Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств [12]. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль. В процессе изобразительной деятельности, в том числе аппликации, создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………………..

3 стр.

ГЛАВА I Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………….……………...................
Исторический аспект эстетического воспитания детей. Сущность эстетического воспитания ……………………………………….………...
Значение развития эстетических чувств, задачи и этапы сенсорного развития …………………………….………………………
Особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическая характеристика детей этой категории………………………………………………………………


5 стр.

5 стр.

11 стр.


16 стр.

ГЛАВА II Развитие эстетических чувств дошкольников с ОНР средствами аппликации из бумаги………………….………………………
Средства развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР………………………….…………………………………..
Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста. Задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………….……………………
Содержание обучения детей дошкольного возраста с ОНР аппликации из бумаги……………………………………………………...



20 стр.

20 стр.


24 стр.

27 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………...
31 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………...

Файлы: 1 файл

Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое  отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется  плохой координацией движений, снижением  скорости и ловкости выполнения, неуверенности в выполнении дозированных движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [10].

Дети  с ОНР отстают от нормально  развивающихся сверстников в  воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается  недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Исследование неречевых  психических функций у детей  с ОНР выявили клинические  разнообразия проявления этого нарушения. В зависимости от этого Мастюкова Е.Н. выделяет три основных группы детей с ОНР[9].

У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант общего недоразвития речи. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы.

Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в  дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей с нерезко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу может привести к возникновению вторичных невротических и неврозоподобных расстройств. Отмечаемые малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса.

У детей второй группы, общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это – осложненный вариант ОНР. Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Указанные нарушения обычно сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети этой группы обычно испытывают выраженные затруднения  при обучении их пониманию количественных отношений, представлений о числе  и о натуральном ряде чисел. Катамнестическое изучение этих детей в процессе их обучения в речевой школе выявляет выраженные и стойкие затруднения в усвоении математики.

У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи. В дошкольном возрасте при моторной алалии отмечаются выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов.

Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах детей с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и педагогических воздействий в том числе и в специальных детских садах (группах) для детей с нарушениями речи.

В дошкольных учреждениях (группах) для детей с нарушениями  речи осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи. Правильное комплектование групп  для детей с ОНР обеспечивается соблюдением всех принципов отбора. В группу с общим недоразвитием речевого развития, зачисляются дети, имеющие различные формы речевой патологии.

Дети с первым уровнем  речевого развития зачисляются в  дошкольное учреждение с 3 лет на 3 – 4 года обучения. Дети со вторым уровнем развития зачисляются с 4 лет на 3 года обучения. Дети с третьим уровнем зачисляются в дошкольное учреждение с 4 – 5 лет на 2 года обучения.

 

 

 

 

ГЛАВА II

Развитие эстетических чувств детей дошкольного возраста средствами аппликации из бумаги

 

2.1. Средства развития  эстетических чувств у детей  дошкольного возраста с ОНР

 

Программа эстетического  воспитания направлена на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей  и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. 

Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности: в игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях.

Процесс эстетического  воспитания осуществляется при помощи многообразия средств.

Важность искусства  в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность  искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство». В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. «В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы». Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их, а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляют его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни». В процессе общения ребенка с явлениями искусства накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Существует несколько  видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

В детском саду самыми доступными и распространенными являются музыка, изобразительное и декоративное искусство, театр.

Большое место в детских  садах отводится знакомству с музыкой, музыкальному воспитанию. Музыка звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной  отзывчивости на нее, приобщение их к  разнообразным видам музыкальной  деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Восприятие музыки сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных  знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Во время знакомства с музыкой на занятиях, специально организованных музыкально-дидактических игр решаются следующих музыкально-сенсорные задачи:

  • развитие звуковысотности
  • развитие динамического слуха
  • развитие тембрового восприятия
  • формирование чувства ритма.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при  прослушивании музыки, пении, в танце, играх, помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространственными представлениями (выше—ниже, длиннее—короче) При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.

На занятиях изобразительной деятельностью детей знакомят с произведениями изобразительного искусства, с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор).

Изобразительная деятельность –  это  специфическое  образное  познание действительности. Однако, для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. В процессе этой деятельности происходит постепенное расширение запаса знаний и развитие эстетических чувств на основе представлений о разнообразии форм, пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Формирование представлений  о предметах требует усвоения знаний  об  их свойствах и качествах, форме, цвете,  величине,  положении  в  пространстве. Дети определяют  и  называют  эти  свойства,  сравнивают  предметы,  находят сходства и различия.

Детей знакомят с различными видами театра: теневым, пальчиковым, кукольным, воспитывают любовь к театру. У детей развивают умение разыгрывать сценки из знакомых сказок, учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

В системе по эстетическому  воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею, умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу.

В процессе наблюдения у  ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка – все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек.

В содержание эстетического  воспитания входит и формирование у  детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.).

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

Кроме того, универсальным  средством непрямого воздействия  на ребенка является предметная среда, развивающая эстетическое отношение  и чувства дошкольников. Известно, что социокультурное окружение и предметная среда – мощный обогащающий фактор детского развития. Л.С. Выготский писал: «…путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»[5].Ошибка! Закладка не определена.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка  в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием  и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, а также специально организованные зоны сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

 

2.2. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста. Задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста с ОНР

 

Аппликация (от латинского аррliсаtiо — накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага [1].

Разные народы нашей  многонациональной страны используют аппликацию для оформления национального  костюма, предметов быта, жилища. Аппликация из бумаги появилась в XVI веке и получила свое развитие в последующие столетия. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.

Информация о работе Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР