Использование наглядных пособий на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 18:27, доклад

Описание работы

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Файлы: 1 файл

Использование наглядных пособий на уроках технологии.docx

— 22.44 Кб (Скачать файл)

Использование наглядных пособий на уроках технологии

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

1.    Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

2.   Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. 

Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.

Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу).

Прямое изучение действительности, то есть изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на уроке темы.

Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить.

С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядности.

Предметная наглядность в технологии предполагает непосредственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п.

Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео - и кинофильмов.

Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.

Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению из процесса обучения слова (устного или письменного). В правильном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.         

 Демонстрация (показ) способна  сформировать у учащихся точный  и конкретный образец трудовых  действий, которому они будут  подражать, сверять с ним свои  действия. Эффективность демонстрации  во многом зависит от правильной  методики показа.         

 Исследования последних лет  показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что  одновременно видели и слышали. Использование наглядных средств при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми, пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования.           

 На каждом уроке необходимо  наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных  узлов со скрытыми конструктивными  особенностями, схем, чертежей, эскизов, инструкционных карт, технологических  карт.          

 Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность  восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными  особенностями, а с другой стороны  – позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные  особенности и выявить конструкторско-технологические  проблемы, организовать поиск возможных  путей решения выявленных проблем.          

 При преподавании технологии  особенно значимо использование  наглядных средств обучения. Учитель  застрахован от многих методологических  ошибок, если перед учащимися  стоит зрительно воспринимаемый  объект. Тогда объяснение, используемые  при этом термины не входят  в противоречие со сложным  образом, как это часто случается, если словесно пытаются передать объект, недоступный наблюдению. Самое важное в выработанной учителем привычке к показу то, что учащиеся получают реальные представления о неизвестном и сложном - это не может не оказать положительного влияния на процесс обучения. Ученые-педагоги подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательной работы, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содействуют росту их эффективности.          

 Дидактические средства дают материал в форме впечатлений и наблюдений, на который опираются косвенное познание, мыслительная деятельность, а также разного вида учебно-практическая деятельность.          

 Дидактическими средствами  являются как все предметы  реальной деятельности человека, так и их модельные, словесные, образные или символические заменители, которыми учитель воздействует  на зрение, слух, осязание и т.д. учащихся.          

 Особенно стоит отметить обстоятельство, что у учителя технологии есть возможность представлять объекты в увеличенном или уменьшенном видах, в разрезе или в составе сборной конструкции. Наглядные средства помогают уяснить ход производства, его стадии (технологические карты) и многое другое.          

 Учителю технологии приходится (это обязательный элемент правильно  организованного урока) показывать  школьникам либо эталонное изделие (объект труда), либо технологическую  карту последовательности его  изготовления. С дидактической точки  зрения лучше всего такие средства  обучения воспринимаются не в  общем (окончательном) виде, а в динамике, с последовательным отображением  этапов обработки.          

 В частности, учитель должен  стремиться при ознакомлении  школьников с орудиями труда (а  это часто делается на уроках  технологии) одновременно демонстрировать  их устройство и действие. Дидактический  эффект при таком сочетании  значительно повышается.           

 Виды наглядности по линии  возрастания их абстрактности  можно, согласно концепции Т.А. Ильиной, подразделить на:

  • естественную наглядность (предметы объективной реальности);
  • экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
  • объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
  • изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
  • звуковую наглядность (магнитофон);
  • символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
  • внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

 

           Однако использование наглядности  должно быть в той мере, в  какой она способствует формированию  знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами  должны вести к очередной ступени  развития, стимулировать переход  от конкретно-образного и наглядно-действенного  мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Требования к использованию наглядных пособий. Наглядность должна отвечать возрасту, психофизическим особенностям учеников Наглядность должна использоваться в меру, постепенно и только в определенный момент урока Необходимо четко выделять главное при показе иллюстраций Детально продумывать руководство восприятием учениками пособий (сопутствующие пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала Привлекать самих учеников к нахождению и к анализу необходимой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве Необходимо рационально соединять разные формы и методы изложения учебного материала и работы учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

 

С точки зрения санитарно-гигиенических требований и требований к оформлению к наглядным пособиям можно выделить следующие: 
1. Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм. 
2. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков. 
3. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3. 
4. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков. 
5. Не допускается применять: 
- для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски; 
- для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне; 
- цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма; 
- для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне; 
- для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок. 
6. В пособиях для 1 - 4 классов междусловный пробел должен быть не менее кегля шрифта текста; для 5 - 11 классов - не менее половины кегля шрифта текста. 
7. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: 
- непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; 
- затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; 
- деформация блока или переплетной крышки. 
В пособии всё должно быть на "отлично" от иллюстраций до практических заданий. Нельзя допускать ни грамматических ни смысловых ошибок в учебнике. Содержание учебного материала должно очень хорошо делиться на необходимый материал и второстепенный. 
Наглядное пособие не должно содержать ошибок. Должна быть последовательность в изложении учебного материала. Материал пособия должен соответствовать программному материалу.

 

Самым важным критерием для наглядного пособия начальных классов является его внешняя привлекательность: это иллюстрирование, красочность. Так же не мало важна доступность материала и системность его расположения. Задания должны носить разноуровневый характер (задания отвечающие стандартам затем задания повышенного уровня и задания творческого характера). 
На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья. При отсутствии сведений о полиграфических материалах следует проводить санитарно-химические исследования на наличие формальдегида. Количество формальдегида, мигрирующего в модельный раствор (дистиллированная вода), не должно превышать 0,1 мг/л. Не допускается применение газетной бумаги, кроме изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т. п.

 

  • Учебно-техническая документация (УТД)
    • инструкционно-технологические карты:
    • образцы простых чертежей
    • образцы эскизов

 


Информация о работе Использование наглядных пособий на уроках технологии