Анализ педагогического труда Я. А. Коменского «Великая дидактика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:53, реферат

Описание работы

Главная педагогическая работа Коменского - «Великая дидактика» - была начата им еще на родине и завершена в Лешно, уже в изгнании. Он многократно переводился на русский язык (впервые - в 60-е годы прошлого века). Дидактика теория воспитания и педагогическая психология впервые в истории педагогической мысли нашли в «Великой дидактике» свой предмет и составили особую науку. Эта наука представлена здесь целостно: выделены цели, задачи, содержание, факторы и предпосылки, методы и организационные формы обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Анализ произведения………………………………………………..4
Заключение…………………………………………………………...12
Цитаты из произведения…………………………………………….13
Список литературы..........................................................................14

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.52 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

 

Направление Специальное дефектологическое образование Профиль «Дошкольная дефектология»

 

 

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Анализ педагогического труда Я. А. Коменского «Великая дидактика»

 

 

 

                                                                               

 

                                                                                Выполнила: Данилова Е. Ю.

                                                                                студентка  СОДД 21-14

                                                                                Проверила: Сандалова Н. Н.

 

 

                                                       Уфа 2015

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………3

Анализ произведения………………………………………………..4

Заключение…………………………………………………………...12

Цитаты из произведения…………………………………………….13

Список литературы..........................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение

     Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали вечную славу и любовь. В своем реферате я раскрыла дидактические принципы крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского.

    Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановления всеобщего мира на земле.

    Большая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский создал педагогическое обучение, и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

 

 

 

 

 

  Анализ произведения Я. А. Коменского «Великая дидактика»

       Главная педагогическая работа Коменского - «Великая дидактика» - была начата им еще на родине и завершена в Лешно, уже в изгнании. Он многократно переводился на русский язык (впервые - в 60-е годы прошлого века). Дидактика теория воспитания и педагогическая психология впервые в истории педагогической мысли нашли в «Великой дидактике» свой предмет и составили особую науку. Эта наука представлена здесь целостно: выделены цели, задачи, содержание, факторы и предпосылки, методы и организационные формы обучения.

    Метод обучения, который предлагал Коменский, в полную противоположность методам схоластической школы, не отвлекал детей от занятий, а должен был поднимать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки "без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя ». Это положение Коменского, конечно, не следует понимать буквально: он предусматривал для учащихся систематическую учебную работу в классе и выполнение ими домашних заданий. Однако при этом работа, выполняемая школьниками, должна была соответствовать уровню их развития, способностям и интересам, направленным на познание окружающего мира. Коменский считал, что если содержание и методы обучения соответствуют детским возможностям, их любознательности, то и вся учебная работа воспринимается детьми радостно, с искренним удовольствием.

    И тогда Коменский создал новую идейное оружие - Пансофия, которая предназначалась для уничтожения зла и установления добра на земле. Он видел свое призвание в возвращении мира изуродованным междоусобицами народам, в установлении на земле рай, в приближении «тысячелетнего царства» истины, справедливости, добра, радости и красоты.

Коменский веровал в распространение знаний как панацеи от ужасов усобиц: мир спасется мудростью. Пансофия (всемудрие, всезнание) должна стать достоянием всех.

Пансофия предполагает, чтобы ум не служил злу, а школа, отделяя знания от ума, одновременно разводила ум и интересы, потребности, интенции, стремления. Она не учила главному - любить добро и ненавидеть зло, наслаждаться познанием истины и служить ей.

Для пансофии необходим был легкий, простой, надежный метод обучения, метод, который бы дал стопроцентную гарантию успеха. Никакой пансофии не будет, если не учить целостному, внутренне упорядоченном и системно связанном знанию о мире в целом, о Космосе. Следовательно, нужно открыть способ изучать все всем и всесторонне.

Вот почему появилась «Великая дидактика». «Универсальное искусство изучать все всем короткое, приятное, основательно и с гарантией успеха» не могла изобрести человека, воплощая в себе не такой демократический и революционный дух.

В «Великой дидактике» Коменский не только систематизировал педагогику, но и впервые решил ряд вопросов, которые были предметом бывших возрастных споров, он впервые поставил ряд самых важных задач.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности

2) принцип наглядности

3) принцип постепенности и систематичности  знаний

4) принцип упражнений и прочного  овладения знаниями и навыками.

 

А) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.

Коменский показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений. «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную у авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

Основным свойством сознательного знания Коменский также считает не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чем бы ты его не изучал, покажешь ему, какую это принесет повседневную пользу в общежитии».

А так же как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учитель, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью». С ней связаны:

1) беглость от работы и уклонение  от работ, задаваемых;

2) вялое, холодное, поверхностное и  безразлично выполнения их;

3) медлительность и прекращение уже начатых работ.

Лень учиться у учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они не думают, как бы приобрести самим образование, и еще менее того не принимают на себя труд, необходимую для достижения такого образования ». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.

Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает самой важной задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять».

Б) Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения предполагает усвоение знаний путем наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

     Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить  учащимся истинное и прочное  знание вещей вообще, нужно обучать  всему через личное наблюдение  и чувственное доказательство».

2) «Поэтому школы должны оказывать всё собственным ощущениям, учиться так, чтобы они сами видели, слышали, чувствовали, нюхали, пробовали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций ... »

3) Так, что нужно знать о вещах, должно «выкладываться с помощью  самих вещей, т.е. имеет, насколько  возможно, выставляться для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п., самыми вещами, или заменяться их изображениями».

4) «Кто сам однажды внимательно  наблюдал анатомию человеческого  тела, тот поймет и запомнит  все вернее, чем, если он прочтет объяснения, и не видел всего этого человеческими глазами».

Отсюда видно, что Коменский «наглядность» считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное  наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели  и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета  или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: «Пусть будет для обучения золотым правилом: «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусу, доступен ощупь - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами ».

В) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированными знаниями в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов:

 - каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки, с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его;

 - как установить связь между новым и уже изученным материалом;

- которые связки и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Какой смысл вкладывает Коменский в свое основное положение - «Обучение должно вестись последовательно»

Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний ученика и «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до конца».

Четвертое требование - «подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи ».

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований:

Занятия должны быть распределены так, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

«Все занятия должны быть распределены так, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

Учение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более близкого к более отдаленного» и т.д.

«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями образование ума ведет к своим целям подобно машинам с собственным движением ».

Информация о работе Анализ педагогического труда Я. А. Коменского «Великая дидактика»