Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств преодоления агрессии.
Проблема исследования заключается в нахождении эффективных средств преодоления агрессии у детей дошкольного возраста.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования « Проявление агрессии в дошкольном возрасте и пути её преодоления».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВА ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ…..6
1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения………………………………………………………………………….6
1.2 Особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте….……18
1.3 Средства и пути преодоления агрессии………………………….….24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СРЕДСТВ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ………………………...…30
2.1 Диагностика агрессии у детей дошкольного возраста……………..30
2.2 Организация работы по определению агрессивного поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………...32
2.3 Проверка эффективности организованной работы…………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………

Файлы: 1 файл

Агрессия у дошкольника2.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно становится частью психики человека и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

Развитие внутреннего контроля у детей идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей, мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато, когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

В связи с этим хотелось бы предложить комплекс рекомендаций для родителей и педагогов.

Рекомендации родителям

Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).

Когда ребенок приходит из детского сада, интересуйтесь во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.

Ограждать ребенка от просмотра мультфильмов агрессивного содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.

Обсуждать с ребенком происходящее на экране, давать свои оценки.

Не проявляйте на глазах у ребенка повышенной эмоциональности и аффективности.

Не применяйте в отношении ребенка слишком строгих мер, в том числе физические наказания, унижение его не глазах других людей и др.

Не показывайте ребенку унижение друг друга, конфликтные ситуации.

Проявляйте в отношении к ребенку теплые чувства, формируйте у него чувство защищенности.

Попытайтесь исключить ответную реакцию на агрессивное поведение ребенка.

Постарайтесь переместить агрессию на другой объект (например, на грушу).

Рекомендации педагогам:

Не проявляйте грубости в присутствии детей.

Старайтесь поощрять миролюбивые поступки детей в присутствии группы. Объясняйте и совместно с детьми обсуждайте эти поступки.

Вовлекайте ребенка в общую игру, сначала на второстепенные роли, затем на все более важные. Как можно чаще организуйте совместную деятельность детей, пытаясь исключить.

Участвуйте в игре вместе с детьми, чтобы не допустить исключения ребенка из игры. Привлекайте внимание детей к достижениям друг друга.

В ходе игр по возможности избегайте инструкций, нравоучений, замечаний; не делите детей на плохих и хороших.

Препятствуйте появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков».

Организуйте общение между детьми без привлечения каких-либо предметов. Общение должно строиться на сосредоточенности на партнере, а не на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).

Если имеется видеомагнитофон – показывайте отечественные мультфильмы, организуйте их обсуждение, проигрывайте с детьми отдельные эпизоды.

Обеспечьте условия для выплеска агрессивных стремлений детей в социально приемлемой форме. Это можно сделать путем создания уголка, где находились бы спортивный инвентарь (велосипед, груша, канаты, батут и др.).

Совместно с детьми изготовляйте близким людям (мамам, папам, бабушкам, дедушкам…) поделки на различные праздники.


Глава 2. Экспериментальное изучение агрессивных проявлений и средств её преодоления.

 

2.1 Диагностика агрессии у детей дошкольного возраста

Цель экспериментального исследования:  доказать эффективность средств преодоления агрессии детей дошкольного возраста.

База исследования

Экспериментальное исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании были использованы, а также специально разработаны следующие экспериментальные и диагностические методики:

1) анкетирование  с воспитателями;

2) методика Басса Дарки;

На  первом этапе  была проведена диагностика уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста по методике Басса Дарки (общее число испытуемых 30 человек).

Методика применялась в стандартном варианте. Результаты методики приведены в таблице 1.

Таблица 1

 

Результаты изучения агрессии детей группы А и группы Б на констатирующем этапе исследования    по методике Басса Дарки

 

           Группа   «А»

 

              Группа    «Б»

 

Алиса Р.

8 баллов

Марина Л.

6 баллов

Вера Ч.

6 баллов

Миша Н.

8 баллов

Ира М.

7 баллов

Вова С.

5 баллов

Толя Ф.

9 баллов

Слава Б.

9 баллов

Руслан Т.

9 баллов

Костя Д.

8 баллов

Миша Б.

9 баллов

Дима О.

9 баллов

Андрей Ш.

7 баллов

Илья З.

5 баллов

Алена Я.

8 баллов

Витя Т.

6 баллов

Оля А.

9 баллов

Ира Б.

8 баллов

Гоша К.

7 баллов

Оля С.

9 баллов

Вася П.

9 баллов

Наташа Л.

5 баллов

Алина Ф.

6 баллов

Аня Д.

6 баллов

Аня В.

7 баллов

Таня Н.

8 баллов

Алла Т.

8 баллов

Лена К.

9 баллов

Рома В.

7 баллов

Костя С.

8 баллов

 

 

 

 

ИТОГО

116 баллов

ИТОГО

113 баллов

 

При анализе результатов на данном этапе было отмечено, что наибольшее число дошкольников 6-7 лет имеют высокий уровень агрессии (33%).

Иначе говоря, в ответах детей присутствует негативизм, агрессия (причем как личная, так и безличная).

Таким образом: очевиден высокий процент агрессивности у детей, это обуславливает проведение специальной работы по преодолению агрессии .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

Таблица 2

Уровни проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста по  методике Басса Дарки  на этапе констатирующего эксперимента (группа   А)

 

Ф.И. Ребёнка

   Высокий

   Средний

    Низкий

Результат

Алиса Р.

 

8 баллов

 

 

Вера Ч.

 

 

6 баллов

 

Ира М.

 

7 баллов

 

 

Толя Ф.

9 баллов

 

 

 

Руслан Т.

9 баллов

 

 

 

Миша Б.

9 баллов

 

 

 

Андрей Ш.

 

7 баллов

 

 

Алена Я.

 

8 баллов

 

 

Оля А.

9 баллов

 

 

 

Гоша К.

 

7 баллов

 

 

Вася П.

9 баллов

 

 

 

Алина Ф.

 

 

6 баллов

 

Аня В.

 

7 баллов

 

 

Алла Т.

 

8 баллов

 

 

Рома В.

 

7 баллов

 

 

ИТОГО

5

8

2

 

 

Результаты диагностики выявили: Толя Ф, Руслан Т., Миша Б., Оля А., Вася П. – высокий уровень агрессии. Алиса Р., Ира М., Андрей Ш., Алена Я., Гоша К., Аня В., Алла Т., Рома В.- средний уровень агрессии. Вера Ч., Алина Ф. – низкий уровень агрессии.

 

 

 

Таблица 3 

Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по  методике Басса Дарки  на этапе констатирующего эксперимента  группа  Б

 

Ф.И. Ребёнка

   Высокий

   Средний

    Низкий

Результат

Марина Л.

 

 

6 баллов

 

Миша Н.

 

8 баллов

 

 

Вова С.

 

 

5 баллов

 

Слава Б.

9 баллов

 

 

 

Костя Д.

 

8 баллов

 

 

Дима О.

9 баллов

 

 

 

Илья З.

 

 

5 баллов

 

Витя Т.

 

 

6 баллов

 

Ира Б.

 

8 баллов

 

 

Оля С.

9 баллов

 

 

 

Наташа Л.

 

 

5 баллов

 

Аня Д.

 

 

6 баллов

 

Таня Н.

 

8 баллов

 

 

Лена К.

9 баллов

 

 

 

Костя С.

 

8 баллов

 

 

ИТОГО

4

5

6

 

Информация о работе Агрессия у дошкольников: проявление и средства ее преодоления