Благоприятный психологический климат педагогического коллектива в доу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящего исследования определяется условиями
модернизации системы образования. Задача управления современным
образовательным учреждением - не только сохранить коллектив, но и
мотивировать членов педагогического коллектива на выполнение стоящих
перед учреждением задач по воспитанию и обучению подрастающего
поколения. А это зависит от умения руководителя, администрации школы
сформировать сплоченный, творчески работающий педагогический коллектив.
Коллектив (collective - собирательный, лат.) - социальная общность людей,
объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных
ориентации, совместной деятельности и общения [30, с.450].

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 142.89 Кб (Скачать файл)

47.Ушинский, К. Д. Собр. соч. / К. Д. Ушинский. - М. : Изд-во АПН 
РСФСР, 1948.-Т. 2.-633 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А 
АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ.

Данный опросник желательно использовать не чаще одного раза в  год. 
Важно, чтобы подобный опрос не вызывал напряженности в коллективе.

При оценке мотивов  «значимые для меня самого» проводится 
ранжирование мотивов от наиболее до наименее значимого. При оценке 
мотивов «ведущие в нашем коллективе» и «мотивы, на которые ориентирована 
администрация» выделяются три наиболее значимых (по порядку значимости 
от 1 до 3).

Мотивы 
деятельности.

Значимые для 
меня самого.

Ведущие в

нашем 
коллективе.

Мотивы, на 
которые 
ориентируется 
администрация

Стремление к 
достижению 
профессиональных 
успехов.

     

Осознание социальной 
значимости

педагогического труда.

     

Стремление проявить и 
утвердить себя в 
профессии.

     

Хорошее отношение, 
профессиональное 
взаимопонимание 
коллег.

     

Желание проявить 
творчество в работе.

     

Возможность 
самостоятельно 
планировать свою 
деятельность.

   

V*

Уважение и поддержка 
со стороны 
администрации.

     



 

Стремление к 
получению большого 
материального 
вознаграждения.

     


ПРИЛОЖЕНИЕ Б


 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ  СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

Назначение и инструкция: Групповая сплоченность - чрезвычайно 
важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность 
в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих 
социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью 
методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на 
каждый из них. ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках 
значениям ( максимальная сумма 19 баллов, минимальная =- 5). В ходе опроса 
была указывать не нужно.

  1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1 .Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

  1. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
  2. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
  3. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
  4. Живу и существую отдельно от нее (1).
  5. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
    1. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась 
      такая возможность ( без изменения прочих условий)?
      1. Да, очень хотел бы перейти (1).
      2. Скорее, перешел бы, чем остался (2).
      3. Не вижу никакой разницы (3).
      4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

5.Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6.Не знаю, трудно сказать (1).

    1. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

37

      1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
      2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
      3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
      4. Не знаю, трудно сказать (1).
    1. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
      1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
      2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
      3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
      4. Не знаю. (1)
    2. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем коллективе?
      1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
      2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
      3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
      4. Не знаю (1).

Уровни групповой сплоченности.

15,1 баллов и выше - высокая; 
11,6 - 15 баллов - выше средней; 
7- 11,5 - средняя; 
4 - 6,9 - ниже средней; 
4 и ниже - низкая.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Оценка удовлетворенности  работой (по В.А. Ядову)

Методика позволяет с достаточной  степенью достоверности диагностировать 
уровень удовлетворенности работника психологической конфортностью 
условиями труда внутри коллектива, содержанием деятельности, 
взаимоотношениями с руководством и коллегами, возможность професси- 
онального роста.

Заполните 14 утверждений и 5 вариантов  ответов со шкалой оценок от 1 до 5 
баллов:

        1. — вполне удовлетворен;
        2. —удовлетворен;
        3. — не вполне удовлетворен;
        4. — не удовлетворен;
        5. — крайне не удовлетворен.

Тест «Удовлетвренность работой»

Ваша удовлетворенность

Вполне 
удоветворен

Удовлетворен

Не вполне 
удовлетворен

Не удов- 
гетворен

Крайне не 
удовлетворен

1

— предприятием (организацией), где вы 
работаете

1

2

3

4

5

2

— физическими условиями труда

1

2

3

4

5

3

— работой

1

2

3

4

5

4

— слаженностью действий работников

1

2

3

4

5

5

— стилем руководства вашего начальника

1

2

3

4

5

6

профессиональной компетенцией 
вашего начальника

1

2

3

4

5

7

— зарплатой (в смысле соответствия 
трудозатратам)

1

2

3

4

5

8

— зарплатой (в сравнении с тем, сколько 
за такую же работу платят на других 
предприятиях)

1

2

3

4

5

9

служебным (профессиональным) 
продвижением

1

2

3

4

5




 

10

— возможностями карьерного роста

1

2

3

4

5

11

— тем, как вы можете использовать свой 
опыт и способности

1

2

3

4

5

12

— требованиями к вашему интеллекту

1

2

3

4

5

13

— длительностью  рабочего дня

1

2

3

4

5

14

В какой степени  ваша удовлетворенность 
работой повлияла бы на ваше решение, 
если бы искали другую работу

1

2

3

4

5




 

Обработка и оценка результатов

Суммируются баллы, отмеченные на бланке 
анкеты.

По результатам обследования можно  набрать от 14 до 70 баллов:

15—20 — вполне удовлетворен работой;

21 — 32 — удовлетворен;

33—44 — не вполне удовлетворен;

45—60 — крайне не удовлетворен.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика определения  стиля руководства трудовым коллективом 
(В. П. Захарова и А. Л. Журавлева).

Основная  методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные 
аспекты взаимодействия руководства и коллектива.

Методика направлена на определение  стиля руководства трудовым 
коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции. 
Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих 
деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, 
обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три 
утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей 
степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное 
утверждение на опросном листе, обведите в кружок соответствующую букву.

а

б

в

1. Центральное руководство требует, 
чтобы о всех делах докладывали 
именно ему.

Старается все  решать вместе с 
подчиненными, единолично решает 
только самые срочные и 
оперативные вопросы.

Некоторые важные дела 
решаются фактически без 
участия руководителя, его 
функции выполняют другие.

2. Всегда что-нибудь  приказывает, 
распоряжается, настаивает, но 
никогда не просит.

Приказывает так, что хочется 
выполнить.

Приказывать не умеет.

3. Старается, чтобы его заместители 
были квалифицированными спе- 
циалистами.

Руководителю  безразлично, кто 
работает у него заместителем, по- 
мощником.

Он добивается безотказного 
исполнения и подчинения 
заместителей, помощников.

4. Его интересует  только выполнение 
плана, а не отношение людей друг к 
другу.

В работе не заинтересован, 
подходит к делу формально.

Решая производственные 
задачи, старается создать 
хорошие отношения между 
людьми в коллективе.

v.

5. Наверно, он  консервативен, так 
как боится нового.

Инициатива подчиненных 
руководителем не принимается.

Способствует  тому, чтобы 
подчиненные работали 
самостоятельно.




6. На критику руководителя обычно 
не обижается, прислушивается к ней.

Не любит, когда  его критикуют и 
не старается скрыть это.

Критику выслушивает, даже 
собирается принять меры, но 
ничего не предпринимает.

7. Складывается  впечатление, что 
руководитель боится отвечать за 
свои действия, желает уменьшить 
свою ответственность.

Ответственность распределяет 
между собой и подчиненными.

Руководитель  единолично 
принимаетрешения или 
отменяет их.

8. Регулярно советуется с 
подчиненными, особенно с 
опытными работниками.

Подчиненные не только советуют, 
но могут давать указания своему 
руководителю.

Не допускает, чтобы 
подчиненные ему советовали, а 
тем более возражали.

9. Обычно советуется  с 
заместителями и нижестоящими 
руководителями, но не с рядовыми 
подчиненными.

Регулярно общается с 
подчиненными, говорит о 
положении дел в коллективе, о 
трудностях, которые предстоит 
преодолеть.

Для выполнения ка- кой-либо 
работы ему нередко 
приходится уговаривать своих 
подчиненных.

10. Всегда обращается к 
подчиненным вежливо, 
доброжелательно.

В обращении с  подчиненными 
часто проявляет равнодушие.

По отношению  к подчиненным 
бывает нетактичным и даже 
грубым.

11. В критических ситуациях 
руководитель плохо справляется со 
своими обязанностями.

В критических  ситуациях 
руководитель, как правило, перехо- 
дит на более жесткие методы 
руководства.

Критические ситуации не 
изменяют способа его 
руководства.

12. Сам решает даже те вопросы, с 
которыми не совсем хорошо знаком.

Если что-то не знает, то не боится 
этого показать и обращается за 
помощью к другим.

Он не может  действовать сам, 
а ждет «подталкивания» со 
стороны.

13. Пожалуй, он не очень 
требовательный человек.

Он требователен, но одновременно 
и справедлив.

О нем можно сказать, что он 
бывает слишком строгим и 
даже придирчивым.

14. Контролируя результаты, всегда 
замечает положительную сторону, 
хвалит подчиненных.

Всегда очень строго контролирует 
работу подчиненных и коллектива 
в целом.

Контролирует  работу от случая 
к случаю.

15. Руководитель умеет 
поддерживать дисциплину и 
порядок.

Часто делает подчиненным 
замечания, выговоры.

Не может влиять на 
дисциплину.

16. В присутствии руководителя 
подчиненным все время приходится 
работать в напряжении.

С руководителем  работать 
интересно.

Подчиненные предоставлены 
самим себе.

Информация о работе Благоприятный психологический климат педагогического коллектива в доу