Анализ проведения уроков с применением наглядных пособий и технических средств обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей активизации школьников в процессе обучения. Анализ технических средств обучения. Объект исследования - влияние комплексного использования различных наглядных пособий в процессе обучения. Задачи:
1. Рассмотреть, изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении.
2. Рассмотреть виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения.
3.Рассмотреть виды технических и программных средств обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Наглядные средства обучения

1.1. Виды технических средств обучения ……………………………………5
1.2. Принцип наглядности в процессе обучения………………………….….9
1.3. Виды наглядных пособий………………………………………………....11

Глава 2. Технические средства обучения

2.1 Анализ технических средств обучения…………………………………....17
2.2 Анализ проведения уроков с применением наглядных пособий………...21

Заключение………………………………………………………………………23

Библиографический список ………………………………………………........25

Файлы: 1 файл

методы педагогических исследований 2 курсовая.docx

— 48.84 Кб (Скачать файл)

 



Оглавление

 

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Наглядные средства обучения

 

1.1. Виды технических средств обучения ……………………………………5

1.2. Принцип наглядности в процессе обучения………………………….….9

1.3. Виды наглядных пособий………………………………………………....11

 

Глава 2. Технические средства обучения

 

2.1 Анализ технических  средств обучения…………………………………....17

2.2 Анализ проведения уроков с применением наглядных пособий………...21

 

Заключение………………………………………………………………………23

 

Библиографический список ………………………………………………........25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном обучении, наглядные  пособия и технические средства обучения играют большую роль. Этот вид обучения является на сегодняшний момент становится все популярнее. Даже невозможно представить себе педагога, который в целостном педагогическом процессе не будет использовать ни наглядные, ни словесные, ни технические средства обучения в индивидуальном или совокупном приеме.

Традиционные методы обучения па практике используются с применением всех существующих на сегодняшний момент технических средств обучения. Но так называемые традиционные методы обучения в сочетании с новыми техническими средствами обучения позволяют  более ярко, точно и с интересом  объяснить новый материал, преподносить предметы, в общем их виде и в  разделе на составные части в более понятной, форме.

Предмет исследования: процесс применения наглядных пособий и технических средств обучения в школе.

Цель исследования - теоретическое  обоснование и разработка путей  активизации школьников в процессе обучения. Анализ технических средств обучения.

 Объект исследования - влияние комплексного использования  различных наглядных пособий  в процессе обучения.

Задачи:

1. Рассмотреть, изучить  и обобщить теоретические материалы  по проблеме исследования, научно-методические  статьи об учебном оборудовании  и наглядных пособиях, используемых  при обучении.

2. Рассмотреть виды наглядных  пособий, обеспечивающих эффективность  процесса обучения.

3.Рассмотреть виды технических  и программных средств обучения.

 

Для решения поставленных задач  использованы следующие методы:

  • изучение и анализ литературных источников;

-изучение наглядных пособий  и технических средств обучения. 
Глава 1. Наглядные средства обучения

1.1.Виды технических средств обучения

 

Активное применение технических  средств обучения - это не привилегия отдельных учителей ТСО становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.

Самого пристального внимания требуют вопросы организации  учебного процесса, его интенсификация, заключающаяся в том, чтобы при  наименьших затратах времени давать необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения.

В улучшении организации  учебной работы и повышения ее качества большую помощь педагогам  могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные  средства обучения. К техническим  средствам обучения относится как  сама аппаратура (диапроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так  и специально созданные дидактические  материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства.

Также к современным ТСО  можно отнести интерактивную  доску.

-интерактивные доски

Интерактивная доска (ИД) - это  устройство, позволяющее лектору  или докладчику объединить два различных  инструмента: экран для отображения  информации и обычную маркерную  доску.

Перед началом работы ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение от любого источника  (компьютерного или видео сигнала), с которым Вы теперь можете работать прямо на поверхности доски.

Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как  на обычной доске, в реальном времени  наносить на проецируемое изображение  пометки, вносить любые изменения  и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу  или электронной почте.

Запись на интерактивной  доске ведется специальным электронным  пером или даже пальцем. Докладчик, взяв в руки специальный маркер, может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или  корректировать их, вносить исправления  в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения, и транслируют в  соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.

Доска снабжена лотком с  тремя маркерами разного цвета  и ластиком. Докладчик может заранее  задать цвета маркеров, которые он будет использовать во время выступления - тогда ИД автоматически реагирует, что из лотка взят, например, зеленый  маркер или ластик. Интерактивные  доски могут быть прямой и обратной проекции.

При прямой проекции проектор светит снаружи, со стороны преподавателя.

В досках обратной проекции проектор расположен за просветным интерактивным  экраном в специальном корпусе.

Применение интерактивных  электронных досок Promethean LTD предоставляет  Вам такие решения, которые помогут  участникам полностью раскрыть свой потенциал. Интерактивная доска ACTIVboard с мощным программным обеспечением и системами ответа выводят на новый уровень подачи материала и взаимодействия в процессе проведения конференции (презентации) или учебного занятия.

В настоящее время, видимо, следует ввести понятие “информационно-образовательной  среды” обучения, каковой, например, являются информационные ресурсы Интернет. Вряд ли Интернет можно назвать средством  обучения. Это именно информационно-образовательная  среда в определенной своей части, в которой ученик, учитель могут  найти необходимую для себя и  полезную для целей образования  информацию, а также, пользуясь услугами Интернет, решать дидактические задачи. В такой среде используются самые  разнообразные средства: вербальные, визуальные, мультимедийные. И хотя сам Интернет к средствам массовой информации пока не относится, однако, его информационные ресурсы эти  самые средства включают (например, электронные газеты, журналы, даже фильмы, произведения искусства, пр.). К информационно-образовательной  среде можно отнести, помимо Интернета, и средства массовой информации, в  том числе электронные (телевидение, радио).

Таким образом, мы определились с понятийным аппаратом, используемым в данном учебном пособии: к средствам  обучения как к самостоятельной  категории дидактики мы относим  материальные средства, носители учебной  информации, предназначенные для  достижения целей образования. К  информационно-образовательной среде  мы относим информационные ресурсы  Интернет, средства массовой информации, содержащие полезную для целей обучения информацию. Комплексное использование  ТСО всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.

В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные  методы преподавания и обучения, разумно  привлекать технические средства обучения. Повышение эффективности обучения во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов, дидактических игр и компьютерных технологий.

Процесс информатизации современного общества требует от каждого человека умения пользоваться персональным компьютером (ПК).

Если использовать компьютерные технологий обучения (КТО) , то

– активизируется процесс  обучения;

– формируются навыки работы с компьютером;

– формируются умения использовать информационные технологии в повседневной жизни;

– формируется умение использовать информационные ресурсы человечества;

– экономия времени урока;

– возможность увеличения объема нового материала на уроке  и сокращение времени на его объяснение;

– сокращается время  на подготовку к уроку;

– создается возможность  выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования.

Компьютерные технологии, в частности презентации, как  наглядные пособия, помогают учителю  излагать учебный материал, развивают  навыки наблюдения и анализ формы  предметов, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес  к предмету.

Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых  условий их применения могут оказывать  существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

 

 

 

 

1.2.Принцип наглядности в процессе обучения

 

Чувственное восприятие играет большую роль в обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное  мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его  результаты.

Применяются следующие виды наглядных пособий: показ изделий  и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

Средства наглядности  используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности школьников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и школьников.

Необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности  на занятии может дать и отрицательный  эффект.

Общепринятой классификации, приводящей все виды средств наглядности  в систему, отвечающую требованиям, предъявляемым преподавателю, работающему  с ней, пока нет. Преподавателям приходится самостоятельно разрабатывать комплексы средств обучения, в том числе средства наглядности на занятии, оптимизацию их сочетания с другими средствами обучения.

У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область  использования в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных  образцов, как их реальность, способствует формированию у школьников правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению.

Преподаватель предъявляет  средства наглядности школьникам на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.

Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и  техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова  и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности школьников к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Виды наглядных пособий

 

Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных  реальных предметов; показ изделий  и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

Проекционные  экраны.

Для качественного воспроизведения  изображений при проецировании  необходимо использовать соответствующие  экраны. Классифицировать экраны можно  по типу конструкций (напольные, настенные, передвижные, складные) и по качеству покрытия, от чего зависит возможность  использования экранов с тем  или иным видом проекционного  оборудования.

Напольные экраны устанавливаются  на складных подставках и транспортируются в виде тубуса. Настенные экраны обычно имеют рулонную конструкцию  и управляются вручную или  электроприводом. Диапазон размеров экранов  от 125х125 см до 300х300 см и более.

Активный Экран (ACTIVboard) –  интерактивная доска с диагональю 1,25м, 1,62м, 1,99м или 2,46м. Работает совместно  с персональным компьютером и  проектором данных. Функции программного обеспечения Активстудио позволяют  подготовить электронный конспект и представить его аудитории  наиболее эффективно. Электронный карандаш позволяет управлять компьютером  через Активный Экран и делать аннотации в любом приложении Windows и на страницах электронного конспекта. Панель с инфракрасным портом позволяет работать с Активным Экраном  из любого места в аудитории.

Информация о работе Анализ проведения уроков с применением наглядных пособий и технических средств обучения