Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного общества назрела необходимость создать эффективную систему социальной защиты населения. Социально-экономический упадок в обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 5
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ В РОССИИ. 7
ПОНЯТИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРИЧИНЫ. 12
ПРИЧИНЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА. 15
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 20
ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ БЕСПРИЗОРНЫМ ДЕТЯМ. ПРОБЛЕМЫ В ЭТОЙ СФЕРЕ. 24
ВЫВОД. 29
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Файлы: 1 файл

Курсовая по соц.пед..doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Понятие девиантного  поведения:

  1. в широком смысле - любые действия, не соответствующие социальным нормам и стереотипам данного общества; позитивная девиация, самопожертвование, сверхтрудолюбие, героизм, чувство жалости, сочувствия;
  2. в узком смысле - всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм; негативная девиация ( преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, аномия – беззаконие). Аномия - состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. Это бывает в смутные, переходные периоды: глубокие реформы, революции, гражданские войны, терроризм, воровство, цинизм, вандализм, предательство, жестокое обращение с животными.

Когда девиантное поведение  приобретает заметные масштабы и превращается в социальное явление, в данном случае применяется термин «социальные отклонения» или «социальная патология».

Классификация отклоняющегося поведения (по американскому социологу  Г. Беккеру):

  • первичное отклонение - отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В данном случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотят и могут быть широко распространены. Девиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте);
  • вторичные отклонения - наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно квалифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций. Вторичные отклонения делятся на: а) Отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т.е., правонарушения. Правонарушение - это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Они разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Правонарушающее (в частности, преступное) поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение». б) Отклонения в сфере общественной морали - пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, попрошайничество или нищенство, самоубийство или суицид, бродяжничество, которое рассматривается как систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.

Категории населения, которые  более других склонны совершать  асоциальные или делинквентные поступки - называют группами риска. В частности, это подростки из неблагополучных семей, лица, злоупотребляющие алкоголем и наркотическими веществами, ведущие аморальный образ жизни, попавшие под отрицательное влияние окружающих.[4]

Причины беспризорности и бродяжничества.

 
 Вследствие недобросовестного  выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Социально-психологические состояния - это социально-психологическое явление, системное по своей природе, занимает промежуточное положение между процессами (например, социальная перцепция, социальное восприятие, социальный бумеранг, коммуникация и др.) и социально-психологическими свойствами (например, ценностные ориентации, социальные установки и др.). С одной стороны, оно служит фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности, с другой стороны, оказывает влияние на медленно меняющиеся свойства. Социально-психологические состояния отражают преобладающие настроения от предельно малой группы людей до самых больших масс.

По данным межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве РФ, причин для существования такой тревожной ситуации предостаточно. Среди них:

 

- падение уровня жизни в процессе перехода к новым экономическим

  отношениям;

- ухудшение условий содержания детей;

- нарастание психо-эмоциональных перегрузок у родителей, непосредственно

  отражающихся на детях;

- усиление жестокого обращения с детьми в семьях.

«Уличные дети» бродяжничают, занимаются воровством, попрошайничеством, приобщаются  к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.

Глубокий кризис, охвативший производственную сферу, политику, культуру, образование, и одновременно либерализация цен, инфляция, коммерциализация социальной сферы, катастрофически обострили проблемы детей, привели к значительным социальным потерям, ударив в первую очередь по семьям с детьми. Положение детей осложняется еще и тем, что резко снизился уровень социальных гарантий для них в жизненно важных сферах духовного и физического развития. Значительно возросло число детей, для которых недоступен полноценный отдых в каникулярное время, посещение внешкольных учреждений, занятия искусством, спортом, художественным и техническим творчеством.

Серьезным фактором беспризорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев. Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число бродяжек, причем в ряде крупных городов детей используют как профессиональных нищих, взрослые, чаще всего выходцы из сопредельных государств.

Основная причина, толкающая  детей на улицу - неблагополучная  обстановка в семье. Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод. Обостряется проблема жесткого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого явления обнаруживают, что оно полимотивировано: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, требует заботы, приносит огорчения. В семьях деморализованных, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фактором жизни детей, жестокое обращение приобретает порой дикие формы; это побои, лишение пищи, воды, свободы.

Правовой основой воспитания и  образования несовершеннолетних детей  являются соответствующие нормы  Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет закрепление в  п. 1 ст. 63 СК РФ положения о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление СК РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовой (ст. 1073-1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК РФ); уголовной (ст. 156 УК РФ).

Социальное сиротство - явление, отражающее состояние несовершеннолетних, имеющих родителей, которые находятся на попечении и под социальной защитой государства, а также оставшиеся вне эффективного социализирующего воздействия основных институтов общества.

Как известно несовершеннолетним, лишенным в силу жизненных обстоятельств  детства, государство обязано оказать помощь, создавая новые условия жизни. Они должны обеспечивать удовлетворения основных базовых потребностей детского возраста (питания, одежды, гигиенических условий, защищенности от насилия и т.д.).

Здоровье безнадзорных детей сильно подорвано различными хроническими заболеваниями, они отстают в психическом, физическом, интеллектуальном развитии, имеют склонность к суициду. Дети и подростки нюхают клей, употребляют алкоголь, принимают наркотики, бродяжничают, совершают противоправные действия. Поступки детей из «семей риска» довольно часто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения. Они проявляют агрессивность в общении со своими сверстниками, дерзость и отрицание авторитетов по отношению к старшим. Взрослея, эти дети все чаще преступают нормы закона.

Корни бродяжничества лежат в искаженном понимании целей воспитания, и в проявлении или отсутствии родительского авторитета, а также в методах воспитания. При этом негативно воздействующая сила на воспитание и развитие детей заключена в супружеских конфликтах и неверно построенных детско-родительских отношениях. Ведь, с одной стороны, семья может быть источником эмоциональной поддержки, физического и психологического восстановления ребенка от жизненных нагрузок, а с другой - источником психологических стрессов, нервных расстройств и различного рода отклонений в развитии детей. Некоторые семьи не только не выполняют по отношению к детям свои обязанности, но и являются фактором, деформирующим их социальное, индивидуальное, интеллектуальное и нравственное развитие. Поэтому в числе острых проблем, требующих первоочередного решения, на первый план вышла безнадзорность детей и подростков. От нее недалеко и до наркомании, и токсикомании, детских правонарушений и преступлений.

Одной из причин ухода  ребенка из семьи является физическое насилие, при котором ребенка  жестоко наказывают, избивают, не кормят, насилуют, принуждают. Стрессовая ситуация социально-экономического кризиса в семье, в совокупности с личными неудачами, становятся причиной крушения жизненных планов, пьянства и наркомании. Чувства обиды, разочарования и бессилия изменить положение в семье переносятся на детей. Как правило, они становятся для родителей объектом для негативной эмоциональной разрядки.  И, тем не менее, несмотря на свое безнадзорное детство, семья остается важной ценностью для подростка. Наряду с фактором экономическим, фактор информационный активно способствует росту семейного неблагополучия, что, в свою очередь, деформирует поведение детей. Семья как «ячейка общества» постепенно деградирует. Она становится не способной обеспечить свою часть миссии по социализации ребенка. Во многих случаях пример родителей формировал у детей склонность к бродяжничеству: после конфликтов один из старших членов семьи, как правило, покидал семью и возвращался лишь спустя несколько дней, а то и недель. Это воспринималось ребенком как действенный способ преодоления жизненных трудностей.

Следующим после семьи  важнейшим институтом социализации ребенка, как известно, является школа. Ради объективности следует признать, что в ситуации, когда семья  плохо выполняет свою воспитательную функцию, на школу ложится дополнительная нагрузка. Прежде чем выполнить свою миссию, она должна устранить недостатки предыдущего периода – произвести необходимую коррекцию поведения ребенка. В действительности современная школа не отвечает требованиям времени. Период учебы в школе не только не пробуждает у детей какого-либо интереса к усвоению знаний, а, напротив, вырабатывает у многих детей активное неприятие самого процесса обучения. Постепенно посещение школы становится для них тягостной обязанностью. В совокупности тяжелая атмосфера в семье, неудачи в школе побуждают ребенка искать выход из ситуации, которая кажется ему невыносимой. Основная масса будущих бродяг, прежде чем стать беспризорными, прошла стадию безнадзорности. При этом, как со стороны родителей, так и со стороны школы эти дети не испытывали какого-либо побуждения отвлечь их от улицы. Все свободное время они проводили на улице, во дворе, в подъездах своих домов. Их основными занятиями были курение, употребление алкоголя, медикаментозных или технических одурманивающих препаратов, наркотиков, нередко они занимались попрошайничеством, воровством – действия, в которые их вовлекали друзья по улице или по двору.

Еще одним фактором риска  бродяжничества детей является их сиротство. Это дети, не имеющие родителей, лишившиеся их по причине смерти, лишения родительских прав или оказались ими брошенными. Основная причина лишения родительских прав - это злостное уклонение родителей от своих обязанностей. Положение детей-бездомных особенно тягостно. Среди них есть дети-беглецы - дети, убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва связей с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентации и других причин, приведших к кризису отношений. Реже причина побегов несовершеннолетних — наличие

психического заболевания. Доставленные в приюты, другие учреждения социальной реабилитации, подобные дети нередко совершают рецидивные побеги. Часть брошенных детей, находящихся в детприемниках, усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша — будущего родителя к своим детям.[5]

Почти половина детей-бродяг покидает семьи либо ради того, чтобы облегчить материальное положение родителей и других членов семьи, либо, считая, что сумеют заработать достаточно много денег, чтобы затем вернуться в семью и жить безбедно. Однако возвращение беглецов оказывается практически невозможным.

Информация о работе Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема