Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы направления этой политики. Среди них - «Декларация прав ребенка». Основной ее тезис - «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация призывала родителей, неправительственные организации, местные власти, правительства, общественность стран стремиться обеспечить детям такие условия, которые позволяют им развиваться здоровыми людьми, свободными от любых форм насилия, с чувством собственного достоинства.
По материалам ЮНЕСКО, полученным при проведении обследования во многих регионах мира, был сделан вывод о том, что все страны оказались вовлеченными в процесс осмысления своих систем образования. Они пришли к заключению, что образование должно быть созвучно современным условиям.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
1.1. О российских программах дошкольного образования
1.2. Переход к вариантности программного
обеспечения работы дошкольных учреждений
1.3.Обновление дошкольного образования
1.4. Современные технологии обучения и воспитания детей
Глава II. Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании
2.1 Альтернатива ДОУ в Пермском крае
2.2 Преимущества альтернативных форм
воспитания и обучения в дошкольном образовании
2.3 Актуализация внедрения альтернативных форм обучения в дошкольном образовании города Кунгур Пермского края
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.rtf

— 791.98 Кб (Скачать файл)

- развивающий (для детей от 3 до 5 лет);

- мини-центры для детей с ограниченными возможностями в возрасте от рождения до 7 (8 лет);

- мини-центр вечернего пребывания, выходного и праздничного дня (для детей в возрасте от 1 года до 7 лет);

- дошкольные мини-центры на дому.

В городе Кунгур функционируют в основном развивающие дошкольные мини-центры при общеобразовательных школах:

В пяти образовательных школах функционируют 5развивающих мини-центра, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития каждому ребенку 4-6-летнего возраста.

Осуществление дошкольного образования функционирования мини-центров в городе начато с 2003 года. При НОУ СОШ №21 был открыт мини-центр, где численность детей 5-летнего возраста составляла - 18 человек. В этих условиях пребывание детей было максимально приближено к идеальному. Сегодня при НОУ СОШ № 21 действуют четыре мини-центра: 20 детей (4-5 летнего возраста), 30 детей (5-6 летнего возраста) на базе, предоставляемой школами города. Получен статус юридической организации, лицензия на право заниматься образовательной деятельностью в городе Кунгур.

В мини-центрах создана эстетическая предметно-пространственная, развивающая среда с учетом санитарно-гигиенических требований.   Мини-центры находятся при СОШ № 21 города Кунгура, где имеются комнаты для занятий, спортзал, туалет, комнаты гигиены, для приема пищи, учительская - методический кабинет.

Для детей - игровая комната, комнаты для занятий, уголки отдыха. В спортзале имеется спортивное оборудование, детский тренажер. Вся мебель стулья, шкафы - соответствует возрасту детей (четырехместные столы, стулья, шкафы для хранения игрушек, раздаточного и дидактического материала), собрана богатая детская библиотека. Также мини-центры оснащены игрушками, настольными играми, строительным материалом, спортивным оборудованием. Помещения отремонтированы, эстетически оформлены, озеленены. Имеется детская площадка для проведения игр и прогулок на свежем воздухе.

Воспитатели данной школы охотно делятся опытом, выступая на городском уровнях.

Дети, посещающие мини-центры легко усваивают программу предшкольной подготовки и по качеству развития опережают детей, посещающих только классы предшкольной подготовки. 

Мониторинг качества развития детей в мини-центре позволяет отметить положительную динамику личностного роста ребенка-дошкольника.

Работая над обновлением содержания образования, формируя динамичную, здоровьесберегающую, эстетически привлекательную, полифункциональную, рационально-логическую, интересную для детей среду, воспитатели  используют инновационные технологии.      

Главным показателем качества дошкольного образования в мини-центрах является

 - высокий уровень психологического комфорта ребенка; выраженность индивидуальных способностей детей;    высокая степень адаптации ребенка к новым социальным условиям.

Создание мини-центров существенно преобразовало дошкольную систему города, также обеспечило преемственность дошкольной и школьной ступеней образования. Также повысился статус и качество дошкольного образования в социокультурном пространстве города.

Таким образом,  альтернативное   дошкольное   обучение  в виде мини-центров, групп развивающего обучения, агентств по предоставлению педагогических услуг в городе повлияло на решение таких вопросов, как доступность и качество  образования  на раннем этапе; обеспечение единых стартовых возможностей детей в получении  образования  в районном городе. Сегодня такие формы жизненно необходимы, актуальны, как альтернативная модель дошкольного образования в Пермском крае.

 

Заключение

 

Достоинство курса политики в области образования определяется ориентацией на общечеловеческие ценности, на принципы свободы личности. Эти фундаментальные принципы, лежащие в основе прав личности, должны быть реализованы уже в детские и юношеские годы, когда закладываются мировоззренческие и характерологические качества гражданина.

Права, провозглашенные во «Всеобщей Декларации прав человека», реализуются для ребенка через систему образования, гуманизацию и демократизацию идей, содержания, форм, методов и технологий.

Современная система отечественного дошкольного образования строиться на принципах динамизма, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Существующие организационные   формы  дошкольного  образования  не могут полностью удовлетворить растущие потребности населения, требуется создание дополнительных альтернативных   форм дошкольного  образования  (групп семейного типа, филиалов дошкольных  образовательных учреждений на дому, групп круглосуточного пребывания детей, групп кратковременного пребывания, мини-центры, частные агентства по предоставлению педагогических услуг). Для эффективного развития сети альтернативных  дошкольных образовательных учреждений и групп образовательной направленности необходимо привлекать различные ведомства, общественные институты, частных предпринимателей.

Рассматривая преимущества  альтернативных форм образования  детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что в связи со сложившимся дефицитом дошкольных мест в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования; увеличением учреждений, в которых численность детей превышает количество мест, сложностью оперативного решения данных вопросов на уровне муниципальных образований рассмотрены возможности создания и развития альтернативных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

При имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу.

Изучив состояние современной системы отечественного дошкольного образования и, исследовав состояние развития  альтернативных форм обучения в дошкольном образование, есть все основания считать, что в будущем тенденции к разнообразию дошкольно-школьных учреждений будут усиливаться.

 

Библиографический список.

 

"Конвенция о правах ребенка"(Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН).

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 16.03.2006)"Об образовании"

Приказ Минобразования РФ от 22.05.1998 N 1327 (ред. от 11.08.2000)"Об утверждении положения о порядке аттестации государственной аккредитации образовательных учреждений».

Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 N 2994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании  образовательных услуг  в сфере общего образования"

Кого и как мы растим. Ступени воспитания ребенка. Теория и практика. Санкт - Петербург 2002

Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии М.,2001.

Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. Методическое пособие. М., 2006.

Сластенин, Исаев, Шиянов. Педагогика. М., 2002.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под редакцией Ерофеевой Т.И. М., 1999.

Социально-экономические основания  развития образования в России / Обзорно-реферативный сборник.- М., ИПТ и МИО РАО, 1994.

Арапова-Пискарева Н. «О российских программах дошкольного образования» Ж// Дошкольное воспитание № 8 2005.

Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании и обучении дошкольников» Ж// Начальная школа №6 2002.

Крулехт М. «Инновационные программы дошкольного образования» Ж// №5 Дошкольное воспитание 2003.

Стеркина Р., Князева О. рекомендации по организации работы дошкольных учреждений //  Дошкольное воспитание.-1992 №1.

Стеркина Р. Основные направления обновления нормативно-правовой базы системы дошкольного образования в РСФСР// Дошкольное воспитание. - 1991.№ 8.

Широкова Г. Дошкольное воспитание в Москве в условиях переходного периода// Дошкольное воспитание 1992 № 1.

Щетинина Г. Детский сад будущего// 1989 №1.

18. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.,2005.

19.Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.,2000.


 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



Информация о работе Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании