Представители педагогической
мысли Восточной Украине, которая
находилась в составе Российской
империи (X Алчевска, 0 Андриевский, П
Блонский, Б Гринченко, М Драгоманов,
М Корф, и Огиенко, С Русова, И
Стешенко ко, К Ушинский, Я Чепига-Зеленкевич,
П Юрке-вич и др.), связывали
идеи педагогической этики с
самобытной народной системой
воспитания украинской молодежи
По этому поводу российско-украинских
педаго г Константин Ушинский
(1824-1870) отметил: \"Став одним из
элементов государственного и
народной жизни, общественное воспитание
пошло у каждого народа своим
особым путем, и теперь каждый
европейский р от имеет свою
характеристическую систему воспитания
\"Учитель, по его мнению, в своей
профессиональной деятельности
должен учитывать ментальность
воспитанников Он обязан иметь
глубокие убеждения, верить в
мо можность воспитания подрастающего
поколения и прежде любить
К Ушинский выступал против
ограничительных указаний норм
относительно поведения педагога
в каждом конкретном случае, призывал
изучать псих Ичне явления
и закономерности, которые являются
основой этих норм: \"Мы не
говорим педагогам: действуйте так
или иначе, но говорим им: изучайте
законы тех психических явлений,
которыми вы хотите управлять,
и поступайте соответственно
этим законам и тех обстоятельств,
в которых вы хотите их применить
Главное вовсе не в изучении
правил, а в изучении тех основ,
из которых эти правила вытекают
\"На этих положениях К Ушинского
имеют грунтув Атис педагогическая
мораль и этикть ґрунтуватися
педагогічна мораль та етика.
Идею национальной
школы обосновал украинский писатель
и педагог Борис Гринченко (1863-1910)
в трудах \"Братства и просветительная
школа на Украине за польского
господства в Б Хмельницкого\"
(1907), \"На ародни учителя и
вкраинска школа \"(1906),\" Какая
теперь народная школа на Украине?
\"(1906),\" На безпросветном пути
\"(1905) Он констатировал, что при
тогдашних условиях педагог не
мог быть свободным как материальные
в, так и духовно, следовательно,
не мог проникнуться этой идеей
Именно национальная школа является
средством сохранения и возрождения
в молодых поколениях национальных менталитета,
культуры речи, нравственности, а денационализ
ация приводит деморализацию народаціоналізація
зумовлює деморалізацію народу.
Б Гринченко отмечал,
что даже в тех учителей, которые
теоретически признают необходимость
народного языка в школе, наблюдается
нестабильность и неуверенность
в мыслях Некоторые учителя
занимают выжидательную поз ции
Однако настоящий педагог должен
иметь четкую позицию, быть патриотом,
знать и защищать права своего
народоду.
Весомый вклад в
разработку проблем современной
педагогической этики сделали
педагоги А Макаренко, Г Ващенко,
В Сухомлинский Теория воспитания
А Макаренко основывается на
воспитании личности педагога
в а активной деятельности, системе
моральных отношений и зависимостей
между индивидами Он считал, что
педагогическая мораль должна
сочетать строгие требования
к человеку и глубокое уважение
к ней Учитель должен быть
совершенным м не только внутренне,
но и внешне (общение с детьми,
педагогический такт, внешний видвигляд).
Одной из самых распространенных
педагогических ошибок А Макаренко
считал убеждение в том, что
дети - только объект воспитания:
\"Дети - это живые жизни, и жизни
прекрасные, и поэтому нужно относиться
к ним, как к това Ариша и
граждан, надо видеть и уважать
их права и обязанности, право
на радость и обязанность ответственностиності".
Идеи А Макаренко
творчески развил в педагогической
теории и практике В Сухомлинский
Он отмечал, что учитель должен
привлекать воспитанников, вдохновлять
их своей цельностью, красотой
идейно-жизненных поглощения лядив,
убеждений, морально-этических принципов,
интеллектуальным богатством и
трудолюбием Педагог воспитывает
прежде всего своей мыслью
и мышлением Он должен быть
проводником к вершинам морали
и культуры На ду ТКУ В
Сухомлинского, \"любовь воспитателя
к воспитанникам - не готово чувство,
с которым он пришел на ниву
педагогического труда Это неусыпное,
тяжелая и захватывающая творческая
работа, в которой утверждается
идейная, мор альная единство
коллектива как единого целогоиного
цілого".
Педагогическая этика
В Сухомлинского основывалась
на любви, ласке, добрые: \"С первого
дня пребывания ребенка в школе
я хочу беречь и развивать
сердечную мягкость, тонкость чувств
От того, насколько и тонкими,
тактичными, нежными, чувствительными
к окружающему миру будут чувства
ребенка, зависит моя власть над
нейад нею".
Проблемами педагогической
этики занимался также украинский
педагог Григорий Ващенко (1878-1967)
В своих трудах \"Общие методы
обучения\" (1929), \"Задача воспитания
украинской молодежи\" (1957), \"воспитанные
ния воли и характера \"(1952),\"
Основы эстетического воспитания
\"(1957),\" Воспитательный идеал \"(1946)
и т.д., он высказал мнение о том, что именно
педагог должен научить молодежь образцово
служить Богу и Родине В основе его педагогической
этики - христианский Идеаоснові його
педагогічної етики - християнський ідеал.
Теоретические аспекты
современной педагогической этики
разрабатывают И Зязюн, В Малахов,
В Онищенко, и Синица, С Шендрик,
В Чорнокозова, И Чорнокозов, Я
Якубсон и др.
Итак, изучение источников
педагогической этики свидетельствует
факт ее возникновения как
необходимости общества в педагогической
деятельности Издавна философы
пытаются постичь смысл человеческого
бытия, сущность и и содержание,
формы проявления нравственного
поведения человека, соблюдение
им требований разума и чувств
Современный подход к достижений
педагогической, этической мысли
требует не только осознание
необходимости ее сохранения, но
и критического, творческого развитияку