Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: условия развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании г. Кунгур.
Предмет: альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.
Цель: Изучить состояние современной системы отечественного дошкольного образования и исследовать состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании.

Файлы: 1 файл

Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании

 

Введение

 

За последние десятилетия международным  сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы направления этой политики. Среди  них - «Декларация прав ребенка». Основной ее тезис - «че-ловечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декла-рация призывала родителей, неправительственные организации, местные власти, правительства, общественность стран стремиться обеспечить детям такие условия, которые позволяют им развиваться здоровыми людьми, свободными от любых форм насилия, с чув-ством собственного достоинства.

 

По материалам ЮНЕСКО, полученным при проведении обсле-дования во многих регионах мира, был сделан вывод  о том, что все страны оказались вовлеченными в процесс осмысления своих сис-тем образования. Они пришли к заключению, что образование дол-жно быть созвучно современным условиям.

 

Мировой и отечественный опыт развития образовательных си-стем свидетельствует  о том, что гарантией в этом процессе может быть лишь диалектическое единство свободы личности и равенства прав на образование.

 

В настоящее время основной организационной  формой дошкольного образования  являются дошкольные образовательные  учреждения шести разных видов, а  также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

 

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные и альтернативные формы дошкольного образования.

 

Последние годы в России характеризуются возникновением но-вых видов учреждений воспитательно-образовательного характе-ра для детей, разнообразием педагогических услуг, которые пред-лагаются детям и их родителям. Наряду с государственными суще-ствуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеют-ся учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных спо-собностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные груп-пы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию вос-питания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошколь-ном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень разви-тия детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании.

 

Актуальность данного исследования состоит в том, что современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

 

Проблема: Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение  равных стартовых возможностей для  детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных  условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста и внедрять альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.

 

Объект исследования: условия развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании г. Кунгур.

 

Предмет: альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.

 

Цель: Изучить состояние современной  системы отечественного дошкольного  образования и исследовать состояние  развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании.

 

Задачи

 

1. Выделить проблемы программности  воспитания и обучения детей  дошкольного возраста в отечественной  педагогике и практике.

 

2. Изучить современные формы  и технологии обучения в дошкольном  образовании.

 

4. Выделить альтернативу дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.

 

5.Исследовать и проанализировать  работу альтернативных форм обучения  в дошкольном образовании города  Кунгур.

 

Методы исследования: анализ источников, нормативно-правовых документов, описание содержания традиционных и альтернативных форм обучения в дошкольном образовании, исследование.

 

Гипотеза: предполагаем, что при  имеющихся традиционных формах дошкольного  обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу.

 

Глава I .Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного  возраста в отечественной педагогике и практике

 

1.1 О российских программах дошкольного  образования.

 

Среди факторов, влияющих на эф-фективность  и качество образова-ния детей в ДОУ, важная роль при-надлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процес-са в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концеп-цию дошкольного образования, фикси-рует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специа-лизированная, парциальная програм-ма) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализа-ции программы устанавливаются вид и категория ДОУ.

 

Современная дифференциация до-школьного  образования, многообразие видов ДОУ  предполагают значительную вариативность  в использовании про-грамм и  педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательно-му учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из ком-плекса вариативных выбирать те про-граммы, которые наиболее полно учиты-вают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских са-дов, осваивая разные программы, мо-гут вносить в них изменения (основа-ние: п. 19 Типового положения о до-школьном образовательном учрежде-нии), не нарушающие общей концепту-альной направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализа-ции, социально-экономические, эколо-гические, климатические условия, куль-турные, национальные и другие особен-ности своих регионов (область, край, ре-спублика). Воспитатели могут также ис-пользовать (адаптировать) лучший ми-ровой педагогический опыт. Таким обра-зом, в условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, ва-риативность) программ рассматрива-ется как важнейшее условие соблюдения вышеупомянутого закона. Только такой подход может обеспечить развитие ин-дивидуальности ребенка, учесть образо-вательные запросы семьи, уровень и на-правленность работы ДОУ, а также спо-собствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

 

Сегодня в дошкольных образователь-ных учреждениях Российской Федера-ции, в общеобразовательных учрежде-ниях, которые посещают дети дошколь-ного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в раз-витии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) на основании ст. 9 Закона РФ «Об обра-зовании» реализуются общеобразова-тельные программы, которые подразде-ляются на основные и дополнительные.

 

Анализ современной ситуации пока-зывает, что наряду с недостаточной ин-формированностью о современном ви-довом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учиты-вают, как избранные ими программы со-относятся со спецификой образователь-ного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совмес-тимость программ.

 

Вместе с тем качество дошкольного  образования и его востребованность зависят от профессионализма педаго-гов, осознанного выбора и компетент-ной реализации образовательных про-грамм. В этой связи становится очевид-ным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ре-бенка дошкольного возраста.

 

Общие требования к комплексным  и парциальным программам дошкольного  образования изложены в методическом письме Минобразования России от 24.04.95 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных уч-реждений Российской Федерации». Од-нако содержащиеся в этом документе требования не конкретизированы с уче-том современных видов программ, кото-рые определены в Законе РФ «Об образо-вании» (основные, дополнительные, при-мерные).

 

1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.

 

Социальные, экономические и идеологические изменения, про-исходящие за пределами  системы образования, не могут оставить без изменения систему образования  и воспитания подрастающего поколения.

 

За 30 лет после принятия ООН «Декларации  прав ребенка» мно-гие представления  изменились. Возникла необходимость  принятия нового документа, в котором  не просто декларировались права  де-тей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только разви-вает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, ко-торые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои дей-ствия в отношении детей.

 

Основная идея Конвенции заключается  в обязательном обеспе-чении интересов  и прав детей, создании необходимых  мер для вы-живания, развития, защиты и обеспечения активного участия  под-растающего поколения в жизни  общества. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, - признание ребенка полно-ценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъек-та общества во всем комплексе гражданских, политических, эко-номических, социальных и культурных прав.

 

Анализируя современное состояние организации педагогичес-кого процесса и нормативно-программное обеспечение дошколь-ных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в ис-торию.

 

Дошкольные учреждения руководствовались  в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государ-ственным обязательным документом. В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Работа по жестко регламенти-рованной программе неизбежно ограничивала возможности для пе-дагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуаль-ные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.

 

Многие педагоги и ученые были обеспокоены реальным поло-жением дел в системе общественного дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоин-ством, на что неоднократно указывали наши зарубежные коллеги.

 

В 1989 г. Государственным комитетом  по народному образова-нию СССР - центральным органом, направляющим и регламенти-рующим в тот период работу всех учреждений образования в стра-не, - была утверждена новая «Концепция дошкольного воспита-ния» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отри-цательных сторон современного состояния общественного дош-кольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка ука-зывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмеча-лось, что в основном дошкольное воспитание по существу своди-лось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знании, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, са-моценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Важные идеи концепции - гуманизация и деидеологизация дошкольного обра-зования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доб-ра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

 

Ключевые позиции обновления дошкольного  учреждения состо-яли в следующем:

 

охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического);

 

гуманизация целей и принципов  образовательной работы с детьми;

 

раскрепощение условий жизни детей  и работы педагогов в до- школьном учреждении;

 

обеспечение преемственности между  всеми сферами социаль-ного становления  ребенка;

 

радикальные изменения характера  подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.

 

В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной  моделей построения педагогичес-кой  работы с детьми, каждая из которых  альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспе-чивает чувство психологической защищенности, развитие индиви-дуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и прин-ципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уде-лялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрос-лого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка.

 

Концепция отразила мысли передовых  педагогов-практиков и ученых, вобрала  в себя взгляды педагогической общественности, т. е. показала то, как говорится, что  «носилось в воздухе», - необ-ходимость  коренной перестройки дошкольного  воспитания и об-разования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом ра-ботников народного образования. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление -основные идеи и главные направления перестройки системы обра-зования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не со-держала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной програм-мы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспи-тания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был пред-принят.

Информация о работе Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании