Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть систему профессионального образования библиотекарей .
В соответствии с предметом и целью данной работы определены следующие задачи:
образование библиоткарей с начала возникновения профессии
система профессинально образование библиотекарей в настоящее время

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Образование библиоткарей с начала возникновения профессии ..….6
1.1 Зарождение профессии бибилиотекарь………………………………….….6
1.2.Образование библиотекарей в XVIII- XX веках..………………………..8
Глава 2: Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе……………………………….….12
2.1 Что значит быть библиотекарем сегодня………………………………..…12
2.2 Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов..16
Глава 3. Система профессинально образование библиотекарей в настоящее время………………………………………………………….………………….19
3.1 Профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе………………………………………………………………………….19
3.2 Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование……………………………………………………………………24
3.3 Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий………………………………27
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсова яработа по теме Система проф оба библиотекаря.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали  при их воспроизведении технических  устройств. Сейчас все чаще он работает с аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими средствами.

Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой  и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технологизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой.

Но внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных  технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций, как администратор баз данных, менеджер информационных систем; развитие WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлению WWW-страниц, библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям [17, с. 640].

С другой стороны, на изменение  библиотечной профессии влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление в  библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог, которых уже готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры, в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств и других высших учебных заведениях; библиотекарь по обслуживанию социально незащищенных групп населения, для детских библиотек - библиотекарь-педагог (подготовка ведется в МГУКИ). В этой связи большое внимание уделяется проблемам психологии восприятия текста, библиотерапии.

В последние годы библиотекарям  приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, что вызвало к жизни такие специальности, как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.

Библиотекарь сегодня  должен обосновывать необходимость  получения гранта, продумывать и  письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора [3, с. 48]. Многие библиотекари и администраторы осознают потребность в овладениями знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации библиотечной деятельности и библиотечного работника.

Нельзя не заметить, что  библиотека и библиотекари стали  более открыты обществу. Большое  внимание, которое сегодня библиотеки уделяют проведению социокультурных  мероприятий, связям с общественностью (в том числе, с властными структурами, СМИ, правовыми, социальными и другими учреждениями, населением), требует особой специальности, которую можно было бы назвать "менеджер библиотечных социокультурных программ", в ее рамках целесообразна специализация "менеджер выставочной деятельности".

Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от библиотекаря более высокой культуры, в том числе речевой, этической  культуры, знания этикета, слежения за своим имиджем. Не случайно в некоторых  учебных заведениях, в том числе  Московском государственном университете культуры и искусств, вводятся специальные курсы, дающие эти знания и навыки [4, с. 296].

Таким образом, для библиотечной деятельности сегодня характерны технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, возросший культурный уровень специалиста. Библиотечная деятельность усложняется, становится многогранной, оперирующей все большим числом объектов, связанной с широким кругом общественных явлений, зависимой от многочисленных факторов. Это определяет, с одной стороны, подготовку специалистов в области управления библиотекой (специализация "менеджер библиотечного дела" в МГУКИ уже существует) [15, с.96], с другой - необходимость экологического подхода к библиотеке и формирования экологической культуры библиотекаря (возможна в будущем потребность в специалистах по безопасности библиотеки, библиотечных экологах).

Очевидно, удовлетворение потребности библиотек в новых  специалистах будет осуществляться, как это было всегда, и путем  их подготовки в вузах культуры, и путем привлечения выпускников других учебных заведений. Но любой специалист современной библиотеки обязан владеть новыми информационными технологиями. Обратим в этой связи внимание на то, что библиотечный работник все более имеет дело не с документом, который ему в ходе работы приходится физически перемещать, а с виртуальной информацией, которая по желанию работника или пользователя появляется на экранах его компьютера и затем исчезает, когда становится не нужна.

Работая в информационных сетях, библиотекарь в своих возможностях приравнивается ко всем пользователям этих сетей [12, с.122-129]. Библиотекарь - не избранный, имеющий допуск к "святая святых" - к книге, а один из многих поставщиков и потребителей информации.

Информатизация –  один из главных векторов изменений в профессии библиотекаря. Не только поиск информации, но и социокультурные программы библиотек требуют современных информационных технологий. Все более становиться ясно, что библиотекарь – информационный специалист, его профессия – одна из ряда информационных профессий: архивист, музейный работник, издатель и др. Каждая из этих профессий предполагает выполнение информационной, образовательной и социокультурной роли, хотя и в разных пропорциях, и в зависимости от исторических, территориальных, социально-экономических и культурных факторов. Каждый из представителей этих профессий несет перед обществом высокую ответственность за добросовестное выполнение этих ролей, поскольку этого от него ожидает общество, обращающиеся к их услугам люди.

 

2.2 Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов.

Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального  мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям [17, с. 640].

Безусловно, главное при  построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная  политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально  меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором  каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие  многие страны мира демонстрируют новые  подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран [18, с. 44-47]. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран  мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих  информационных обществ. На сегодняшний  день в России есть государственные  и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние  годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются  ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного  общества, при постепенном решении  проблемы доступа населения к  информации, это приводит к возрастанию  возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к  личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

 

 

Глава 3. Профессиональная компетентность библиотекаря

3.1 Профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе

В условиях коренных преобразований, связанных с усилением в общественном развитии роли информации, знаний и  образования как условия обеспечения  устойчивого развития и стабильности новой цивилизации, происходит осознание мировым сообществом необходимости специальной подготовки индивида к продуктивной жизнедеятельности в принципиально иной информационно-образовательной среде общества, которое принято назвать информационным, а сегодня со всей определенностью «переходным к обществу знаний» [17, с. 640]. Образование считает приоритетной целью формирование людей с новым типом мышления, творческих, самостоятельных в принятии решений.

Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особо подчеркивается, что «…развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…» [15, с.96].

В новом обществе формируется  новый тип «опережающего образования» (образование в течение всей социально  активной жизни индивида), успешность осуществления которого во многом определяется способностью индивида добывать информацию, извлекать из нее знания, создавая на этой основе новое знание, то есть, продуктивно использовать не только «готовое» знание, но и сырье. Таким образом, успешность реализации непрерывного образования во многом определяется уровнем информационной культуры индивида.

В этих условиях особое значение приобретает организация информационного  образования, обеспечивающего повышение  информационной культуры в обществе вообще и отдельного индивида в частности.

В процесс информационного  образования должны быть включены образовательные  учреждения различного уровня, система  повышения квалификации специалистов, органы информации. Особое место среди  социальных институтов, причастных к  информационному образованию занимает библиотека, а ключевая роль отводится библиотекарям. Именно на них возлагается ответственность за повышение уровня информационной культуры личности. Реализация целостной концепции возможна при ориентации на технологический подход к процессу обучения основам информационной культуры различных категорий пользователей информации [12, с. 122-129].

Решение этой сложной  социальной задачи требует не только кардинально новых подходов к  деятельности библиотеки как социального  института, отвечающего за формирование информационной культуры личности, но и к деятельности организаторов информационного обучения, то есть библиотекарей. В практике отечественных библиотек накоплен интересный опыт, сложились определенные традиции. Однако, несмотря на определенные усилия, которые предпринимают библиотекари, состояние информационной подготовки, уровень информационной культуры личности остается не соответствующим требованиям времени. В условиях перехода к обществу знаний становится необходимой целенаправленная, осознанная, результативная организация деятельности библиотеки, а это, в свою очередь, невозможно без специально подготовленных кадров. Только специальная подготовка, включающая освоение будущим специалистом соответствующей предметной области, характеризующей феномен информационной культуры личности, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп обучаемых, профессиональное знание широкого спектра современных форм и методов обучения, новых педагогических технологий может обеспечить результативность деятельности на уровне современных требований.

Важнейшей составляющей профессиональной компетентности библиотекаря в сфере формирования информационной культуры являются специальные знания: история развития проблемы подготовки пользователей информации, ее конкретная историческая обусловленность, зарубежный и отечественный опыт формирования информационной культуры, современные концепции формирования информационной культуры личности критерии уровня информационной культуры определенных групп обучаемых

Информация о работе Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в информационном обществе