитанников; профилактику правонарушений, вредных привычек; формирование умений пользоваться разными инфраструктурами и социальных навыков.

Особо выделим такие виды социально-педагогической деятельности, как подготовка воспитанников к  семейной жизни, их профессиональное самоопределение (выполнение любого вида деятельности по самообслуживанию; мотивация трудовой деятельности; беседы о профессиях, формах получения профессионального  образования к будущей профессиональной деятельности, тестирование на выявление  профессиональных склонностей, трудоустройство  и т.д.).

Педагогическое направление  деятельности учреждений интернатного типа включает несколько взаимосвязанных аспектов. Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников осуществляется школой. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции воспитателя заключаются в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания; расширить их диапазон - как в сфере теории, так и практики; закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом; привить культуру умственной работы в большом коллективе (соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в образцовом порядке, относиться с уважением к сосредоточенности своих товарищей и не обращаться к ним во время работы с праздными вопросами); помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами; научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий, начинать работу в установленные часы, использовать рационально время, отведенное на самоподготовку; научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать трудные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого предмета начинать подготовку задания); научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала; привить им умение критически анализировать свое отношение к учебе и умение преодолевать трудности самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя и воспитателя.

Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда  педагогические коллективы школ и интернатов едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности.

Единство педагогического  воздействия формируется в процессе проведения совместных научно-практических конференций, специальных семинаров, методических совещаний. Воспитатели  вместе с педагогами школ планируют  различные мероприятия (групповые, классные соревнования, лекции, предметные вечера и т.д.), совместно разрабатывают  индивидуальные планы для воспитанников, имеющих значительные проблемы в  знаниях. Учителя раз в месяц  посещают занятия по самоподготовке в детском доме, школе-интернате, оказывая помощь и воспитателям, и  детям. Очень важна роль библиотекаря, который прививает интерес к  чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями.

Обучение воспитанников  детских домов, интернатов способствует расширению их социальных контактов  с внешним миром. В работе воспитателя  приоритет отдается приемам опосредованного  педагогического воздействия.

Наибольшую трудность  для воспитателей представляет определение  мотивов отклоняющегося поведения  воспитанников и поиск пути его  коррекции.

Находясь в учреждении интернатного типа, ребенок общается в ограниченном кругу своих сверстников и взрослых людей, у него слабо выражен механизм идентификации, в результате чего появляется замкнутость, ранимость, повышенная уязвимость, агрессия. Очень тяжело ребенок переносит смену учреждений, вместе  со сменой микросреды происходит травмирование его психики, может быть вызван стресс, нервный срыв, ребенку снова приходится пережить сложнейший период адаптации к другой среде и другому коллективу [44].

Значительное место отводится  организации детского самоуправления и досуговой деятельности воспитанников. При реализации педагогического  направления деятельности определенное значение приобретает организация  первичных детских коллективов. Педагогической наукой доказано, что  группа должна комплектоваться по принципу объединения детей разных возрастов. Разумность разновозрастных групп  подтвердил на практике и обосновал  теоретически А.С. Макаренко. Он писал: "Если у меня составлен коллектив  из разных возрастов, то там типы увлечений  разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует  больших усилий от отдельных его  членов, и старших, и молодых, предъявляет  к тем и другим большие требования, следовательно,  и дает больший  воспитательный эффект". [1]

Систематическое наблюдение за развитием ребенка требует  постоянных записей в особый дневник, который ведет воспитатель. Ведение  дневника - обязательное условие планирования работы воспитателя в группе.

Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа