Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть систему профессионального образования библиотекарей .
В соответствии с предметом и целью данной работы определены следующие задачи:
образование библиоткарей с начала возникновения профессии
система профессинально образование библиотекарей в настоящее время

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Образование библиоткарей с начала возникновения профессии ..….6
1.1 Зарождение профессии бибилиотекарь………………………………….….6
1.2.Образование библиотекарей в XVIII- XX веках..………………………..8
Глава 2: Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе……………………………….….12
2.1 Что значит быть библиотекарем сегодня………………………………..…12
2.2 Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов..16
Глава 3. Система профессинально образование библиотекарей в настоящее время………………………………………………………….………………….19
3.1 Профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе………………………………………………………………………….19
3.2 Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование……………………………………………………………………24
3.3 Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий………………………………27
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсова яработа по теме Система проф оба библиотекаря.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Занятия организуются с  небольшими группами. Первоначально  их проводил сотрудник отдела компьютерных технологий, в должностные обязанности  которого входило обучение персонала. Впоследствии занятия стали проводить  наиболее подготовленные специалисты библиотеки. Учебные программы постоянно дополняются с учетом технологических изменений.

Совершенно новых знаний потребовали от сотрудников и, прежде всего, от библиографов, изменения в  содержании библиографической деятельности библиотеки, появление новых функций библиографического информационного центра библиотеки, таких, например, как предоставление информации в режиме on-line; поиск, исследование, оценка, выбор и накопление сведений о лучших источниках информации в сети Интернет; обучение и консультирование пользователей по поиску информации в сети; создание памяток, справочных пособий по методике пользования электронной информацией; создание и ведение Web-сайта библиотеки и др. Получить рекомендации было неоткуда, и библиографам пришлось практически с азов самостоятельно освоить методику информационного поиска и предоставления сетевых услуг пользователям. Это потребовало больших усилий и времени, помогла работа сотрудников отдела операторами в классе Интернет, в результате которой они приобрели опыт и знания, что позволяет уверенно работать с новыми источниками информации и учить других библиотекарей.

Одной из форм повышения  квалификации сотрудников на данном этапе явилось создание комплексных  рабочих (методических) групп, включающих сотрудников разных отделов для изучения и освоения новой технологии. Получение знаний во взаимосвязи с изучением проблемы явилось одной из действенных форм повышения квалификации сотрудников. Совместный анализ практики библиотеки параллельно с осмыслением теории вопроса быстро помогает дойти до самой сути проблемы, вырабатывает единый взгляд на ее решение и дает возможность быстро получить результат [1, с. 190].

Аналогичный подход применен для исследования и разработки стратегии  и тактики поиска по электронному каталогу библиотеки для обучения пользователей и библиотекарей. Ведь будучи „консультантом“ для пользователей, библиотекарь сам должен уметь найти нужную информацию. Сотрудничество библиографов, каталогизаторов, автоматизаторов библиотеки помогает в совершенстве изучить методику поиска информации по электронному каталогу, дает возможность проводить обучение на глубоком профессиональном знании сути вопроса. Кроме того, помогает в написании помощи читателям в поиске по электронному каталогу, разработке удобного и простого интерфейса, в подготовке путеводителей, буклетов, рекомендаций пользователям [7, с.527].

По мере освоения новых  технологий в библиотеках постепенно происходят изменения в содержании библиотечных процессов, что делает возможным такие решения, которые ранее были не осуществимы. Например, работа в новой технологической среде существенным образом изменила традиционный способ выполнения процесса обслуживания — выдачу и возврат изданий. На абонементе исчезли читательские и книжные формуляры, картотеки, пишущие машинки; им на смену пришли компьютеры. Библиотекари добавили в основную текущую работу процесс постоянного диалога с системой в реальном режиме времени. Фактически это явилось первым изменением в содержании труда библиотекаря и, в связи с этим, в его профессиональных обязанностях. Первоначально потребовалось разработать программу обучения сотрудников для приобретения ими практических навыков, необходимых для процесса электронной книговыдачи. Программа способствовала развитию уверенности в своих силах и умению использовать имеющиеся знания и навыки для решения тех или иных проблем в различных производственных ситуациях. Как пользователи автоматизированной системы, библиотекари за короткий промежуток времени освоили работу по электронной книговыдаче и быстро почувствовали себя спокойно и уверенно. Сотрудники абонемента чрезвычайно позитивно реагировали на появление новых технологий, поскольку они освободили библиотекаря от необходимости выполнения многих утомительных рутинных операций, а это, в свою очередь, явилось внутренней мотивацией для переподготовки.

Новые технологии позволили  расширить круг задач, к решению  которых привлекаются специалисты  библиотек. Так, специалисты практически  всех отделов принимают участие  в формировании электронного каталога библиотеки путем создания записи каждого экземпляра изданий, которые находятся в ведении данных подразделений. Сложившаяся практика ведения каталога, при которой его возможности определялись только отделом каталогизации, исчерпала себя. В результате электронный каталог быстро наполняется информацией, в большей мере отвечает потребностям читателей, а также задачам каждого подразделения. Но потребовалось обучение большого количества библиотекарей по составлению и вводу информации об экземпляре в электронный каталог, которое постоянно проводят сотрудники отдела комплектования и каталогизации. После занятий библиотекарям дается право работы в системе – личный пароль пользователя.

Обязательной частью учебной программы является составление  руководств в помощь пользователям  по выполнению отдельных технологических  процессов на каждом рабочем месте.

Все инструкции достаточно подробны, с четкими и полными  формулировками, содержат однозначно толкуемые действия, что очень важно для закрепления полученных знаний.

Осмысливая результаты обучения, можно сделать несколько  выводов. Прежде всего, принципиально  важным моментом является постоянное обучение библиотекарей. Традиционное повышение квалификации из проводимых одноразовых занятий превращается в ежедневную работу по обучению новым методам работы самыми различными формами. Увеличивается значение самостоятельного обучения, и поэтому приоритет в системе повышения квалификации должен быть смещен в сторону ответственности каждого библиотекаря за самостоятельное приобретение профессиональных знаний и умений. Когда некоторые библиотекари делятся своим мнением об организации повышения квалификации в библиотеке, часто звучит ностальгия по давно прошедшим временам. Очень сильно желание услышать готовые рецепты. Несомненно, для самостоятельного решения профессиональных задач приходится затрачивать большие усилия, но в результате сотрудники накапливают ценный опыт. Система повышения квалификации в подобных случаях приобретает саморазвивающийся вид, что помогает развивать образовательную среду в библиотеке. Основная задача состоит в том, чтобы определить направление обучения с учетом конкретных потребностей отделов и служб, соблюдать периодичность обучения, определить формы и методы обучения, которые учитывали бы разнообразные категории сотрудников [19, с. 172].

Библиотеки всегда находятся  в поиске новых идей развития повышения  квалификации и переподготовки персонала.

 

 

Заключение

   Развитие единого информационно-образовательного пространства и информационное обеспечение образовательного процесса — чрезвычайно важный аспект библиотечной деятельности. Роль библиотек в образовательном процессе обусловлена их информационными возможностями (фондами, справочно-библиографическим аппаратом), последовательной работой по обеспечению квалифицированной информационной поддержки процесса обучения и необходимостью дополнительного образования в области информационной культуры личности. 
   Особое значение в связи с этим приобретает уровень квалификации и профессионализма специалистов библиотек. Как показывают исследования, существует определенное противоречие между требованиями к уровню профессиональной компетентности библиотечных специалистов и их реальным уровнем. Библиотекари, работающие в условиях современных образовательных и информационных технологий, должны владеть методами решения проблем (психологических, информационных, управленческих, экономических и т. п.); использовать в обслуживании информационные и телекоммуникационные технологии; соблюдать профессиональную этику и интеллектуальную свободу пользователей независимо от возраста. 
Профессиональные качества библиотекаря можно разделить на группы, отражающие: 
• отношение к работе;

• общий стиль поведения  и деятельности;

• креативные способности  личности;

• отношение к людям;

• отношение к себе.

Эти качества можно объединить в интегральные характеристики библиотекаря: 
•профессиональное самосознание;

• индивидуальный стиль  деятельности и общения;

• рефлексия и саморазвитие;

• творческий потенциал.

Таким образом, профессиональные качества являют собой сложный комплекс знаний, умений и навыков, уровень  которых определяет качество и эффективность  деятельности работника.

- Развитие библиотекаря в информационном обществе должно осуществляться при соблюдении следующих условий:

- четкое определение целей, задач работы, построенной с учетом конкретных условий деятельности образовательного и информационно-библиотечного учреждения;

- определение минимума специальных знаний, умений, которыми должна обладать конкретная группа библиотекарей;

- изучение, выявление активных форм и методов формирования информационного общества, а так же возможности образовательных учреждений, каждого педагога, библиотекаря;

- учет психофизиологических особенностей каждого человека, то есть целенаправленное педагогическое воздействие на библиотекаря.

 

Список литературы

  1. Болотов, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.В. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. -С.8-14.
  2. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: учеб. пособ. / В.В. Брежнева. – СПб.: СПбГУКИ, 2002. – 48 с.
  3. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н.И Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с.
  4. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции / М.Я. Дворкина. – М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2000. – 48 с.
  5. Дворкина, М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / М.Я. Дворкина. – М.: Профиздат, 2000. – 112 с.
  6. Земсков, А.И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг; [под ред. Л.А. Казаченковой]. – М.: ФАИР, 2007. – 527, [1] с.: ил.
  7. Костюк, В. Инфраструктура инноваций как основа перехода к информационному обществу / В. Костюк, Т. Смолян, Д. Черешин // Информационные ресурсы России. – 2001. – № 1 (56). – С. 3-6.
  8. Крупская Н.К., Библиотечная семинария, Педагогические сочинения, т. 8, М., 1960; Оленева З.П., Становление и развитие высшего библиотечного образования в СССР, “Тр. Ленинградского библиотечного института имени Н.К. Крупской”, 1961, т. 8; Казанцева Л.В., Развитие библиотечного образования в СССР, в сборнике: 40 лет библиотечного строительства в СССР, М., 1958.
  9. Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Х. Лау. – М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 37 с.
  10. От информационного общества – к обществам знания. ЮНЕСКО / сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов // Всемирный саммит по информационному обществу: информационное издание. – СПб, 2004. – С.82-84.
  11. Пилко, И.С. Технологический подход к формированию основ информационной культуры / И.С. Пилко, науч. ред. Н.И. Гендина. // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. – Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. – С. 122 – 129.
  12. Справочник библиографа: справочное издание / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – 551 с.
  13. Стародубова, Г.А. Повышение квалификации школьных библиотекарей как фактор совершенствования деятельности по формированию информационной культуры личности / Г.А.Стародубова, Т.Б. Усачева, сост. Е.М. Зуева // Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений: материалы из опыта работы / Рос. Акад. Образования. ГНУ ГНПБ им. К.Д.Ушинского. – 2006. – №5. – С.16-21.
  14. Столяров Ю.Н. Ю.В. Григорьев.М.: Кн. палата, 1989.-224 c.
  15. Филиппов, В.М. Модернизация росийского образования / В.М.Филиппов. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
  16. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / сост. Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.
  17. Формирование информационного общества в XXI веке / сост. Е. И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – СПб., 2006. – 640 с.
  18. Хижа, Г.С. Будущее России – создание информационного общества XXI / Г.С. Хижа // Информационное общество. – 2001. – № 2. – С. 44-47.
  19. Чачко, А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: научно- метод. пособие / А.С. Чачко. – М.: Либерия, 2004. – 172 с.
  20. Государственная публичная научно- техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий ГПНТБ. – Электрон. дан. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1998. – Режим доступа: http: // www. spsl.nsc.ru. – Загл. с экрана.
  21. Саморегулирование: Пособие для предпринимателей. [Электронный ресурс] / Ин-т нац. проекта «Обществ. договор». – Электрон. дан. – М., 2002. –– Режим доступа: http://www.inp.ru/ main.html?code=46. – Загл. с экрана.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе