Анализ педагогического труда Я. А. Коменского «Великая дидактика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:53, реферат

Описание работы

Главная педагогическая работа Коменского - «Великая дидактика» - была начата им еще на родине и завершена в Лешно, уже в изгнании. Он многократно переводился на русский язык (впервые - в 60-е годы прошлого века). Дидактика теория воспитания и педагогическая психология впервые в истории педагогической мысли нашли в «Великой дидактике» свой предмет и составили особую науку. Эта наука представлена здесь целостно: выделены цели, задачи, содержание, факторы и предпосылки, методы и организационные формы обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Анализ произведения………………………………………………..4
Заключение…………………………………………………………...12
Цитаты из произведения…………………………………………….13
Список литературы..........................................................................14

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.52 Кб (Скачать файл)

Г) Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются упражнения, систематически проводятся, и повторения.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности обучения. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».

В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во всех упражнениях».

«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно».

На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить:

«встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое ... »

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников».

«II. Преподаватель убедится в том, что все высказанное им правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность немедленно исправить ошибки».

«III. Когда много раз повторяется одно и тоже, то наиболее отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с другими ».

«IV. Благодаря этому, столько раз проведенному повторению, все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при длинном домашнем корпении над ним ».

«V. Когда таким образом ученик постоянно будет предполагать, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с воодушевлениям говорить о любом высоком предмете перед собранием людей.

 

 

 

 

 

Заключение

   Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, были лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинул много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся , продолжительность учебного дня и т.д.). Его рекомендации по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Цитаты из произведения «Великая дидактика»

1. Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни. 
3. Без примера ничему не выучишься.  
4. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле. 
5. Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. 
6. Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными. 
7. Книги — это инструмент насаждения мудрости. 
8. Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. 
9. Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. 
10. Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально. 
11.Мудрое распределение времени есть основа для деятельности. 
12. Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями. 
13.Тот, кто мало знает, малому может и учить. 
14. Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. 
16. Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее. 

 

 

 

 

 

    Список используемой литературы:

 

 Коменский Я. А. «Великая  дидактика» 1955 год

 

 


Информация о работе Анализ педагогического труда Я. А. Коменского «Великая дидактика»