Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного общества назрела необходимость создать эффективную систему социальной защиты населения. Социально-экономический упадок в обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 5
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ В РОССИИ. 7
ПОНЯТИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРИЧИНЫ. 12
ПРИЧИНЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА. 15
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 20
ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ БЕСПРИЗОРНЫМ ДЕТЯМ. ПРОБЛЕМЫ В ЭТОЙ СФЕРЕ. 24
ВЫВОД. 29
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Файлы: 1 файл

Курсовая по соц.пед..doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

2. В последующий период, охватывающий 1940-е - начало 1980-х гг., вышеперечисленные исследовательские задачи также во многом остались не решенными. Эти годы характеризуются значительным спадом количества исследовательских работ, посвященных беспризорности. В это время историки данной темой практически не занимались, она становится прерогативой педагогов, психологов и криминологов (Т. Агафонов, Е. Ересь, М. Бирюков, М. Грицкевич и др.). Исследуемые проблемы получили отражение лишь в отдельных изданиях, обобщающих деятельность КПСС, Советов по реализации государственной социальной политики. Причиной этого явилось утверждение официальной пропаганды о ликвидации детской беспризорности к концу 1940-х гг., беспризорность заменили терминами «детская безнадзорность» и «преступность несовершеннолетних». Опасность беспризорности вновь возникла в годы Великой Отечественной войны. В итоге такие важные проблемы борьбы с детской беспризорностью, как численность беспризорных и несовершеннолетних преступников, трудности содержания детей в детских учреждениях, социальная помощь зарубежных благотворительных организаций уличным детям, не получили достаточного освещения.

Модель советского «счастливого детства» эпохи сталинизма представляла собой  слаженный государственный механизм воспитания советских граждан. Государство  не давало автономии семьи и за невыполнение обязанностей по воспитанию детей могло повлечь применение предусмотренных законом принудительных мер (лишение родительских прав, помещение детей в детские дома). Начиная с самого раннего возраста, ребенок должен был пройти все основные этапы советской социализации: детские ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения. В том случае, когда он оставался сиротой, его воспитанием полностью занимались государственные детские учреждения (дома ребенка, детские дома). Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т. д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления).

Общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом фактически взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи с большой занятостью родителей, школа брала на себя многие ее функции: она помогала ребенку преодолевать экстремальность жизни военных и первых послевоенных лет, была эффективным инструментом официальной советской социализации.

Дома ребенка, детские дома также  не всегда могли обеспечить детям-беспризорникам прохождение всех этапов «эталонной» социализации, поскольку находились в тяжелом материально-бытовом положении. Все это способствовало распространению аномального поведения среди детей (бегство из детских домов и других учреждений, нищенство, бродяжничество, преступления и т. д.). Для борьбы с его последствиями действовала целая сеть государственных учреждений (детские комнаты милиции, приемники-распределители, трудовые и трудовые воспитательные колонии). Карательно-репрессивные меры в отношении подростка, совершившего проступок, создавали замкнутый круг. Оступившись и попав в криминальную среду, он обычно не мог выйти из неё. Так, государственная политика в этой сфере, пытавшаяся каким-то образом улучшить ситуацию с подростковой девиацией, фактически способствовала её росту. Но, несмотря на то, что послевоенные материально-бытовые проблемы детских учреждений, на первый взгляд, не могли привести к успешной социализации советских детей и подростков, их чрезвычайная идеологизация сильно воздействовала на формирование «правильной» идентичности.

3. Проводимые с середины 1980-х гг. в России социально-экономические преобразования, сокращение финансирования социальных программ и недостаточная эффективность реализации ранее принятых нормативно-правовых актов в области охраны детства, а также ослабление инфраструктуры досуга, культуры и здравоохранения заметно ухудшили положение детей. Это побудило исследователей разных отраслей наук (социологов, юристов, педагогов, психологов, медиков) вести поиски эффективных средств работы и профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков. Выходили в свет работы НИИ детства России, материалы ЮНИСЕФ (детский фонд ООН), отчеты конференций по проблемам детства, многочисленные доклады и очерки, посвященные оказанию социальной помощи семье, «детям улицы», сиротам. Научно - теоретические работы этого периода имеют следующую направленность: разработка вопросов диагностики отклонений в поведении несовершеннолетних (А.С.Белкин, Г.П. Давыдов, А.И. Качетов), психологические особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних (С.А. Алексеев, С.А. Беличева, Л.С. Славина и др.).[2]

В социалистическом обществе (по сравнению с дореволюционным) благотворительность не была столь  значимой, и у граждан было не так много возможностей материально  поддерживать нуждающихся, однако практика благотворительной помощи голодающим и беспризорным детям в этот период имела место. Научный интерес к этой теме постоянно расширяется, проводятся Всероссийские конференции, инициируются исследовательские проекты. Подавляющее большинство публикаций освещает достаточно узкую региональную специфику, исторические данные представляются по разным основаниям и совсем немного работ по советскому периоду. Изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни России в середине 1960-х - 1980-х гг. сделали тему детской беспризорности актуальной, что обусловило появление целого ряда статей и публикаций в периодических изданиях, посвященных состоянию детской беспризорности на современном этапе.

Новый всплеск беспризорности наблюдается в России с начала 1990-х годов. В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей). Другими причинами являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений, слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности, нелегальная миграция детей (часто без сопровождения взрослых) из бывших республик СССР, вызываемая вооружёнными конфликтами и ещё более тяжёлым экономическим положением этих стран.

С конца 80-х г.г. по мере нарастания социальной нестабильности, межнациональных конфликтов и ухудшения уровня жизни число детей, оставшихся без родителей, стало снова расти. В 90-е годы XX века в России произошло снижение уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие – рост беспризорности (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось свыше 2 млн. беспризорных детей).[8]

Существующее законодательство России по вопросам детской беспризорности является на данный момент весьма устаревшим. Эффективная борьба с подобными  явлениями затруднена, по мнению Нестеренко Р. И., Перкова А., по следующим причинам: в российском законодательстве отсутствует уголовная ответственность за сводничество и сутенерство; в России узаконены самые низкие в Европе возрастные пороги (от 14 лет), начиная с которых разрешены сексуальные контакты с несовершеннолетними; уголовно-процессуальные нормы по защите свидетелей и пострадавших недостаточно эффективны, что приводит к отказу несовершеннолетних давать показания против сексуальных насильников.

Основным законодательным документом, направленным на решение проблем детской беспризорности и безнадзорности, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г., в соответствии с которым основными задачами по системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. В законе впервые разграничиваются такие понятия как безнадзорный и беспризорный. Безнадзорным считает несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитании и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорным - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу (индивидуальная профилактическая работа- деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий) в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать об этом соответствующие структуры.[3]

Понятие асоцильного поведения  и его причины.

 

Социальные нормы - это  правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности; регулируют поведение и осуществляют социальный контроль за поведением. Социальные нормы дают модели, эталоны должного. Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Многообразие социальных потребностей порождает и многообразие норм.

Классификация социальных норм:

 

  • по субъектам, носителям норм - общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные;
  • по объекту или сферам деятельности норм, действующие в области определенных видов отношений - политические, экономические, эстетические, религиозные и др.
  • по содержанию - нормы, регулирующие имущественные отношения, общение и обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами;
  • по месту в нормативно-ценностной иерархии - основополагающие и второстепенные, общие и конкретные;
  • по форме образования и фиксации - жестко фиксированные, гибкие;
  • по масштабам применения - общие, локальные;
  • по способу обеспечения - опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение, на принуждение, на силу государственного аппарата;
  • по функциям - ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие;
  • по степени устойчивости - опирающиеся на социальную привычку, на обычай, традиции и не имеющего такового основания.

 

Нормативные системы  общества не являются застывшими. Они  изменяются сами и изменяется отношение  к ним. Полное принятие нормы - конформизм, а отклонение от нее - девиация.

Источниками поддержания  нормативного поведения могут быть (по мнению русского юриста, социолога Л.И. Петражицкого):

- «социальный инстинкт» - следование без раздумья некоторым общим  

  правилам действия;

     - «позитивное моральное расположение» - чувство долга;

     - боязнь внешнего принуждения, наказания;

     - божественная власть.

Эти факторы действуют  тогда, когда эффективны социальный контроль и законы, система воспитания, формирующая у людей чувство  долга, и члены общества обладают высоким уровнем религиозности. Если действие указанных факторов ослабевает, в обществе возрастает число лиц, поведение, которых не соответствует социальным или правовым нормам.

Причины асоциального поведения:

  • в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, стремление выделиться, зависть и т.д.);
  • в биологических и психологических особенностях (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия и т.д.);
  • в социальных условиях жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможность работать, культурно отдыхать и т.д.).

 

Социальные нормы могут  возникать стихийно (мораль, обычаи, традиции и т.д.) или сознательно, соответствующими государственными органами (нормы нрава). В зависимости от сферы регуляция общественных отношений они складываются в нормативные системы. Существует довольно большое количество нормативных систем. Это обычаи и традиции, нормы религиозные, эстетические, политические, и т. д., однако в современном обществе, в отличие от архаичного (традиционного), ведущими нормативными системами и основными регуляторами социальных отношений являются право и мораль. Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Мораль - это система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.

Члены общества принимают социальные нормы и в своей деятельности следуют им, что в немалой степени сохраняет его как систему. Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации индивида в отношении доминирующих стандартов культуры. Вместе с тем в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных грунт определяется как неконформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь негативный, деструктивный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся, или девиантным.

Информация о работе Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема