Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств [12]. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль. В процессе изобразительной деятельности, в том числе аппликации, создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………………..

3 стр.

ГЛАВА I Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………….……………...................
Исторический аспект эстетического воспитания детей. Сущность эстетического воспитания ……………………………………….………...
Значение развития эстетических чувств, задачи и этапы сенсорного развития …………………………….………………………
Особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическая характеристика детей этой категории………………………………………………………………


5 стр.

5 стр.

11 стр.


16 стр.

ГЛАВА II Развитие эстетических чувств дошкольников с ОНР средствами аппликации из бумаги………………….………………………
Средства развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР………………………….…………………………………..
Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста. Задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………….……………………
Содержание обучения детей дошкольного возраста с ОНР аппликации из бумаги……………………………………………………...



20 стр.

20 стр.


24 стр.

27 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………...
31 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………...

Файлы: 1 файл

Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

К первой группе относятся  задачи, направленные на ознакомление с «эталонной системой» качеств  и признаков: развитие восприятия, эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости на прекрасное или безобразное, комическое или трагическое.

Вторая группа задач  направлена на приобщение детей к  активной эстетической художественной деятельности: формирование умений и навыков в исполнительской деятельности; формирование способности восприятия и самостоятельного применения различных средств выразительности того или иного вида искусства (в изобразительном искусстве – цвет, форма, пространство, линия; в музыке – высота, сила, тембр звука), воспитание у детей потребности в созидании прекрасного, внесении его в быт, природу, собственное «Я», отношения с другими людьми.

К третьей группе задач  относится развитие общих и специальных  художественно-творческих способностей. Общие способности – это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение. Специальные способности – это способности, развивающие в процессе усвоения специфичных для конкретного вида искусства способов деятельности – восприятия, исполнительства, творчества. Например, в изобразительном искусстве – это творческое воображение, легкость и полнота восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, эмоциональная чувствительность, специальная умелость руки [5].

Указанные задачи эстетического  воспитания детей взаимно обусловлены  и тесно переплетаются между  собой. На основе задач разрабатываются  содержание, формы и методы эстетического  воспитания.

 

 

    1. Значение развития эстетических чувств, задачи и этапы сенсорного развития

 

Психологический механизм восприятия эстетического объекта  представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные  структуры личности, выражающиеся в  потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.

Сенсорный аппарат организма - это  «входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом [4].

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может, и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности.

«Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины» [15].

Именно поэтому, одной из основных задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста является развитие восприятия, эстетических чувств ребенка – его сенсорное развитие. Для ребенка дошкольного возраста характерно чувственное познание окружающего мира, в основе которого лежат процессы ощущения и восприятия. Именно дошкольный период детства является сензитивным для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем [4]. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольного образования (Ф.Фребель, М.Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тизеева, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Д.Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считают, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее [23].

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что  оно:

- является основой  для интеллектуального развития 

- упорядочивает хаотичные  представления ребенка, полученные  при взаимодействии с внешним  миром; 

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной  жизни; 

- позитивно влияет  на эстетическое чувство; 

- является основой  для развития воображения; 

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность  овладеть новыми способами предметно-познавательной  деятельности;

- обеспечивает усвоение  сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение  навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение  словарного запаса ребенка; 

- влияет на развитие  зрительной, слуховой, моторной, образной  и др. видов памяти.

В повседневной жизни  ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства – картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Содержание и методы сенсорного воспитания в отечественной  педагогике опираются на ряд положений  о сущности восприятия и его развитии у детей [19].

Первое положение. Ощущения и восприятия рассматриваются не как пассивные процессы зеркального отражения предметов и явлений окружающей действительности, а как особые действия анализаторов, направленные на обследование этих предметов и явлений, их особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительные путь овладения ребенком сенсорными действиями [21].

Второе положение. В свете культурно-исторической концепции Л.В. Выготского развитие восприятия у ребенка есть процесс усвоения социального сенсорного опыта, формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей [6].

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

В дошкольном детстве  выделяются следующие задачи сенсорного воспитания:

    1. Формирование перцептивных (обследовательских) способностей;
    2. Формирование системы сенсорных эталонов;
    3. Формирование умений самостоятельно применять перцептиные действия и сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

В каждом возрасте эти задачи конкретизируются.

В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точное различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв [2].

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Согласно современной  теории развития эстетических чувств – сенсорного воспитания, его содержание для детей дошкольного возраста предусматривает накопление ими  широкого сенсорного опыта а процессе познания многообразных сенсорных характеристик окружающего мира (сенсорных эталонов, перцептивных действий)

Вовлечение ребенка  в различные виды деятельности является одним из условий сенсорного воспитания. Именно в условиях содержательной результативной деятельности возможно организовать восприятие свойств предметов, их особенностей, формировать представления о них.

Следующим условием сенсорного воспитания является обучение, которое  представлено рядом этапов [20].

На первом этапе взрослый привлекает ребенка к тому сенсорному признак, который должен быть освоен. Для этого он предлагает ребенку создать какой-либо продукт, который должен быть похож или на образец, или удовлетворять определенным требованиям (например, ворота определенной высоты для машины). Не имея навыков обследования образца, дети на этом этапе допускают ошибки. Эту ситуацию неудачи использует взрослый. Он помогает ребенку увидеть, осознать то свойство, которое необходимо учесть для достижения цели.

На втором этапе взрослый обучает ребенка перцептивным действиям. Параллельно с обследовательскими действиями идет накопление представлений о сенсорных признаках предметов и явлений.

Воспитатель показывает и называет само перцептивное действии и то чувственное впечатление, которое ребенок получил в результате обследования (например, для знакомства ребенка с таким свойством, как мягкость, предлагается смять предмет. Затем называется слово-качество – мягкий). При этом целесообразно использовать прием сравнения (предложить смять твердый предмет и ответить, мягкий ли он).

Целью третьего этапа  является формирование представлений  об эталонах. Для этого у ребенка  должно быть сформировано умение группировать предметы по тому или иному признаку (собрать все круглые предметы, разместить красные цветы в красную вазу, синие – в синюю и т.п.). Постепенно детей учат применять усвоенные ими эталоны качеств для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном, замечая сходство и отличие. В процессе этой работы к концу дошкольного возраста дети начинают осваивать систему эталонов (цвета, формы, величины, времени, звуков и т.п.).

На четвертом этапе  важно создавать такие условия  для самостоятельного применения знаний, освоенных детьми в процессе какого-либо вида деятельности (подери бумагу для лодочки, сделай коробочку под рассаду, сшей мишке теплое одеяло и т.п.).

 

 

1.3. Особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическая характеристика детей этой категории

 

 

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Причиной могут быть различные  неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются временем наступления и степенью выраженности дефекта, в данном случае мозговое поражение [6].

Неполноценная речевая  деятельность накладывает отпечаток  на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, аффективно волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей понижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей пониженная активность припоминания, может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности, связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития.

Связь между речевыми нарушениями  и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности  мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно логического мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением[17].

Информация о работе Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР