Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: условия развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании г. Кунгур.
Предмет: альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.
Цель: Изучить состояние современной системы отечественного дошкольного образования и исследовать состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании.

Файлы: 1 файл

Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

 

8. Возможности полно-ценного развития  детей (широта охвата сфер развития  детей) 

Происходит многостороннее развитие детей дошкольного возраста, охватывающее практически все основные сферы. 

 

10. Охрана здоровья детей 

Физическое развитие, формирование здорового образа жизни и охрана здоровья детей - приоритетные задачи. 

 

 

 

Таким образом, рассматривая преимущества альтернативных форм образования детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что в связи со сложившимся дефицитом дошкольных мест в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования; увеличением учреждений, в которых численность детей превышает количество мест, сложностью оперативного решения данных вопросов на уровне муниципальных образований рассмотрены возможности создания и развития альтернативных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ. (Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 25 декабря 2006г № 03-2998 «О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста»).

 

2.3 Актуализация внедрения альтернативных  форм обучения в дошкольном  образовании города Кунгур Пермского  края.

 

Динамика положительных перемен  в дошкольном образовании не исключает  наличия ряда вопросов, каков уровень  развития детей, не посещающих дошкольные организации? С каким запасом здоровья эти дети приходят в школу? Каким образом можно использовать возможности школ в работе с неорганизованными детьми? Так как дальнейшее игнорирование этих проблем могло иметь негативные последствия для формирования будущего поколения, то наметился оптимальный выход - использование альтернативных форм обучения в дошкольном образовании.

 

Система раннего обучения детей  на сегодняшний день является, пожалуй, самой уязвимой частью системы образования. Именно поэтому проблема выстраивания системы повышения ее жизнестойкости так актуальна в Пермском крае, а именно в городе Кунгур.

 

Цель исследования: Исследовать  и проанализировать состояние альтернативных форм обучения в дошкольном образовании города Кунгур.

 

Характеристика базы исследования.

 

Исследование проводилось в  городе Кунгур с численностью населения  около 70 тысяч человек.

 

ДОУ в городе - 23 и три школы  сада. Детские сады города работают по программам «Радуга», « Развитие», «Детство», «Истоки», « Кроха».

 

В Детском саду № 9 г. Кунгура работают группы кратковременного пребывания детей  с нарушением речи. В детском саду № 16 организованна кружковая и  факультативная работа.

 

На 2007 год очередь в дошкольное образовательное учреждение составила 1370 детей, это по сравнению с прошлым годом в два раза больше детей готовы посещать дошкольное образовательное учреждение.

 

На августовской педагогической конференции  начальник управления образования  В.В.Сарапульцева говорила о том, что  в уровень подготовки к школе детей дошкольного возраста высокий, занимает второе место по городам Пермского края.

 

Имея в подготовительных группах  по 30 человек детей, вряд ли можно  эти заслуги приписать к заслугам воспитателей. В последнее время  в городе появилась прекрасная возможность по мимо занятий в детском саду, хорошо подготовить ребенка к школе.

 

Группы развивающего обучения занимаются по воскресеньям («Воскресная школа») по направлениям:

 

- формирование элементарных математических  представлений по программе «Школа 2100»;

 

- обучение грамоте по образовательной  системе «Школа 2100»;

 

- час эстетического развития;

 

- психологическое сопровождение  детей, готовящихся пойти в  первый класс.

 

На занятия дети приходят вместе с родителями, совместно выполняют  задания, получают домашнее задания на целую неделю. Оплата составляет 600 рублей в месяц (4-5 посещений).

 

Численность детей в таких группах  не превышает 20 человек. Группы делятся  по возрастам. Посещать такую школу  можно с пятилетнего возраста. Опрос родителей детей, посещавших «Воскресную школу» показал, что только при систематическом и системном обучении такая форма образовательных услуг может принести неплохие результаты. А что делать с так называемыми «неорганизованными детьми», детьми «индиго», да просто с детьми, которые по разным причинам не посещающие детские сады и «воскресные школы»?

 

В городе недавно начало свою работу частное агентство «Калейдоскоп» (по предоставлению платных услуг  педагогического характера). Агентство  предоставляет педагогические услуги на дому, у клиента. Специалист с высшим образованием занимается с ребенком индивидуально на территории, предоставляемой заказчиком. Здесь уже подбирается индивидуальная программа обучения для ребенка с учетом его психо-физических, индивидуальных возможностей.

 

Агентство предоставляет услуги:

 

- няни (для детей от рождения  до 1,5 лет);

 

-воспитателя (для детей от 1, 5 до 7лет);

 

-гувернантки ( для детей от  школьного возраста);

 

- специалиста по подготовки  ребенка к школе;

 

- логопеда;

 

Стоимость одного занятия со специалистом дошкольником 70 рублей, как правило, в неделю необходимо 3-4 занятия по тому направлению, которое выбирает клиент. Стоимость услуг няни и воспитателя от 150 до 250 рублей в день, в зависимости от количества проработанных часов в день.

 

В агентство обращаются родители, чьи дети не могут работать в детском  коллективе. Это дети с отклонениями в психическом и физическом развитии, педагогически запущенные дети, с  холерическим типом темперамента, с  поведенческими дефектами и др.

 

Мини-центр - альтернативная форма дошкольного учреждения, создаваемая в целях развития детей в возрасте от одного года до 6(7) лет и консультативно-методической поддержки их родителей в организации воспитания и обучения  ребенка, социальной адаптации. Дошкольные мини-центры могут быть государственными и частными, создаваться как самостоятельные юридические лица или как структурные подразделения дошкольных, внешкольных и специальных организаций образования, а также организаций среднего общего образования. По типу организации учебно-воспитательного процесса, по времени пребывания мини-центры могут быть самые разные. Но объединять их будет одна задача - обеспечение доступа к дошкольному образованию тех детей, кто был лишен этой возможности в силу обстоятельств.

 

Как яркий пример значимости развития  альтернативной  формы дошкольного  образования, служит опыт создания мини-центров в Кунгур Пермского края.

 

В Кунгуре, как и по всему Пермскому  краю, имеет место дисбаланс между  ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможности удовлетворить эту востребованность. Численность детей 4-5 лет по сравнению с 2001 годом увеличилась в 2 раза, что обратно пропорционально количеству дошкольных организаций. В связи с этим отдел образования определил структуру, обеспечивающую поддержку развития системы дошкольного образования.

 

Проведя опрос-анкетирование среди  родителей, проанализировав возможности  кадрового потенциала, было решено, что уже при четырех общеобразовательных  школах можно открыть мини-центры для 100 детей 5-6 лет

 

Мини-центры - дошкольные группы кратковременного пребывания детей (от 3 до 5 раз в неделю и от 2 до 3 часов в день), при  общеобразовательных школах всех типов, направленные на развитие и адаптацию  детей к школе в возрасте (от 3 до 5 лет).

 

Мини-центры удобны тем, что можно  варьировать временем пребывания в  группе, как в течении дня, так  и недели. В таких мини-центрах  дети занимаются, как в первую половину дня, так и во вторую. Образовательный  процесс в мини-центрах осуществляется на основе программы «Школа 2100»с использованием элементов технологии «Шаг за шагом», а также технологий Б.Никитина, М.Монтессори, технологии развивающего обучения.

 

Благоприятными предпосылками  для нравственно-духовного формирования личности ребенка являются занятия по «самопознанию», где центральное место занимает такие ценности, как любовь, доброта, забота, дружелюбие, отзывчивость, честность, справедливость, доверие, уважение. На занятиях воспитатели создают возможность для познания себя через творчество, через проживание и осмысление материала, предложенного на занятии, стимулируют потребности ребенка в самореализации, самовыражении, формируются понятия и представления ребенка о себе как личности и частице окружающего мира, осмысление своего места и роли в окружающем мире.

 

Основными задачами мини-центра являются:

 

1) обеспечение ранней социализации  детей;

 

2) умственное, нравственное, физическое, эстетическое, эмоциональное, познавательное  развитие детей с учетом индивидуальных  особенностей и возможностей  каждого ребенка;

 

3) предупреждение педагогической  запущенности детей; сохранение  здоровья детей;

 

4) организация присмотра, ухода  за детьми;

 

5) своевременная коррекция отклонений  в развитии детей; 

 

6) психолого-педагогическое просвещение  родителей.

 

Дошкольный мини-центр в г. Кунгур организован при выполнении трех взаимосвязанных условий:

 

- построении предметно-пространственной  среды, обеспечивающей и развитие  способностей каждого ребенка,  и реализацию творческого потенциала  педагогов;

 

- организации педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;

 

- координации взаимодействия взрослых  на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

 

Дошкольный мини центр организуется с полным и неполным днем пребывания. При этом организаторы придерживались следующего алгоритма действий:

 

1) изучить образовательные запросы  родителей с целью выбора модели  мини-центра, которая будет востребована  населением;

 

2) установить источники финансирования;

 

3) определить в каком помещении  будет организован педагогический  процесс, определить, где будет  располагаться мини-центр (в группе  детского сада, или предшкольном  классе);

 

4) продумать и обеспечить материально-техническое  оснащение педагогического процесса;

 

5) разработать режим работы мини-центра, т.е. решить вопрос о том,  когда будет работать та или  иная группа;

 

6) осуществить кадровое обеспечение  работы мини-центра;

 

7) разработать функциональные обязанности  и графики работы педагогов;

 

8) определить содержание педагогического процесса в мини-центре, разработать сетку занятий, продумать методы работы, в том числе и нерегламентированной деятельности;

 

9) отобрать диагностические методики (методы наблюдений), позволяющие  отслеживать эффективность педпроцесса его качество, соответствие государственному стандарту дошкольного воспитания и обучения;

 

10) продумать и организовать  разнообразные формы с семьей.

 

Можно выделить пять видов мини-центров:

 

- адаптационный (для детей от 1 до 3 лет);

 

- развивающий (для детей от 3 до 5 лет);

 

- мини-центры для детей с ограниченными  возможностями в возрасте от  рождения до 7 (8 лет);

 

- мини-центр вечернего пребывания, выходного и праздничного дня  (для детей в возрасте от 1 года  до 7 лет);

 

- дошкольные мини-центры на дому.

 

В городе Кунгур функционируют в  основном развивающие дошкольные мини-центры при общеобразовательных школах:

 

В пяти образовательных школах функционируют 5развивающих мини-центра, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития каждому  ребенку 4-6-летнего возраста.

 

Осуществление дошкольного образования  функционирования мини-центров в  городе начато с 2003 года. При НОУ  СОШ №21 был открыт мини-центр, где  численность детей 5-летнего возраста составляла - 18 человек. В этих условиях пребывание детей было максимально приближено к идеальному. Сегодня при НОУ СОШ № 21 действуют четыре мини-центра: 20 детей (4-5 летнего возраста), 30 детей (5-6 летнего возраста) на базе, предоставляемой школами города. Получен статус юридической организации, лицензия на право заниматься образовательной деятельностью в городе Кунгур.

 

В мини-центрах создана эстетическая предметно-пространственная, развивающая  среда с учетом санитарно-гигиенических  требований. Мини-центры находятся  при СОШ № 21 города Кунгура, где  имеются комнаты для занятий, спортзал, туалет, комнаты гигиены, для приема пищи, учительская - методический кабинет.

 

Для детей - игровая комната, комнаты  для занятий, уголки отдыха. В спортзале  имеется спортивное оборудование, детский  тренажер. Вся мебель стулья, шкафы - соответствует возрасту детей (четырехместные столы, стулья, шкафы для хранения игрушек, раздаточного и дидактического материала), собрана богатая детская библиотека. Также мини-центры оснащены игрушками, настольными играми, строительным материалом, спортивным оборудованием. Помещения отремонтированы, эстетически оформлены, озеленены. Имеется детская площадка для проведения игр и прогулок на свежем воздухе.

 

Воспитатели данной школы охотно делятся  опытом, выступая на городском уровнях.

 

Дети, посещающие мини-центры легко усваивают программу предшкольной подготовки и по качеству развития опережают детей, посещающих только классы предшкольной подготовки.

 

Мониторинг качества развития детей  в мини-центре позволяет отметить положительную динамику личностного роста ребенка-дошкольника.

 

Работая над обновлением содержания образования, формируя динамичную, здоровьесберегающую, эстетически привлекательную, полифункциональную, рационально-логическую, интересную для  детей среду, воспитатели используют инновационные технологии.

Информация о работе Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании