Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного общества назрела необходимость создать эффективную систему социальной защиты населения. Социально-экономический упадок в обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 5
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ В РОССИИ. 7
ПОНЯТИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРИЧИНЫ. 12
ПРИЧИНЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА. 15
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 20
ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ БЕСПРИЗОРНЫМ ДЕТЯМ. ПРОБЛЕМЫ В ЭТОЙ СФЕРЕ. 24
ВЫВОД. 29
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Файлы: 1 файл

Курсовая по соц.пед..doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Дети, периодически уходящие из дома, имеют показатели внимания значительно хуже, чем дети, постоянно не живущие дома. Вероятно, это можно объяснить тем, что постоянное проживание на улице требует большей включенности механизмов адаптации, лучшего развития познавательных процессов. Можно предположить, что в этом случае происходит своеобразный отбор: те, кто обладают лучшим уровнем развития познавательных процессов, способны выжить вне дома, уйти «в свободное плавание». Более же слабые совершают лишь своеобразные «вылазки», возвращаясь в привычную среду обитания. Подросткам, постоянно уходящим или не живущим дома и правонарушителям в значительной степени присуща демонстративность, стремление к развлечениям, наличие «истероидных» черт, своеобразный «кураж», то есть они могут испытывать некоторое самоудовлетворение при нарушении норм и правил. Им в большей степени присущ «художественный тип мышления».

Среди терминальных ценностей у детей на первое место поставлены «здоровье» и «семья», «деньги», «друзья» и «свобода». Среди инструментальных ценностей достаточно высоко ценны: «аккуратность» и «честность», «воспитанность», «смелость в отстаивании своего мнения», «ответственность», «образованность», «твердая воля». Так, выделенные ими доминирующие ценностные ориентации в реальной жизни ими же и блокируются. Они ставят на первое место ценность «здоровье», но совершенно не заботятся о нем на самом деле. Выделяя ценность «семья», дети уходят из семьи и не дорожат ею. Своим безнадзорным и беспризорным поведением дети отстаивают такую ценность как «свобода». Первая форма ценностей - это общественные идеалы, выработанные общественным сознанием; вторая форма - предметное воплощение этих идеалов в жизни конкретных людей; третья - мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению. Причины того, почему ценности слабо актуализируются у детей такого возраста, не так трудно выявить, поскольку в неблагополучных семьях отсутствует возможность их реализации или налицо их противоречивость.

Имеет место неадекватность осознания в силу ограниченности интеллектуальных возможностей, действия защитных механизмов или другого рода преград и запретов. Выявленное рассогласование в ценностях (декларирование одного, а принятие другого ценностного идеала) может, скорее всего, определяться наличием конкурирующих ценностей или их компонентов. У детей раннего возраста ценности еще не устоявшиеся, плохо структурирована система личностных ценностей. При этом недостаточно, а может быть, практически еще не развита рефлексия, чтобы определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в своей жизни. Поэтому ребенок обращается к взрослым, к их поведенческим идеалам и поступкам, имеющим внешнее выражение.

Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности.

 

Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения  в целях сохранения порядка и  стабильности. Совокупность средств  и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

К сожалению, в последнее время контингент малолетних правонарушителей значительно "помолодел". На учете районного отдела внутренних дел, а также комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят дети 8-10 лет. Работать с ними очень трудно. Но, несмотря на это, ведется целенаправленная борьба с детской преступностью. А главным в этой борьбе, как известно, является ее профилактика.

К институтам (субъектам) социального  контроля относятся практически  все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали.

По формам различают  формальный и неформальный контроль. Формальный (официальный) осуществляется компетентными организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным мнением. Сюда также относится карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный) контроль. Методами контроля выступают профилактика (превенция) и санкции. Под предупреждением (профилактикой, превенцией) различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций. Она предполагает также совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями.

Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.

В настоящее время  сформировались определенные подходы  к профилактике девиантного поведения:

 

- прежде всего, это информационный подход, т.е. информирование людей о

  нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и

  обществом; активное использование в этих целях средств массовой

  информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную

  литературу;

- необходимо проводить профилактическую работу с будущими родителями

  (о вреде пьянства и наркомании);

- среди направлений профилактики девиантного поведения существует

  медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении

  возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами

  лечебно-профилактического характера.

Социальная коррекция  необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отношения.

 

Социальная профилактика.

Социальная профилактика - это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом.

С учетом социального  положения и потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном обществе приобретает проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. Безнадзорность сейчас становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. До недавнего времени беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к правонарушителям, оказываясь в режимном учреждении. Теперь основным местом размещения таких детей стали специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей. Хотя число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом растет, однако растёт и безнадзорность. В результате таких учреждений пока все еще не хватает.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему  методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести:

 

· профилактическую информационно-консультационную беседу;

· системное наблюдение;

· профилактические тренинги;

· метод поддержки  и стимулирования новых навыков, моделей поведения;

· метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации;

· метод профилактического  вмешательства и др.

Наиболее распространенным является метод профилактической беседы. Такая беседа может быть эффективной, если соблюдаются ее технологические этапы. Психологи выделяют несколько этапов, по меньшей мере, четыре. На начальном этапе специалист по социальной работе или социальный психолог, а возможно, и социальный педагог устанавливают эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе консультант пытается установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, например, в подлинных мотивах девиантных отклонений в поведении, задавая соответствующие вопросы собеседнику. На третьем этапе беседы консультант совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий. На четвертом, завершающем этапе беседы консультанту важно добиться внутреннего принятия его собеседником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех. При всей значимости профилактической информационно-консультационной беседы нужно отдавать себе отчет в том, что неумелое и навязчивое ее проведение может дать обратный эффект.

Правильный подбор методов профилактического  воздействия, их своевременное и  профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. Реабилитация является неотъемлемым компонентом социальной технологизации.

 

Социальная реабилитация.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. Разнообразие методов социальной реабилитации позволяет достигать нужного эффекта в этой очень важной и необходимой деятельности. Наряду с универсальным методом информационно-консультационной беседы, психологического тренинга, направленного наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия и др. Для примера можно прокомментировать возможности метода ролевых игр в процессе реабилитации дезадаптированных детей. Этот метод специалистами успешно используется в социально-реабилитационных центрах для подростков, в воспитательных домах, в социальных приютах и других подобных учреждениях. Многие дезадаптированные дети не умеют играть в простейшие ролевые игры ввиду крайней неразвитости эмоционально-волевой сферы. Таким детям необходимо вернуть игру, пробудить у них фантазию, развивать образное мышление. Без этого нельзя развить эмоционально-волевой потенциал ребенка и вообще обеспечить его нормальное развитие. Благодаря ролевым играм дезадаптированные дети и подростки преодолевают свою закомплексованность, страхи, учатся осознавать и различать нравственные ценности.

 

Социальная терапия.

Социальная терапия, являясь  особой процедурой технологии социальной работы, с помощью присущих ей методов  оказывает воздействие на социальное поведение граждан, а значит, и на определенную социальную ситуацию, явление. По сравнению с коррекцией терапия направлена на более продолжительное и существенное воздействие на социальный объект с целью его социального оздоровления. Это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функционировании.

При помощи умело подобранных методов реабилитационный процесс достигает цели, обеспечивая восстановление тех или иных способностей человека к нормальному социальному функционированию. Комплексное осуществление социальной адаптации позволяет восстановить не только здоровье, трудоспособность, но и социальный статус лица, его правовое положение, морально-психологическое равновесие, веру в успех, в свои силы и возможности. Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики бродяжничества и беспризорности. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.[6]

Помощь, оказываемая беспризорным детям. Проблемы в этой сфере.

 

За 10 постсоветских лет  правительство приняло 140 законов  и нормативных актов о защите прав детей. В стране уже действует несколько программ, например "Дети России", но число беспризорников от этого не уменьшилось.

В 1999 году в России был  принят федеральный закон "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принципиально изменивший формы  и методы этой работы. Как и в  других цивилизованных странах, "карательные" милицейские органы отныне "опекают" лишь тех несовершеннолетних, которые совершили уголовно наказуемые деяния. Заниматься же социальной реабилитацией и перевоспитанием "трудных" подростков призваны гражданские ведомства в лице комиссий по делам несовершеннолетних, органов соцзащиты, образования, опеки и попечительства, по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости. И это правильно. Ребенку из "неблагополучной" семьи нужен не столько милицейский окрик, сколько забота психолога и педагога, помощь в обретении своего места в жизни и обществе. 

Информация о работе Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема