Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть систему профессионального образования библиотекарей .
В соответствии с предметом и целью данной работы определены следующие задачи:
образование библиоткарей с начала возникновения профессии
система профессинально образование библиотекарей в настоящее время

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Образование библиоткарей с начала возникновения профессии ..….6
1.1 Зарождение профессии бибилиотекарь………………………………….….6
1.2.Образование библиотекарей в XVIII- XX веках..………………………..8
Глава 2: Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе……………………………….….12
2.1 Что значит быть библиотекарем сегодня………………………………..…12
2.2 Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов..16
Глава 3. Система профессинально образование библиотекарей в настоящее время………………………………………………………….………………….19
3.1 Профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе………………………………………………………………………….19
3.2 Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование……………………………………………………………………24
3.3 Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий………………………………27
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсова яработа по теме Система проф оба библиотекаря.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2

Глава 1. Образование библиоткарей с начала возникновения профессии ..….6

1.1 Зарождение профессии  бибилиотекарь………………………………….….6

1.2.Образование библиотекарей  в  XVIII- XX веках..………………………..8

Глава 2: Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе……………………………….….12

2.1 Что значит быть библиотекарем сегодня………………………………..…12

2.2 Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов..16

Глава 3. Система профессинально образование библиотекарей в настоящее время………………………………………………………….………………….19

3.1 Профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе………………………………………………………………………….19

3.2 Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование……………………………………………………………………24

3.3 Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий………………………………27

Заключение……………………………………………………………………… 34

Список литературы………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что  нет границ, которые можно было очертить для неё. Работа библиотекаря сложная, ответственная, разноплановая. Конечно, он не строит дома, но своим  ежедневным трудом библиотекарь прокладывает дороги в мир знаний и мудрости, в мир человеческих душ и сердец [14, с.16-21]. Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы — нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь. Библиотекарь совершенствуется всю жизнь. Он должен знать не только художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в науке и технике. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование.

Работа с учебно-практическими  пособиями — первый шаг на пути профессионального образования. Они  помогут вам не только познакомиться  с особенностями библиотечного  дела, но и окажут поддержку при  организации деятельности вашей  библиотеки.

Объектом исследования является библиотекарь, а предметом – система его профессионально образования в обществе.

Целью данной работы является рассмотреть систему профессионального образования  библиотекарей .

В соответствии с предметом  и целью данной работы определены следующие задачи:

образование библиоткарей с начала возникновения профессии

система профессинально образование библиотекарей в  настоящее время

Данная тема является актуальной, и  её изучение очень важно в современном обществе, так как в информационный век – век высоких технологий, профессионализм библиотекаря имеет важное значение. Компьютеры и Интернет предоставляют сейчас просто неограниченные ресурсы по поиску необходимой информации по всему свету. При желании, можно отыскать даже старые, вековой давности летописи. Но не все согласятся, что читать даже с модного ЖК - монитора приятнее, чем держать в руках добротную книгу. Но иметь у себя все книги невозможно. Таким образом, библиотека до сих пор предоставляет нам возможности поиска информации в удобном для нас виде. А библиотекарь помогает ускорить этот процесс, быстро и точно определить параметры поиска, предоставит список похожей литературы. В будущем все это будет делаться не без помощи быстрых компьютеров, но человек всегда останется более компетентным и, что самое важное, приятным в общении. С компьютером же не поспоришь по поводу прочитанной книги, не обсудишь понравившиеся произведения.

Однако, достаточно часто  работа библиотекаря не ограничивается только привычными операциями. Часто  эта профессия оказывается, связана с музейной работой, с краеведческими исследованиями. Именно поэтому предпочтительным стало принятие на работу библиотекарей с высшим образованием.

Поскольку библиотека, как  социокультурный институт, играет важную роль в обществе, способствуя реализации прав граждан на информацию, обеспечивая непрерывное образование на всех уровнях, оказывая социально-психологическую поддержку населению и т. д., то встает вопрос о закреплении в библиотеках высококвалифицированных кадров, обеспечивающие выполнение ею перечисленных функций. Реальное положением дел с персоналом в библиотеках страны, характеризуемое оттоком высококвалифицированных работников из библиотек, возрастанием среднего возраста персонала, увеличением количества сотрудников без специальной подготовки, также обуславливает актуальность исследования кадровой проблемы в библиотеках страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Образование библиоткарей с начала возникновения её как профессии

1.1 Зарождение профессии бибилиотекарь

 

Библиотеки — это память человечества.

Бернард Шоу

 

Библиотекарь  — очень древняя профессия, ей уже больше четырех с половиной тысяч лет! Возникла она вместе с шумерской культурой, где впервые появились глиняные каталоги. Первыми библиотекарями считают писцов, составивших собрание глиняных табличек приблизительно в 2500 году до н. э. Им пришлось быть не только библиотекарями, но отчасти и юристами, поскольку основная часть табличек содержала юридическую информацию. 
С появлением папируса писцов-библиотекарей становилось все больше. В эпоху Нового царства, фараоном Рамзесом Вторым было собрано уже более 20 000 папирусов. Затем в VII веке до н. э. появились собрание книг ассирийского царя Ашшурбанипала и библиотеки храма Эдфу в Египте. И вот, наконец, в Греции появляется само слово «библиотекарь», произошедшее от греческого  — собрание книг. 
Поначалу библиотеки были частными. Ими владели такие великие мужи Эллады, как Платон, Аристотель, Евклид, Еврипид. Библиотекарями служили рабы. Но как только в Афинах появилась первая публичная библиотека Писистрата, место библиотекаря сразу же стало уважаемым и почетным, а значит, доступным только для свободных граждан. Представляете, какую нужно было иметь эрудицию (да и физическую выносливость!), чтобы обслуживать восьмое чудо света — Александрийскую библиотеку, состоявшую более чем из 700 000 свитков рукописных книг! А ведь работало там всего несколько человек. Им приходилось быть в буквальном смысле универсалами, поскольку в Александрийской библиотеке, помимо книгохранилища и читальных залов, находились также обсерватория, зоологический и медицинский музеи — их обслуживание тоже входило в обязанности библиотекарей. В Риме библиотеки располагались в основном на загородных виллах. Их хранители из простой обслуги со временем превратились в изысканных интеллектуалов, с которыми не гнушались обсуждать философские вопросы даже самые высокомерные патриции. Именно тогда библиотекари стали заниматься собиранием и описанием древних библиотек, чем и спасли такие раритеты, как библиотеки Митридата, македонского царя Персея, Аристотеля. Иными словами, в работу библиотекаря уже тогда вошли не только механически обслуживающие и просветительские, но и чисто научные функции. Функции эти в Средние века постепенно развивались и совершенствовались. В это время основные библиотеки сконцентрировались в монастырях, а хранителями книг стали монахи, на которых была возложена теперь и еще одна обязанность — переписывание книг для их дальнейшего сохранения и распространения. И это требовало от библиотекарей не только грамотности, но и колоссальных знаний практически во всех областях жизни. Таким образом, библиотекари стали одними из тех, кто подготовил эпоху Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Образование библиотекарей  в  XVIII- XX веках.

Профессия специалиста-библиотекаря начала складываться в 18 веке.  
Феофаном Прокоповичем в "Духовном регламенте" впервые в истории библиотековедения России был поставлен вопрос о библиотекаре как специальном лице, ответственном за библиотеку, и его основных функциях.  
В трудах В.Н. Татищева впервые было сформулировано представление о библиотекаре-профессионале, определены требования к нему как специалисту библиотечного дела... Изложено это в статье "Библиотекарий", включенной в авторский труд "Лексикон". Где говорится: "оной должен быть многих наук и разных языков... наученный, к тому прилежный читатель, твердой памяти и острого рассуждения". Библиотекарь должен был строго следить за порядком в библиотеке, за сохранностью книг, быть вежливым.  
Б.М. Салтыковым впервые в России был выдвинут проект организации подготовки отечественных библиотечных кадров. Завершается разработка этой проблемы в конце 18 - начале 19 веков в работах по библиотечному делу М.И. Антоновского - одного из организаторов императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.  Библиотекари-профессионалы появляются к середине 19 века, первый среди них - В.И. Собольщиков.  
В 1804 году в соответствии с университетским Уставом, в университетских библиотеках России были определены требования к библиотекарю и его помощнику.  
      Первые попытки организовать библотеки в России относятся к началу XX века. В 1913 г. по инициативе Л.Б. Хавкиной 1 при Московском университете А.Л. Шанявского началась курсовая подготовка библиотекарей для массовых библиотек, факультативное преподавание книговедения и библиотековедения было введено в 1912 г. в Петербургском и в 1916 г. в _______________________________________________________________

1 См. http://libpers.narod.ru/xavkina.htm

Московском университетах (Н.М. Лисовский) и в Петербургской педагогической академии (А.М. Белов). Формы и методы государственной подготовки кадров для советских библиотек впервые были определены Н.К. Крупской в статье “Библиотечная семинария” (1918). По её инициативе в 1918 г. в Москве при Наркомпросе РСФСР была организована библиотечная семинария, положившая начало государственной организации библиотитечно-библиографического образования. В том же году в Петрограде создан институт внешкольного образования с книжнобиблиотечным факультетом (позднее такие институты появились в Иванове-Вознесенске, Костроме и др.), открылись библиотечные курсы во многих городах страны. Для подготовки работников научных библиотек в 1919 в Петрограде и в 1924 г. в Москве организованы высшие библиотечные курсы. В 1921 г. курс библиотековедения стал обязательным предметом на факультетах общественных наук в университетах (в Московском университете его вёл профессор Б.С. Боднарский). В 20-х гг. библиотекарей с высшим образованием готовили уже свыше 20 библиотечных отделений политико-просветительных и педагогических институтов, а также Академия коммунистического воспитания. С начала 30-х гг. стала развиваться государственная система высшего библиотитечно-библиографического образования. В 1930 г. создан первый самостоятельный библиотечный вуз — Московский государственный библиотечный институт (ныне Московский государственный университет культуры и искусств); в библиотечные институты были реорганизованы политико-просветительные вузы в Харькове (1934) и Ленинграде (1941). В послевоенные годы для подготовки специалистов с высшим библиотитечно-библиографическим образованием организованы новые вузы в Улан-Удэ (1960), Краснодаре (1963), Челябинске и Хабаровске (1968). В 1964 г. библиотечные вузы были переименованы в институты культуры. Высшее библиотитечно-библиографическое образование в бывшем СССР давали также библиотечные отделения некоторых университетов (Тарту, Вильнюс, Таллин, Баку, Ереван и др.) и педагогических институтов (Минск, Тбилиси, Алма-Ата, Ташкент и др.). Книговедов-библиографов готовит Московский полиграфический институт. В 1969 г. в СССР работало свыше 20 вузов, в которых осуществлялась подготовка специалистов с библиотитечно-библиографическим образованием, в т.ч. 10 институтов культуры (около 30 тыс. студентов). Подготовка библиотекарей и библиографов средней квалификации началась с 1922 г. на политико-просветительных отделениях совпартшкол, а позднее на политико-просветительных и библиотечных отделениях педагогических техникумов. Специальные библиотечные техникумы начали создаваться с 1929 г. – в Ярославле, Ленинграде, Самаре и др. В 1969 г. в СССР было 12 библиотечных техникумов и свыше 100 культурно-просветительных училищ и школ, а также других средних специальных учебных заведений, в которых имелись библиотечные отделения (около 30 тыс. учащихся). Библиотитечно-библиографическое образование предусматривает широкую общенаучную, филологическую, педагогическую и специальную (теоретическую и практическую) подготовку будущих специалистов. Учебный план библиотечных факультетов (отделений) институтов культуры, университетов и педагогических институтов включает дисциплины: историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политическую экономию, основы научного коммунизма, основы марксистско-ленинской этики и эстетики, основы научного атеизма, основы марксистско-ленинской теории культуры; педагогику, психологию, историю СССР и зарубежных стран, литературу — русскую, народов СССР и зарубежную; общее библиотековедение, историю библиотечного дела, библиотечные фонды и каталоги, работу с читателями, организацию советской библиотеки; историю книги, общую и отраслевые библиографии, общую иностранную библиографию и др. На отделении технических библиотек дополнительно изучаются история народного хозяйства, история техники, основные проблемы современного естествознания, основы современного промышленного производства, техническая пропаганда и информация.

Научные кадры в области библиотековедения и библиографии готовятся в аспирантуре при Московском и Ленинградском институтах культуры. В 1968/69 учебном году высшее и среднее Б.-б. о. в СССР получили около 15 тыс. человек (из них около 4 тыс. в вузах). В 1969 г. только в массовых библиотеках работали 65,4 тыс. библиотекарей с высшим и средним Б.-б. о.

Государственный характер носит система подготовки библиотечных кадров и в других социалистических странах. Специалистов для научных библиотек готовят библиотечные отделения при университетах: Софийском, Будапештском, Берлинском, Варшавском и Вроцлавском, Пражском и Братиславском. Подготовку кадров средней квалификации для массовых библиотек, кроме различных курсов, ведут: 2-годичный библиотечный институт в Софии, библиотечные отделения при педагогических училищах в гг. Сегед и Сомбатхей, библиотечные школы в Берлине и Лейпциге, в Лодзи и Вроцлаве, в Праге, Брно, Братиславе и др.

В капиталистических  странах, как правило, нет государственной  системы Б.-б. о. Библиотечная подготовка даётся чаще всего на основе законченного высшего (для научных библиотек) и среднего (для массовых библиотек) образования, например в Великобритании — в одногодичной школе библиотечного и архивного дела при Лондонском университете и 9 библиотечных школах, в Дании — в библиотечной школе в Копенгагене, во Франции — в одногодичной библиотечной школе и Ecole des chartes в Париже; в США кадры высшей квалификации для библиотек всех типов готовят на базе высшего образования около 40 библиотечных школ при университетах.

 

 

 

Глава 2. Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе

2.1 Что значит быть библиотекарем сегодня

Согласно терминологическому словарю "Библиотечное дело" (РГБ, 1997), библиотекарь - профессия, содержанием  которой является библиотечная деятельность (второе значение — должность в  библиотеке). Поскольку библиотечная деятельность (её информационные ресурсы и технологии) изменяется, то это не может не отразиться на библиотекаре.

Характерная особенность  сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями [10, с.105-107]. Некоторые  библиотекари чувствуют потребность  не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.

Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают  чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность  продвижения. Реализация этих "факторов удовлетворенности" формирует благоприятное отношение к работе.

Информация о работе Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе