Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств [12]. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль. В процессе изобразительной деятельности, в том числе аппликации, создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………………..

3 стр.

ГЛАВА I Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………….……………...................
Исторический аспект эстетического воспитания детей. Сущность эстетического воспитания ……………………………………….………...
Значение развития эстетических чувств, задачи и этапы сенсорного развития …………………………….………………………
Особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическая характеристика детей этой категории………………………………………………………………


5 стр.

5 стр.

11 стр.


16 стр.

ГЛАВА II Развитие эстетических чувств дошкольников с ОНР средствами аппликации из бумаги………………….………………………
Средства развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР………………………….…………………………………..
Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста. Задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………….……………………
Содержание обучения детей дошкольного возраста с ОНР аппликации из бумаги……………………………………………………...



20 стр.

20 стр.


24 стр.

27 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………...
31 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………...

Файлы: 1 файл

Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………………..

 

3 стр.

 

ГЛАВА I  Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………….……………...................

    1. Исторический аспект эстетического воспитания детей. Сущность эстетического воспитания ……………………………………….………...
    2. Значение развития эстетических чувств, задачи и этапы сенсорного развития …………………………….………………………
    3. Особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическая характеристика детей этой категории………………………………………………………………

 

 

5 стр.

 

5 стр.

 

11 стр.

 

 

16 стр.

 

ГЛАВА II  Развитие эстетических чувств дошкольников с ОНР средствами аппликации из бумаги………………….………………………

  1. Средства развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР………………………….…………………………………..
  2. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста. Задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………….……………………
  3. Содержание обучения детей дошкольного возраста с ОНР аппликации из бумаги……………………………………………………...

           

 

 

20 стр.

 

20 стр.

 

 

24 стр.

 

27 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………...

31 стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………...

33 стр.  


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек утверждается в  предметном мире не только посредством  мышления, а через посредство всех чувств [12]. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль.  В процессе изобразительной деятельности, в том числе аппликации, создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства, что является особенно актуальным при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Таким образом, целью нашего исследования является изучение влияния аппликации на эстетические чувства детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. 

Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста с ОНР.

Предметом исследования является аппликация, как средство развития эстетических чувств детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить историю вопроса и его современное состояние.
  2. Исследовать значение развития эстетических чувств, задачи и этапы сенсорного развития
  3. Рассмотреть особенности психического развития детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
  4. Рассмотреть средства развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР.
  5. Изучить задачи обучения детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, аппликации из бумаги.
  6. Изучить содержание обучения детей дошкольного возраста с ОНР аппликации из бумаги.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи

 

    1. Исторический аспект эстетического воспитания детей. Сущность эстетического воспитания

 

Идеи эстетического  воспитания зародились еще в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [31]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического  воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.

В литературе имеется множество  различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств  эстетического воспитания.

Советская педагогика определяла эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [5].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [13].

Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты» [16]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [16].

Рассматривая множество определений  понятия эстетическое воспитания, выделим основные его положения.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

Во-вторых, это формирование способности  воспринимать и видеть красоту в  искусстве и жизни, оценивать  ее.

В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических чувств, вкусов и идеалов личности.

И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Разные подходы к  пониманию сущности эстетического  воспитания обуславливают и различные  подходы к его целям.

Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [31]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В активизации «способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [31].

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [11]. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" [28]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Чрезвычайно важным в  эстетическом воспитании является решение  познавательных, общеобразовательных  задач, а также развитие потребности  и способности участвовать в  создании прекрасного в жизни, в художественном творчестве и в человеческих отношениях [6].

Любая цель не может рассматриваться  без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям [14]. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у  каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» [7].

Для современной теории эстетического  воспитания дошкольников характерны 2 тенденции:

I – интеграция наук, которая позволяет рассматривать теорию эстетического воспитания ребенка-дошкольника с различных сторон. Данная тенденция проявилась в развитии смежных наук – эстетики, детской психологии, общей педагогики, которые являются теоретической основой эстетического воспитания;

II – дифференциация исследований, направленная на изучение проблем развития у детей эстетических вкусов и художественных способностей. Данная тенденция проявилась в последовательной и углубленной разработке актуальных, но более частных вопросов эстетического воспитания.

Соответственно, в теории эстетического  воспитания детей дошкольного возраста можно отметить 2 основных направлений  научной работы:

I – осуществление системного подхода к общему комплексу вопросов эстетического воспитания;

II – решение отдельных, более частных, но весьма существенных проблем, решение которых дает возможность вновь возвращаться к первому направлению, но уже на ином уровне.

Значение первого направления  заключается в том, что дается общая характеристика эстетического воспитания, определяется его программность, изучается характер взаимосвязи между эстетическим воспитанием и развитием ребенка [31]. Решается дидактическая проблема формирования художественных способностей.

Значение второго направления  в том, что авторы исследований стремятся изучить своеобразие ведущих проблем художественной деятельности детей: восприятия, исполнительства, творчества.

В ходе эстетического  воспитания решаются задачи, направленные на формирование эстетической культуры, а именно:

    1. на развитие эстетического сознания, эстетических чувств;
    2. на освоение эстетической деятельности;
    3. на развитие эстетических, художественных способностей.

Информация о работе Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР