Благоприятный психологический климат педагогического коллектива в доу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящего исследования определяется условиями
модернизации системы образования. Задача управления современным
образовательным учреждением - не только сохранить коллектив, но и
мотивировать членов педагогического коллектива на выполнение стоящих
перед учреждением задач по воспитанию и обучению подрастающего
поколения. А это зависит от умения руководителя, администрации школы
сформировать сплоченный, творчески работающий педагогический коллектив.
Коллектив (collective - собирательный, лат.) - социальная общность людей,
объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных
ориентации, совместной деятельности и общения [30, с.450].

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 142.89 Кб (Скачать файл)

16.Справедливое отношение ко всем членам, поддержание слабых, их 
защита.

Основными барьерами, препятствующими педагогической деятельности 
коллектива являются:

        1. Состояние здоровья.
        2. Недостаток времени.
        3. Стесненные обстоятельства.
        4. Неадекватная обратная связь.
        5. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководства.
        6. Разочарование в результате имевшихся неудач. 
          К факторам, стимулирующим развитие, относятся:
          1. Обучение на курсах.
          2. Дошкольная методическая работа.
          3. Пример и влияние коллег и руководителя.
          4. Интерес к работе (профессиональный интерес).
          5. Доверие.
          6. Самообразование.

Одним из условий развития благоприятного морально - психологического 
климата коллектива являются традиции, существующие в конкретном 
учреждении, коллективные настроения. Это исторически сложившиеся и 
передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, 
вкусы и т. п.

Постоянное введение в систему  образовательного учреждения инноваций 
обеспечивает ее развитие, что может нарушать стабильность 
функционирования воспитательной системы. Традиции же способствуют 
сохранению здорового равновесия. Необходимо помнить, что традиции не 
должны быть надуманными, искусственными.

1.2. Особенности  психологического климата в педагогическом 
коллективе.

Для благоприятного (зрелого, здорового) психологического климата 
свойственны:

• преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;

  • чувство групповой сплоченности и товарищества;
  • высокий уровень профессиональной подготовленности работников;
  • хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;
  • равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена 
    коллектива;
  • своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;
  • справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также 
    распределения вознаграждений, решения материальных и жилищных проблем;
  • нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на 
    вышестоящую должность;
  • использование возможностей неформального лидерства для решения 
    служебных и воспитательных задач;
  • критика и самокритика;
  • коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений;
  • охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.

Для неблагоприятного (незрелого) психологического климата свойственны:

  • частые опоздания и длительное отсутствие на работе;
  • обсуждение указаний руководителей в "кулуарах";
  • длительные перекуры во время работы;
  • неточное выполнение решений и приказов руководства;
  • распространение слухов друг о друге;
  • скрытая критика условий труда;
  • пустая трата рабочего времени;
  • отказ от работы в сверхурочное время;
  • частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их 
    разрешения;
  • частые нарушения дисциплины;
  • высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на 
    равнозначные должности;

  • низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов; - 
    отсутствие критики и самокритики.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от характера социально- 
психологического климата его воздействие на личность будет различным - 
стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, 
или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к 
производственным и нравственным потерям.

По мнению известного российского  психолога Б. Д. Парыгина [35], понятие 
«социально-психологический климат коллектива» отражает характер 
взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного 
настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями 
жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. 
Психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной 
окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их 
близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. 
Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата 
коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное 
отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной 
обстановки, всей окружающей среды. С другой - возникнув как результат 
непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание 
объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат 
приобретает относительную самостоятельность, становится объективной 
характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на 
коллективную деятельность и отдельные личности.

Психологический климат - это не статичное, а весьма динамичное образование. 
Эта динамика проявляется в условиях функционирования коллектива. 
Существенным элементом в общей концепции социально - психологического 
климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление 
основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему 
единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре 
социально-психологического климата становится очевидным наличие двух 
основных подразделений - отношения людей к труду и их отношения друг к 
другу.

Условия, в которых происходит взаимодействие в образовательном 
учреждении, влияют на успешность деятельности, на удовлетворенность 
процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно- 
гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный

18

режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного 
рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в 
группе, доминирующее в ней настроение. Когда ведут речь о психологическом 
климате коллектива, подразумевают следующее: 
-совокупность социально-психологических характеристик; 
-преобладающий и устойчивый психологический настрой; 
- характер взаимоотношений;

Благоприятный психологический климат характеризуют  оптимизм, радость 
общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная 
поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, 
открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно 
мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, совершать 
ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный психологический климат характеризуют  пессимизм, 
раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений 
в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое 
впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, 
подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в 
совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, 
неудовлетворенность и т.д.

Руководитель  может целенаправленно регулировать характер отношений в 
образовательном учреждении и влиять на психологический климат. Для этого 
необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять 
управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на 
психологический климат.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в 
отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не 
исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в 
целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может 
проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся 
членом данного коллектива.

Таким образом, климат проявляется  определенным образом и в отношении 
каждого из членов коллектива к самому себе. На самочувствие личности в 
коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом,

степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в 
группе. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров 
психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому 
климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной 
конкретной общности людей.

Психологический климат коллектива является существенным фактором 
жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему 
социальных отношений, на образ жизни людей, на их повседневное 
самочувствие, работоспособность и уровень творческой личностной 
самореализации. В свою очередь, сам социально-психологический климат 
зависит от большого числа факторов, положительно или отрицательно 
воздействующих на него. На некоторые из них руководителю можно оказать 
влияние, а на некоторые - нет. Эти факторы разделяют на внешние и 
внутренние.

Внешние факторы порождаются событиями, происходящими за пределами 
организации. К ним относят проблемы в семьях, социальные проблемы 
региона, катастрофы и т. д.

Все, что случается в семье, очень  быстро сказывается на самочувствии 
работников. Так как внешние факторы находятся за пределами прямого » 
контроля руководителя, то он должен быть очень опытным и внимательным, 
чтобы по возможности избавиться от их влияния.

К внутренним климатообразующим факторам относятся: стиль руководства, 
который непосредственно влияет на настроение, поведение людей, на их 
взаимоотношения. Степень удовлетворенности стилем и его мотивационные 
последствия формируют отношение к работе.

Отлаженность трудового процесса. Здесь речь идет о субъективно оцениваемых 
организационно-управленческих, экономических и материально-технических 
условиях, в которых трудится человек. Недовольство работников 
образовательного учреждения дела отрицательно сказывается на социально- 
психологическом климате.

Личные качества работников. Через  них преломляются все обстоятельства 
трудовой деятельности и личной жизни. Лица, склонные конфликтовать, 
нетерпимые к мнению других, с завышенной самооценкой, необоснованным 
уровнем притязаний и низкой культурой поведения провоцируют ухудшение 
социально-психологического климата.

Корпоративная (групповая) культура, которая, будучи фактором группового 
сознания, утверждает определенные межличностные отношения в коллективе в 
качестве общей ценности. При сильном групповом самосознании лица, 
посягающие на общую ценность, подвергаются осуждению, чем социально- 
психологический климат страхуется от нарушений.

Психологическая совместимость, которая означает способность  людей к 
взаимодействию в связи с их социальными и психофизиологическими 
качествами. Психологическая совместимость определяется совокупностью 
личностных качеств. Трудности взаимодействия порождают стресс, который 
сказывается на общем настрое отдельных людей и группы в целом.

Соотношение мужчин и женщин в коллективе иногда также оказывает влияние 
на климат. Психологи рекомендуют при возможности смешанные по половому 
составу коллективы. Женские коллективы более подвержены колебаниям 
социально-психологического климата, чем мужские. А педагогический 
коллектив традиционно считается женским коллективом.

Размеры первичного коллектива. Оптимальными психологи считают средние 
коллективы от 10 до 20 человек. Большие первичные коллективы (более 25 
человек), к которым относятся и дошкольные образовательные учреждения, 
склонны распадаться на отдельные группировки, в меньших затрудняется 
нахождение психологически совместимых лиц по причине ограниченности 
выбора.

Возрастная структура коллектива. Опытом установлено, что для большей 
стабильности коллектива желательно комплектовать его разными по возрасту 
работниками. Сочетание в педагогическом коллективе людей разного опыта, 
профессионального мастерства, как правило, дает положительный результат, 
«размыкая» это сосредоточие педагогов на себе самих и своей деятельности. 
Физическая удаленность работающих членов коллектива. Человек, работающий 
рядом, чаще воспринимается как лучший друг, чем тот, кто работает дальше.

Социально - экономическая эффективность труда  при прочих равных условиях 
находиться в прямой зависимости от уровня сплоченности коллектива. 
Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное 
на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и- действий по их 
достижению. Сплоченность является важнейшей социологической 
характеристикой коллектива.

На социально - психологический климат в трудовом коллективе, безусловно, 
влияет коллективное мнение и настроение.

Коллективное  мнение - совокупные оценки, желания, требования, в которых 
выражается отношение членов коллектива к определенным, затрагивающим их 
интересы и потребности вопросам, явлениям, событиям, фактам,. Человек не 
только лично переживает впечатление от воспринятого события, а делится этим 
впечатлением с окружающими, сопоставляет свою точку зрения со взглядами 
других. Происходит сложный процесс взаимодействия и синтез 
индивидуальных мнений, в результате которых одни суждения отсеиваются, 
другие обогащаются, уточняются. Так складывается коллективное мнение, 
поддерживаемое если не всеми, то большинством, при этом влияя на социально 
- психологический климат в трудовом коллективе.

Информация о работе Благоприятный психологический климат педагогического коллектива в доу