Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Активность учения человека была обоснована Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном. Разработке методов, приемов, способов, организации учебной деятельности как самоизменения и саморазвития личности посвящены исследования Ш.А. Амонашвили, О.С. Анисимова, В.В. Давыдова и др.

Файлы: 1 файл

Активные методы обучения.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

       исключается критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания ее плохой;

       поощряется необузданное ассоциирование: чем более «дикой» покажется идея, тем лучше;

       количество предложенных идей должно быть как можно большим;

       разрешается «улучшать» идеи, комбинируя и видоизменяя их.

 

Метод «малой и большой эстафет» - дает возможность коллективного обмена мнениями, оценками по любому вопросу.

 

Метод игрового проектирования – используется для имитирования или воспроизводства процесса создания или совершенствования объекта. Может быть составной частью поисково-апробационных, инновационных игр и других форм учебных занятий.

 

Тестирование – метод диагностики. Тест (от англ. Test – проверка) – система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного качества.

 

Метод деловой игры. Под деловой игрой рекомендуется понимать моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Характерные обязательные признаки деловой игры:

       воспроизведение процесса...

       наличие объекта игрового моделирования

       распределение ролей между участниками игры

       взаимодействие участников игры, исполняющих те или иные роли

       различие интересов у участников игры

       наличие конфликтной ситуации в игре

       наличие общей цели всего игрового коллектива

       реализация в процессе игры «цепочки решений»

       привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени

       наличие разветвленной системы индивидуального или межгруппового оценивания деятельности участников игры

Игры, создаваемые для использования в учебном процессе, получали название обучающих. Обучающая игра может быть как методом обучения, так и формой организации обучения.

Классификация обучающих игр (по В.Ф. Моргуну).

       По пространственно-временной ориентации: исторические игры, по методу прецедента; тактические игры, соревнования.

       По потребностно-волевым переживаниям: игры-трагедии. жестокие игры; спокойные или азартные игры; возвышенные игры, комедии.

       По содержательной направленности: деловые игры, организационно-деятельностные игры; ролевые игры и психосоциодрамы; игры-самораскрытия.

       По уровню освоения деятельности: дидактические игры; игры-упражнения, репродуктивные; творческие (конструктивные), эвристические, исследовательские.

       По форме реализации: предметно-манипуляционные игры, инструментальные игры; интеллектуальные игры.

 

Методы «круглого стола». Эта группа методов объединяет около полутора десятка разновидностей учебных занятий, в основе которых лежит принцип коллективного обсуждения проблем.

Методы «крутого стола» можно объединить в следующие группы.

1. Учебные семинары.

Межпредметные. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в разных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и др. На семинар могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий. Между слушателями распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Такой семинар позволяет расширить кругозор обучающихся, способствует комплексному подходу к оценке проблем.

Проблемные. Перед изучением каждого раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела. Накануне обучающиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. На семинаре в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара дает возможность выявить уровень знаний слушателей в определенной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематические. Эти семинары готовятся и проводятся с целью акцентировать внимание обучающихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара участникам дается задание – выделить существенные стороны темы, проследить их связь с практикой общественной и трудовой деятельности в масштабе страны, предприятия, коллектива. Тематические семинары углубляют знания слушателей, ориентируют их на активный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Ориентационные. Предметом обсуждения на этих семинарах являются новые аспекты известных тем, способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, директивы.

Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемый курс или тема, например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности», «Система правового регулирования хозяйственной деятельности учреждения образования и хозрасчет», «Система культурных ценностей и духовное развитие человека» и т. п. Системные семинары раздвигают границы знаний слушателей, не позволяют замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогают обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывают интерес к изучению разных сторон общественно-экономической жизни.

2. Учебные дискуссии.

Они могут проводиться:

       по материалам лекции;

       по итогам практических занятии;

       по проблемам, предложенным самими слушателями;

       на основе событий и фактов из практики изучаемой сферы деятельности;

       по публикациям в печати.

Учебные дискуссии закрепляют знания; увеличивают объем новой информации; помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

3. Учебные встречи за «круглым столом».

Чрезвычайно полезны в познавательном отношении периодические встречи за «круглым столом» со специалистами – учеными, деятелями искусства, представителями общественных организаций, учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений и др. Перед каждой такой встречей преподаватель предлагает учащимся выдвинуть интересующую их тему и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные вопросы передаются гостю «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам. Одновременно на «круглый стол» могут быть приглашены несколько специалистов. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить аудиторию на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.

В заключение еще несколько рекомендаций по организации «круглого стола».

Для повышения активности обучающихся им можно предложить для обсуждения одну-две критические, острые ситуации в данной сфере деятельности. Для иллюстрации тех или иных мнений, положений и фактов целесообразно использовать соответствующие кино-и телефрагменты, фотодокументы, материалы из газет, записи на магнитной ленте, графики, диаграммы.

Не следует допускать, чтобы обсуждение уходило в сторону от сформулированной темы.

С приглашенными на «круглый стол» надо проводить тщательную подготовительную работу, чтобы они не выступали с докладами, а участвовали в свободном обмене мнениями по рассматриваемой проблеме.

Группу можно предварительно разделить на два «лагеря», поставить перед каждым, не сообщая другому, разнополюсные задачи. Для одной части группы, например, можно сформулировать задачу так: ничего не принимать на веру, даже очевидные факты, все должно обосновываться, аргументироваться. Другая часть группы будет придерживаться такого принципа: тратить время на обоснование очевидных истин нецелесообразно, ибо каждый образованный человек сам должен убедиться в том, что истинно, а что нет.

Метод «635» —разновидность «круглого стола».

Шесть участников игры предлагают по три идеи решения поставленной проблемы. Записывают их в свои бланки, которые по кругу передают друг другу. И так пять раз. Отсюда и название метода «635».

Бланк сбора идей

В чем заключается решение

В чем состоит проблема

В каком направлении можно развить идею

1-й чл.

2-й чл.

3-й чл.

4-й чл.

5-й чл.

6-й чл.

I идея

 

 

 

 

 

 

II идея

 

 

 

 

 

 

III идея

 

 

 

 

 

 

I этап: каждый записывает в свой бланк основные идеи по решению поставленной проблемы;

II этап: все члены команды дополняют (развивают) идею, заполняя бланк.

После прохождения индивидуальных бланков через руки всех участников на них оказываются зафиксированными 109 идей.

III этап: работа аналитической группы.

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК ВОСПИТЫВАЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ЦЕЛЕЙ

учебных занятий (Бобрович Т.А.)

 

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

 

-акцентировать внимание на …

- аргументировать положение о …

- вызвать интерес к …

- дать необходимые сведения для формирования...

- заложить основы для формирования …

- оказать влияние на формирование и развитие …

- объяснить необходимость …

- побуждать чувства …

- показать важность, значение …

- пробудить стремление к …

- раскрыть значение и роль …

- расширить представление о …

- содействовать привитию …

- способствовать осознанию …

- способствовать пониманию …

- способствовать формированию и развитию …

- устанавливать связь между …

РАЗВИВАЮЩИЕ

 

-способствовать овладению …

- создать условия для развития …

- обеспечить развитие. …

- развивать …

- способствовать становлению …

-помочь осознать…

-содействовать осознанию...

 

 

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

(по Т.И.Шамовой)

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения обучающихся к изучаемому предмету:

- актуализировать личностный интерес обучающихся к изучению темы;

- помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

 

 Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений обучающихся к окружающей действительности:

- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;

- помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности.

 

Цели, связанные с обеспечением развития у обучающихся интеллектуальной культуры:

Информация о работе Активные методы обучения